Гигиена - языческая традиция и христианское пренеб

Саня Байкал
     Гигиена – языческая традиция  и христианское пренебрежение (2 часть)

    Когда языческий мир достиг своих высот, в том числе и в вопросах гигиены, на его теле появляются язвы христианства (в прямом смысле этого слова). Зародившись в среде маргиналов и бедняков, коих во все времена было предостаточно, христианство впитало в себя и отношение этих низших слоев общества к собственному здоровью и уходу за своим телом. А отношение это было вполне обычным для низов всех времен и народов (современный бомж своим поведением и образом жизни не отличается от нищего 1 века) – оно было наплевательским и пренебрежительным. Все эти повадки, представления и привычки, всё это мышление и мировоззрение нищего, неграмотного и чаще всего бесправного (рабского) слоя общества плавно перекочевали в учение и мировоззрение самого христианства. Именно эти маргинальные последователи Христа и закладывали культуру и устои христианства. Это и понятно, раз христианство явилось новой верой, раз оно противопоставлялось существующему язычеству и, даже более того, отрицало его мораль и нравственность, то почему и исповедующие его люди не должны были отвергать и отрицать мир и культуру языческого общества. Таким образом, вполне логичным и закономерным представляется то, странное на первый взгляд, стремление новоиспеченных христиан быть непохожими на язычников, построивших великую цивилизацию. Причем быть непохожими в буквальном смысле во всем. Это патологическое и болезненное противопоставление нового старому коснулось и гигиены, как составной части образа жизни и поведения язычника, более того, наиболее явной и выразительной части. Её попросту игнорировали. Немногим позже, после утверждения христианства, её объявят «вне закона».
   
   Мыслям и общему настрою масс люмпенов вторили и их учителя – Христос и компания. Вот лишь некоторые выдержки из святой, т. е. не подлежащей ни малейшему сомнению, книги христиан Библии.
   «Блаженны нищие духом (сумасшедшие), ибо их есть Царство Небесное» (От Мт. 5:3).

   «Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?»
Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». (От Мт. 6:31-34).

   «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
Потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам».
   «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровища неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает». (От Лк. 12:29-31, 33).

   «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником».
   «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». (От Лк. 14:26, 33).

   «Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром (обществом) есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».
   «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль». (Иакова 4:4, 6).

   «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
   И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему». (Иакова 5:14, 15).

   «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так   что вы не то делаете, что хотели бы». (К Галатам 5:17).

   Как видно из этих библейских цитат христианство не очень-то пеклось о физическом здоровье своих будущих последователей. Все эти «блаженны нищие духом», все эти бесконечные призывы отречься не только от своих родных (немыслимая жестокость!!!), но и от «самой жизни своей», всё это разделение и противопоставление мира (т. е. общества) и Бога, плоти и духа – все это направлено на достижение лишь одной цели: полного забвения античного мира, полной подмены языческой культуры и традиций. И по гигиене, как и медицине в целом, наносился сокрушительный удар. Всё это привело к тому, что после окончательного утверждения христианства все знания и представления о гигиене и элементарной чистоплотности, которые различные языческие цивилизации накапливали и передавали друг другу, были погребены под толстым слоем невежества и дикости христианского мракобесия.

   Вот как жила христианская Европа, растеряв языческую мудрость. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья: «Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни - порченым углем и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни - жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков.
Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щелочью, из боен воняла свернувшаяся кровь. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника - как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой».
   «В то время», пишет Зюскинд, «не существовало не единого вида человеческой деятельности, ни созидательной не разрушительной, ни единого выражения зарождающейся или загнивающей жизни, которую бы постоянно не сопровождала вонь».

   Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

   Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

   Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

   Король Филипп II мучительно умер от чесотки. Клемент VII, так же, умер от чесотки.
   
   Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
   Русские послы при дворе Людовика XIV (Король-солнце) писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

    Духи — знаменитое европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

   Французский Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

   С приходом христианства европейцы забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.
Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.
После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит нечистотами из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!».
Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.
   
  Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

   В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

   Французский Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши.

   Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось экскременты.

   Во Франции кучи нечистот за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже — куча разрослась настолько, что фекалии стали переваливаться обратно.
Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.

   В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.

   Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.
Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице.

   Кавалеры же, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длинные волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду в Европе.

   Благодаря уничтожению христианами кошек, которых подозревали в дьявольском происхождении, расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего разные страны Европы потеряли от трети и более населения. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова.
Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.
Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля.

   Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

   Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.

   Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие кровососущие насекомые не сыпались с потолка.
Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно раздавленных клопов.
 
   Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны) — значило выказывать свое расположение.

