Торнадо по-русски

Нина Гаврикова
Торнадо по-русски

Тёплый летний вечер. Девочка, ничего не замечая вокруг, впилась глазами в телевизор, там рассказывали о невероятных проделках природы.
– Бабушка, иди скорей сюда, смотри, что было в прошлый понедельник, – Карина держала в руках джойстик, прибавив на всю громкость звук, указательный пальчик правой руки направила на экран.
Там подробно показывали, как разгневанная матушка-природа взяла «пылесос» и начала наводить порядок на планете Земля. Комментарии шокировали.
– Первого августа в России, в городе Благовещенск, прошёл не только редкий, но и первый городской торнадо, в результате чего один человек погиб, ещё 38 травмировано.
Из съёмок, сделанных свидетелями происшествия, было видно, с каким азартом распоряжается природа. От работы «неисправного пылесоса» образовался громадный вьюн-торнадо, поднимая внушительных размеров облака мусора. Он шутя выкорчёвывал большие деревья, будто пропалывал и выкидывал ненужную рассаду огурцов из грядки. От его быстрого передвижения масса автомобилей оказались перевёрнутыми вверх дном.
Пожилая женщина прижалась плечом к дверному косяку. Закрыла глаза и спустилась в «подпол» времени – в незабываемое детство.
– Бабушка, ты уснула, что ли? Я тебе кричу, кричу, – внучка стояла рядом, дёргая за поясок халата.
– Нет, всё нормально, давай дослушаем.
Диктор подводил итог:
– Подобные сильнейшие торнадо возникают в России довольно редко. Всего в истории страны отмечены три подобных катастрофических природных явления. В июне 1904 года, в июне 1984 года, и два года назад торнадо прошёл также по городу Краснозаводску, в Московской области.
– Значит, в 2009 году ещё был торнадо, – сделала вывод бабушка, присела на корточки, обняла внучку, чмокнула любимицу в щёчку, – давай выключай телевизор, пойдём кушать оладушки, у меня почти всё готово.
Дамы проследовали в кухню. Удобно расположившись на диванчике, Карина с удовольствием купала румяные бока пышечек то в сгущёнке, то в сметане, но не унималась:
– Баб, как ты думаешь, почему возникают торнадо? Мы в прошлый выходной к бабушке Мане ездили, так видели большую теплицу, которая валялась у дороги. Мама сказала, что её ветром, как парус, подняло от земли и бросило на дорогу. А папа усмехался, мол, какой должен быть ветер, чтобы теплицу вместе с брусом крутило в воздухе, как воздушный шарик? Баб, у нас здесь что – тоже торнадо завелось?
Хозяйка ловко перевернула очередную золотистую лепёшечку и, лукаво подмигнув любознательной говорунье, отвечала:
– Думаю, что Земля к теплу постоянно поворачивается разными сторонами, как оладушки на сковороде. Сверху ещё тесто, а внизу золотистые зажарочки. Перевернёшь тестом вниз оладушку, и от огня другая сторона зарумянится. Так и у земного шара бока становятся горячими от жарких лучей. Какая-то часть уже прогрелась, а противоположная остаётся холодной. От разницы температур возникает ветер на поверхности Земли. Где воздух очень сильно нагревается, там почва под ногами закипает, как масло в сковороде, – туда Боженька посылает грозовую тучку, из которой выпрыгивает вьюн-торнадо, будто дует на горячий чай в блюдечке, остужает местность. А на второй вопрос отвечу так: наш торнадо по-русски, можно даже сказать по-вологодски, нигде не зафиксирован. Хочешь, я тебе раскрою тайну нашей семьи?
– Да, конечно, хочу! – захлопала в ладоши внучка.
Бабушка присела на краешек табурета, загадочно улыбнулась и начала:
– Тогда слушай. Давно это было, я была примерно как ты сейчас. Лето шестьдесят четвёртого года прошлого столетия выдалось жарким. Не только люди, но и животные изнывали от зноя. 14 августа, как сейчас тот день помню, мы с сестрой в огороде были, лук обрезали. Ближе к вечеру вдруг поднялся сильный ветер, но не такой, как обычно, этот как-то непонятно волчком крутился. С соседнего дома крышу, как раскрытую книгу, поднял в воздух, покружил над деревней и поставил на другой берег реки. Наш отец в то время пастухом был, должен был вот-вот домой воротиться. Мы побежали его встречать. Добравшись до подъёма в гору, видим такую картину: от деревни, обходя нас стороной, извиваясь огромной змеёй, перемещается вихрь. Такое впечатление, что он крутился в воздухе спиралью, как в воронку жадно захватывая всё, что попадалось на пути. Над землёй кружились обломки досок, мусор, пыль. А то, что не смог удержать, бросал обратно на землю. Через несколько минут дерзкий шалун начал выдыхаться – видно, растратил все свои шальные силы, умерил пыл и возвратился туда, откуда пришёл: в серединку разорванного грозового облака.
