Никто не хотел уезжать. Ю. Будрайтис

Галя Елохина
С 25 Открытого фестиваля  документального кино «Россия», 2014 год, Екатеринбург.

Никто не хотел уезжать
Режиссёр Е.Резников
Киностудия «Гранат» (Москва)

 Юозас Будрайтис*) рассказывает. Пришёл устраиваться на работу в посольство Литвы  в хлопчатобумажных брюках, простой рубашке. Сказали: «Нет!». Зашёл в магазин, купил костюм, рубашку, три галстука. Приняли.
 В комнате на стене портрет  Балтрушайтиса**). Здесь ничего не изменилось. На оконной раме внизу сохранилась инкрустация. В окно сильно дует.
 Занял другую комнату в противоположном конце коридора. Захватил с собой только дырокол, похожий на рубанок, которым пользовался Балтрушайтис. Пообещал себе его сохранить.
 Вот недавно изданные два тома стихов Балтрушайтиса на русском языке и третий том – воспоминания о поэте. Все – в белых обложках.

"Раскрылась ночь своей великой тьмой...
Подходит час полуночи немой!

Простор земли во мраке утонул...
И мир свои пределы разомкнул...

И над душой, неведающей сна,
Горят лишь звезд святые письмена,

Свой тайный блеск таинственно дробя.
Мой бедный ум, мне страшно за тебя!

В глухой тиши, среди глухих долин,
Пред бездной мира в мире ты один!

Тебе видна дневная ложь,
Нездешнего ты все же не поймешь.

В зловещей тьме ты — тень среди теней,
С проклятием отдельности своей!.."

 Будрайтис продолжает. Служба моя здесь закончилась. Никто не хотел уезжать. Уезжают от лжи. У меня было много возможностей остаться за границей. Я не мог так сделать, потому что считал это предательством моей Родины. Всегда можно положительное найти, оазис самому себе. Есть у Тарковского замечательная фраза: «Правда – выше национальности».

 Раньше спокойно ездил в Москву. Теперь приехать – это тупик.

 В родном Вильнюсе. Одолевают сомнения. Что-то не так началось, не так сложилось. Надо навести порядок в себе, всё расчистить.

 Не получается. Летят дни: вот опять пятница, за ней вторник. Говорят, что душа человека всегда остаётся молодой. Нет, она тоже стареет. Восточные науки установили, что медитация охраняет суть себя.

 Возвращаться на сцену не имеет смысла: всему своё время. На сцене надо громко говорить, выражать свои эмоции. Актёр – это личность. Я никогда не играл шпионов, потому что не могу врать. Надо учиться мыслить. Я не люблю читать пьесы… Для чего играть?

 Более ценного, чем семья, в жизни ничего нет. Какое блаженство держать за ручку ребёнка! Сына я прозевал – съёмки, спектакли, гастроли.

 Какой птицей я бы смог себя представить – воробьём, скворцом? Птицей, которая поёт высоко в небе – жаворонком! Я люблю вставать рано. Выхожу из дома, перехожу одну улицу, другую. Захожу в кафе, покупаю сладкую булочку и кружку горячего молока…
 
Я свободен!

*)  Юозас Будрайтис – известный литовский актёр, с 1996 по 2011 год занимавший пост атташе по культуре посольства Литвы в Российской Федерации. Родился 6 октября 1940 года.
**) Юргис Казимирович Балтрушайтис (1873-1944) – литовский, русский поэт- символист,
переводчик, дипломат