   Особого упоминания заслуживает тема борьбы христианства с… банями (одним из главных, если не самом главном, методе гигиены). Как известно в языческом Риме (городе, а не в государстве Римская Империя) действовало более 1000 (тысячи!!!) бань.  Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани. Объяснение столь дикому поступку кроются в мировоззрении христианства. Христианство проповедующее аскетизм, рассматривает человеческое тело лишь как временную, недостойную забот бренную оболочку бессмертной души. Физическая культура древних была подменена заботами о духе, высшим проявлением которых было умерщвление плоти самый надежный способ обрести высшую благодать. Болезни же рассматривались не как непосредственный результат каких-либо неправильных действий человека или распространение инфекций, а как наказание божье за грехи.

   Христиан всегда раздражали ритуальные омовения конкурирующих религий - иудаизма и, позже, ислама. Еще Апостольскими Правилами христианам запрещалось мыться в одной бане с евреем. Чтобы не впасть в грех, бани и разрушили.

   Для тех, кто Апостольские Правила подзабыл, правилами Трулльского («Пятошестого», 691 - 692 г.) Вселенского Собора бывшее 11-ое правило было подтверждено: запрещено пользоваться услугами врачей-иудеев и, опять же, мыться с евреями в одной бане. Заодно, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых, и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

   Символом победы христианства над банями могли бы послужить ворота римской постройки Порта Нигра (Porta Nigra, «черные ворота») в Трире - старейшем городе Германии и бывшей столице римской провинции Бельгика Прима, стоящие среди развалин римских бань (и даже бань, в которых еще мылись первые христиане - термы св. Варвары, 2 век н.э.). В этих воротах древнего Трира, символе города, замуровал себя св. Симеон. Еду ему просовывали в окошко, и замурованный Симеон просидел там лет десять, оставив своих фекалий полную башню. Там же, в своей келье, он и был окончательно замурован после смерти.

   За такой истинно христианский «подвиг» набожный Симеон-затворник был канонизирован Папой Бенедиктом IX и стал Святым Симеоном Сиракузким, а над воротами и вокруг них христиане под руководством архиепископа Поппо надстроили церковь св. Симеона (позже разобранную Наполеоном в 1803 г.). Вонь от испражнений Св. Симеона у ворот Порта Нигра, среди всех этих разрушенных термов - символ пришедшего христианского Средневековья.

   Дуализм христианства проповедовал ничтожность тела и «умерщвление плоти». Тело - ничто, только душа имела значение.

   Первая видимость — это тело. Его следовало принизить. Григорий Великий называл тело «омерзительным одеянием души». «Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело», - говорил Людовик Святой Жуанвилю.

   Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смысле.
(Жак ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада»).

   Христианство выкорчевало из памяти народа даже мысли о банях и ваннах. Столетия спустя, крестоносцы, ворвавшиеся на Ближний Восток, поразили арабов своей дикостью и грязью. Но франки (крестоносцы), столкнувшись с таким забытым благом цивилизации, как бани Востока, оценили их по достоинству и даже попытались вернуть в XIII веке этот институт в Европу. Но во времена вскоре наступившей Реформации усилиями церковных и светских властей бани в Европе вновь были надолго искоренены как очаги разврата и духовной заразы.

   В Европе, в те времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения.

   Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости.

   Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. «По-видимому, монахини появились раньше, чем монахи: не позднее середины III столетия. Некоторые из них замуровывали себя в гробницах. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки».
(Бертран Рассел)

   Если уже две тысячи лет назад в семье китайского императора ежегодно использовалось 15 000 листов туалетной - толстой, мягкой, опрысканной благовониями - бумаги, то в Европе туалетная бумага появится только в 1860-е гг.

   В средние же века - грязь и фекалии священны и сакральны. Христианский маразм доходил даже до того, что в уставе католического женского монастыря св. Клариссы в Мюнхене сестрам строго запрещалось пользоваться бумагой после посещения уборной. Результат не заставил себя долго ждать - в средние века Европа просто утопала в грязи и всевозможных эпидемиях.

   Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия - до половины. Многие города вымерли почти полностью. Жители бежали из пораженных чумой городов и боялись возвращаться назад - потому что Черная Смерть тоже возвращалась и забирала тех, кому посчастливилось в первый раз.

Деревни тоже опустели и многие поля превратились в пастбища или заросли лесом. Чума унесла 25 миллионов жизней, одну четвертую часть населения континента, но вот парадокс – христиане сочли чуму наказанием за грехи, в том числе и за посещение бань!
 
   Забыты были не только достижения гигиены, но и всей медицины в целом. Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток, «киянка», удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями.

   Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным последствиям привести не могло.

   Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание.

   Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию — «зло должно выйти наружу». Кровь пускали всем — для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода — по календарю.

