Победа в поражении - высшая из побед

Юлия Староселец
Написала я тут статью про один случай из своей практики. Реальный случай, в статье я ничего не добавила. И вот как чувствовала – дай, думаю, опубликую его двумя частями. Часть первая – рассказ про дело в том виде, в котором оно попало ко мне. Часть вторая – рассказ про дело в том виде, в котором оно от меня ушло. Разницу между публикациями решила сделать в несколько дней. И чуть позже после рассказа о первой части (рассказ прочитать можно тут) опубликовала свое объявление о том, что я предлагаю помощь как юрист и правозащитник.

Дальнейшие события были для меня неожиданными и слегка шокирующими.

Реакция народа на рассказ из практики – жизнь есть жизнь. Выживает сильнейший, бабуле пора о земле думать - о той, которая на кладбище, и вообще не повезло старой. Кто молод и горяч, тот и имеет право на жизнь, в том числе, отбирая у старых то, что им принадлежит. Социал-дарвинизм называется. Такая реакция была у 98% населения. Отмечу как факт, оценивать не буду.

Дальше больше – последовавшее за этим мое предложение помощи было воспринято как чисто альтруистическое предложение чокнутой идиотки, задвинутой на помощи другим людям. На Руси всегда были юродивые. Самым пикантным фактом в этом было то, что за бесплатными юридическими услугами, даже предполагая, что я чокнутая альтруистка, ко мне за два месяца обратилось не более 4 человек. Тоже отмечу как факт, оценка будет позже.

Я обратила внимание на данный феномен и спросила у глубокоуважаемых читателей моих постов – почему мое предложение, в котором не было ни слова о том, что я предлагаю бесплатную помощь, было воспринято таким образом?

Поначалу ответы меня не удивили. Их было несколько. Один из них - человек, видя объявление в блогах и вообще какую-либо информацию в Интернете, изначально предполагает, что здесь он все получит бесплатно. Я знала про такую точку зрения. Кстати, в этой связи не удивительно, что Интернет стал местом обитания мошенников и известен своими лохотронами. Если здесь полно любителей «халявки», то, как же не прийти сюда на рыбалку? Рыбакам просто не пройти мимо Инета с таким количеством любителей бесплатного сыра здесь. Так что не удивляйтесь потом, что вас на каждому шагу в Инете пытаются обдурить. Вы сами привлекли сюда хищников густым запахом «любителей халявы». Прикормили, так на кого теперь обижаться?

Версия вторая – слово «помощь» изначально означает, что ее оказывают бесплатно. При том, что ни в словарях нет такого определения слова «помощь», ни написано нигде это крупными или мелкими буквами. Ничего такого нет. Зато есть стойкое убеждение, что ему, любимому, все обязаны помогать бесплатно. И побольше, и побольше. Я думаю, это даже не миф. Чувствуется опять пряный запах «любителя халявки». При том, что сам он кому-то «на халявку» очень не любит что-либо давать. Это так, наблюдения из жизни.

А вот дальнейшие версии были весьма любопытны. Суть такова – дела сложные рассматривают только альтруисты-мазохисты. Ни один нормальный человек никогда не возьмется за какое-либо дело, где вероятность победы не очень очевидна. Судя по их логике, за такие дела денег в принципе не платят, поэтому, если чувак попал на что-то – землю у него отобрали, еще что, ему хана. Помочь ему может только альтруист-мазохист, да и то все прогрессивное мировое человечество будет пострадавшего чувака от этого отговаривать. Почему? Да это же очень просто!

Пожил – уступи дорогу молодым, раз. Для того, чтобы кто-то нашел, надо кому-то потерять, два. Раз не нашел, значит, потерял. А если при этом жизнь из тебя не брызжет соком при надавливании, все, брат, уступи дорогу молодым. Теряй, друг, теряй, молодые и сильные найдут, а тебе пора думать о землице размером 2 х 2 х 2 метра. Она у нас всем пока предоставляется. Россия ведь, слава Богу, не Запад, где места на кладбище надо покупать. И вообще, раз ты стал стар и немощен, твоя участь – быть добычей на этом празднике жизни. Поэтому будут тебя жрать по кусочкам, пока не сожрут до косточек, а затем закопают в бесплатные 2 х 2 х 2 метра.

