2. Благословение Арнольда Пономаренко

Михаил Самуилович Качан
Я не был участником театра-студии и не ходил на его репетиции, но я видел все его спектакли, а, кроме того, Любочка и Володя - артисты театра-студии много рассказывали о его работе, некоторые заседания его художественного совета проходили у нас дома, я был знаком почти со всеми артистами, некоторые из них были моими друзьями. Именно поэтому я взял на себя смелость написать о театре-студии. Его постановки были явлением в Академгородке, и я не хочу, чтобы они ушли в забвение.

Я знаю только по рассказам, как проходили репетиции, какая там была атмосфера, и, скорее всего упущу достаточно много важных подробностей, но не написать о театре-студии Арнольда Пономаренко не могу, потому что постановки этого театра в Академгородке на протяжении 1962-1968 гг. были яркими событиями. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Важнейшим элементом культурной жизни Академгородка того периода. И пусть меня протом критикуют и дополняют. Я согласен принять на себя огонь критики, если она поможет полнее раскрыть работу театра-студии, его режиссера и артистов, его блестящие спектакли.

А в книге воспоминаний жителей Академгородка "И забыть по-прежнему нельзя" об этом театре просто ничего нет. Не написал о нем Арнольд Пономаренко, не написал и никто из актеров. Собирались написать, переписывались друг с другом, но не написали.

Уже потом, Володя Штерн и его жена Клара решили восполнить этот пробел и сделали фильм с помощью movie-maker, записав его на диск. У меня он есть. Замечательный фильм, великолепная работа. Но я полагаю, что заменить воспоминания фильм не может.

Поэтому я долго уговаривал Любочку написать, как начинался театр-студия Академгородка, и, в конце концов, мои уговоры возымели свое действие: она написала, как ее приняли в театр-студию.

Время летит незаметно. Первый раз Любочка взялась за перо в 2004 году, когда зашла впервые речь об истории театра-студии. Любочка тогда записала страниц пятнадцать, но только об истории театра-студии там было не больше трети. Но мне пригодились и эти записи, -  были «по делу».

Написал я и Арнольду Пономаренко, сообщил, что собираюсь писать о событиях того времени в Академгородке, в т.ч. и о театре-студии. Попросил кое-что вспомнить. Арнольд обрадовался и ответил мне следующим письмом (привожу выдержку):

"Я очень рад Вашему письму и постараюсь как смогу... Уверен: у Вас получится замечательная книга! Мне понадобится некоторое время, чтобы сосредоточиться и написать ответы на поставленные вопросы. О чем-то я напишу в ближайшее время, материалы и т.п. потребуют также некоторых усилий - но буду искать и стараться...".

Больше никакой помощи от него не было.

Но всё же кое что у меня было. Был разрозненный и весьма неполны архив и альбомы с фотографиями Бориса Годунова. Арнольд передал в свое время этот архив на хранение Любочке, сказав: Пусть он будет у тебя. Я знаю, ты его сохранишь". И Любочка сохранила.

Были кое-какие программки, афиши и фотографии у Володи, и свой фильм он делал по общим материалам.

Теперь и в моём распоряжении есть эти материалы.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/19/445]