   У истоков кровавого поверья стояли монахи — «отворители крови».

    В православной Руси дела обстояли лучше. Но ведь и язычество здесь было побеждено не окончательно. Очень долгое время на Руси практиковалось двоеверие. Чистое язычество также было сломлено далеко не в одночасье в окаянном 988 г. Согласно житию святого равноапостольного князя Константина Муромского, муромцев – горожан! – обратили в христианство в 1192 г. Вятичи, жившие на землях того же княжества, убили в 1217 г. монаха Киево-Печорского монастрыря Кукшу за проповедь христианской веры. Последний языческий город вятичей – Мценск, недалеко от Орла – крестили, что называется огнем и мечом, люди московского князя в… 1415 г.

   Православная Русь оставалась чистой лишь потому, что русский народ не отрекся от своего язычества, как это сделали европейские народы, не позабыл своей истинной культуры, частью которой и являлись бани. Именно благодаря язычеству русский народ оставался чистоплотным, в то время как Европа утопала в грязи.

    И все же христианство оказывало свое негативное влияние и на Руси, хоть и не так явно и сильно. И здесь были свои доморощенные божьи люди – грязные юродивые, почитавшиеся Церковью.

   Московский «Чумной бунт» 1771 г. был вызван как пренебрежением элементарных норм гигиены, так и православным мракобесием. Волнения, позже переросшие в самый настоящий бунт, начались с того, что властями были предприняты меры по предотвращению распространения смертельной заразы. А именно: были запрещены молебны, вызывавшие большие скопления народа, что в условиях разгула чумы было смертельно опасным, а также была снята чудотворноая Икона Боголюбской Богоматери у Варварских ворот Китай-города, к которой, ища спасения, прикладывались как здоровые, так и больные.

   После подавления восстания, и вызвавшей его чумы, был издан указ Правительствующего Сената «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ» от 17 ноября 1771 года, который запретил во всех городах погребения при церквах и потребовал создать новые кладбища за городской чертой.
 
   Эпидемия также особенно обострила вопрос о водоснабжении города (вода была привозная, но почти все водовозы либо разбежались, либо умерли), и Екатерина II, следуя наказам москвичей, 28 июня 1779 года подписала указ о строительстве московского водопровода.

   Опасны, с точки зрения гигиены, буквально все обряды и таинства православия.
               
           Пост
   М. В. Ломоносов подчеркивал, что религиозные обряды, связанные с «переменным употреблением питья и пищи», ведут не только к высокой заболеваемости, но и часто к смертности людей.

   И. П. Павлов писал: «...при резких переходах с одной еды на другую, в особенности с менее обильной на более обильную, как, например, в случае перехода к так называемой скоромной еде после продолжительных русских постов, так часто встречаются пищеварительные расстройства как знак временной неприспособленности желез к новой пищеварительной задаче».

           Целование икон
   Когда врачи в 1920 г. обследовали бактериальную флору на иконе Иверской богоматери, они обнаружили здесь целую коллекцию микробов дифтерии, гноеродных кокков и др.

           Причастие
   В очерке «Таинство святого причащения» А. Серафимович образно и наглядно показал, как при помощи этого обряда распространяются заболевания.... «Ну, моей доченьке как раз аккурат месяц. Я и понесла ее к причастию. Причастила. У нее ротик через несколько-то времени и заболи — болит и болит. А через год-то гляжу: носик-то у нее стал западать. Докторица мне потом рассказывала: стало быть, солдат-то, как причащался, больного гною из роту и напустил в ложечку..., а батюшка нам и раздавал со святым причастием».

          Крещение
   М. В. Ломоносов писал: «...Невеждам попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властию, чтобы всегда крестили водою летней. Затем, что холодная исшедшему недавно из теплой матерней утробы младенцу, конечно, вредна».

   Известно, что обряд крещения производится не только в холодной, но и грязной от «обмовения» многих детей воде. В Казанском соборе Волгограда в отдельные дни совершается до 100 крещений в одной и той же воде. Бактериологические исследования обнаружили свыше 17,5 миллионов различных микробов в 1 кубическом сантиметре этой воды, что равнозначно загрязненности канализационной сточной воды. Врачи Владимира произвели обследование детей, крещенных в городе в 1962 г. Больных гнойничковыми заболеваниями кожи среди крещеных было в 3 раза больше, чем среди некрещеных, желудочно-кишечными и простудными заболеваниями — в 2 раза больше. У большого количества крещеных детей обнаружили воспаление легких, грипп, катар верхних дыхательных путей, дерматит, конъюнктивит, фурункулез и т. д.

    Вот и весь сказ о христианской гигиене. Выводы, что называется, делайте сами…