В этот момент мы услышали, как громко мычат коровы. Бросились к отцу, у него глаза ошалелые, говорить не может. Медленно сполз с лошади, руки широко распластал, словно хотел землю в свои объятия заключить, лежит, молчит. Мы не стали его тревожить, сели на лошадь и погнали стадо в деревню. Отец вернулся домой далеко за полночь. Мы с сестрой на полати спать легли, но заснуть не удавалось, хотелось послушать подробности, и вот что он нашей маме поведал:
– Ой, мать, трудный выдался день нынче. Страху натерпелся – на всю жизнь хватит топерича. Видно, я какое-то испытание прошёл, хоть ничего не понял. До деревни-то минут пятнадцать коровьим шагом оставалось, только с горушки спуститься. Вдруг началось преставление света белого. Откуда ни возьмись налетел на нас вьюн-мотун. Словно воронку ветряную на пригорок приволокло. Ветер вперемешку с пылью и мусором круговыми движениями с неистовой силищей начал всех поднимать вверх. Думал, ну всё – в преисподнюю понеслись. Сам обеими руками крепко ухватился за седло, лечу на своём Богатыре, как на детской карусели, круги наворачиваю.
А за мной сто колхозных коров да, поди, около двух десятков частных пристроились. Я голову назад повернул, соображаю: да тута не один вьюн, а несколько. Вижу, маленькие рядом. Вот Зорьку Шишковых подняло между небом и землёй. Она описала кружок в воздухе и опустилась туда же, где и была. Потом Звёздку Огородниковых подняло, тихонечко так под берег реки унесло и на ноги поставило. А Славнуха и Белобрюшка Пузановых головами мотыляют, их бесцеремонно вверх приподняло да вниз на дорогу переставило. И что ещё хочу сказать: понимаешь, в воронке этой проклятущей крутился я против вращения земли, против солнышка. Сколько времени я каруселился, не могу сказать. Думал, что живым не выбраться из адова круга. Боялся, как бы скотине ноги не переломало, а вот если бы на бок уронило – всё, копец бы коровам настал.
– Знаешь, отец, в колдовстве-то вихрь означает дьявола, танцующего с ведьмой, – сокрушалась матушка.
– Ты не поверишь, я тайком в нашу церковь ходил. Посидел там, поговорил с Богом. Вроде нет за мной вины, чтобы Господу гневаться на меня, но всё одно – прощения попросил, покаялся, даже прослезился.
– Отец, что ты такое говоришь-то? А если узнают коммунисты про храм? В тюрьму посадить могут. Только вчера субботник провели, всё вычистили. Готовятся туды зерно сыпать на зиму, он ведь топерь у них как склад будет, – остерегала супруга.
– Знаешь, мать, я вспомнил, пока сидел там, что сегодня Медовый Спас. У нас в деревне этот день всегда дружно отмечали. До войны я с робятишками на колхозную пасеку бегал. Там нас щедро угощали обрезками от сот. Нажуёмси воска с мёдом так, что скулы сведёт, а в роте сладко, даже губы слипаются. Может, потому что забыл про праздник, так вот и бросило от землицы в круговерть? – рассуждал отец.
– В ту ночь родители так и не ложились спать. Сидели на кухне, всю жизнь по денёчку, как спички в коробок, складывали. Видно, шибко отец настрадался, потому что стал каждый год второе рождение отмечать, – закончила рассказ бабушка.
– Ба, а что такое Медовый Спас? Я про праздник ничего не знаю.
– В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской церкви чину 14 августа совершается малое освящение воды. По традиции в этот праздник совершается и освящение мёда.
Поэтому в народе праздник получил название Медовый Спас. Так вот завтра с утра сначала зайдём в храм, службу отстоим, а потом и на могилку к папе сходим, помянем его.