Шиповник

Вадим Светашов
                Шиповник.

                Совсем свежая миниатюрка, только что принесённая из леса, ещё пахнущая осенней свежестью и ароматом крупных красно-малиновых ягод. Утро выдалось тихим и ясным. С первыми лучами солнца вышел на крыльцо, почесал… в затылке и решил, что незачем околачиваться дома,  а надо сходить за шиповником, набрать, сколько смогу донести и насушить на всю длинную зиму этого природного витамина «С». Взял корзину и через четверть часа был в колючих шиповниковых зарослях на границе леса и обширного поля, изумрудно блестящему молодыми всходами озимых.
                Кустарник со стороны казался красным  от обильного урожая плодов. Они висели гроздьями по 3-4 штуки, слегка обмякшие и сладкие от случившегося накануне лёгкого заморозка. Собирать их было легко, так как листья почти полностью осыпались, но в то же время осторожно: шипы-колючки больно цеплялись за пальцы. Корзинка наполнялась быстро. Вдруг случилось что-то необычное. Я ещё не осознал что, просто глаз отметил какое-то движение. Медленно повернул голову. Да нет, показалось! Рука уже потянулась за следующей порцией ягод и замерла: недалеко справа качнулась вершинка куста шиповника. Вот она дёрнулась ещё раз и ещё. Через несколько мгновений качнулся другой куст.  И это -  в полной тишине. Я повернулся навстречу движению и замер. Кто же это мог быть? Если по веткам прыгает маленькая птичка, они бы лишь слегка покачивались, а не дёргались, как сейчас. Если такой же ягодник  или крупный зерь, я бы увидел, ведь кустарник не выше моего плеча. Медведи ближе двадцати километров от этих мест не водятся, лось и косуля обошли бы колючий шиповник стороной. Странно!   Пока я размышлял, неизвестный постепенно приближался.
                Когда этот некто оказался метрах в пяти от меня, кусты раздвинулись, и на небольшую прогалинку вышел матёрый глухарище. Сквозь редкие оголённые ветки его хорошо было видно. Лесной петух вытянул шею, поднял голову, сорвал и проглотил сразу несколько плодов. При этом куст как бы дёрнулся. Птица потянулась за следующими шиповинами и замерла. Глухарь меня заметил, но не мог понять и определить кто это или что это. Какой это был красавец! На красном фоне поспевших ягод он выглядел очень эффектно. Черноватые голова, шея и хвост. Спина черно-бурая. Большие коричневые крылья. Зоб и грудь с зеленоватым металлическим отливом. Светлый, почти белый живот с крупными чёрными пятнами. На хвосте белые пятна, сливающиеся в полосы. Мощный горбатый и светлый клюв. Округ глаз голая красная кожа. А под клювом топорщится борода из перьев.
                Так мы простояли не более двух минут, показавшимися мне вечностью. Хорошо, что я заметил его на несколько секунд раньше и успел принять удобную позу. Наконец, глухарю это надоело, он медленно втянул голову в плечи и шагнул за куст. Видимо он решил, что я не представляю особой опасности, но из осторожности надо держаться от меня подальше.  Наполнив корзинку, я решил возвращаться домой не лесом, а кромкой поля в обход зарослей шиповника: так было немного дальше, но намного легче. Не  прошёл и полсотни шагов, когда впереди захлопало-загрохотало. Из кустов вылетел глухарь и скрылся за ближайшими деревьями.
                Сейчас дописываю эти строки, глаза слипаются и мерещится краснеющий от ягод шиповник и рядом самая крупная и загадочная птица наших лесов – глухарь. Смотрю на часы. Начался октябрь.

                В.Светашов.