И вообще, надо думать о вечном, не обращать внимания на то, что тебя обижают, а желание детей вернуть имущество старушки – это желание наследников «погреть руки». Не стоит тревожить старость мыслями о бренном. На крышке гроба нет багажника, и вообще я тогда не понимаю, почему у нас у дома или квартиры каждого новоиспеченного пенсионера не ставят табличку – «Кушать подано!». Хотя есть люди, которые так думают и поступают, есть…

Так вот, прочитала я это и тихо уползла под стул. Я еще несколько часов не верила в то, что я вижу то, что я вижу. А потом я все-таки смогла посмотреть на это напрямую, без оправданий.

Итак, что же я увидела?

Любителей «халявы»? На первый взгляд, да. Людей, считающих, что помощь должна быть оказана бесплатно? Да нет, как раз-таки, считая, что я предлагаю услуги бесплатно, почти никто не обращался. А что же тогда вырисовывается в сочетании с реакцией на рассказ о реальной жизненной ситуации?

А видна здесь одна интересная вещь. Отвечали мне вроде не бомжи и алкаши, имеющие регулярный доступ в Инет. Отвечали люди, имеющие образование, некоторые из них регулярную, далеко не самую убогую работу. Словом, все те, кто ходят с вами в магазины, гуляют по улицы, и вообще люди из окружения. Так называемый средний класс.

И такое жесткое отношение – кто упал, того надо добить. Без обсуждения. Из всего перечня ответов лишь у одной девушки он был адекватен – о том, как человеку можно помочь. В итоге видно, что неслабый процент людей имеет отличную от каннибальской диету. Неслабый такой для восприятия процент. Остальные разделяют точку зрения:  настал пенсионный возраст - вешай на грудь табличку «Кушать подано!». 

И они же считают, что не стоит восстанавливать свои права или за них бороться. Зачем? И так все решено. Если попал в ранг добычи, наслаждайся тем, как твои мышцы растворяются в чужом желудочном соке. Потом выйдешь дерьмом, польют водой, зазеленеешь – круговорот веществ в природе. И ведь то же самое отношение они проецируют и на себя! Я сначала предположила, что они стали бы что-то делать, если бы с ними поступили несправедливо. А потом поняла – нет. Не стали бы.

Пусть даже они считают тех, кто помогает другим, мазохистами-альтруистами. Пусть так. Но эти инопланетяне из другой оперы. Люди бы к ним не пошли. Никогда. Их участь – стать зеленой травкой, пройдя через кишечник. А если такое чудо  (мазохист-альтруист) появилось на твоем горизонте – можно его так подопустить отношением как к рабу. Раз вызвался, попаши бесплатно, дурашка.

Я многое оставляю за кадром этого текста. Очень многое. Я уже даже не задаю массу вопросов, которые у меня были – я уже получила на них ответы.

Могу сказать одно –  большая часть из тех, кто гуляет по просторам Интернета, уходят в сеть от тягот и забот жизни. Здесь они – принцы, повелители вселенной, создатели своей собственной империи. Потому так отрицают все, что не соответствует их формату. По фигу, что творится в реальной жизни. Пока есть виртуал, есть надежда жить. Пусть призраком, пусть мистерией, существующей лишь в сети, но жить. Здесь можно отстоять свой крохотный кусочек воздуха, защитить который в физической вселенной удается не всегда.

Знаете, я очень уважаю своих клиентов. Я раньше этого не понимала, а теперь осознала. Они очень сильные люди. Они могут быть въедливыми, беспокоящимися, настырными, но они – Личности. Потому что они живут в реальном мире, и у них есть силы и мужество отстаивать себя и свою жизнь. Пусть даже без надежды на успех, но отстаивать. Кстати, к  вопросу о надежде на успех… Ох, есть тут тонкости, есть здесь свое ноу-хау, как улаживать конфликтные ситуации. Есть, есть предмет для работы и торгов с противной стороной. Есть и шансы на успех. Но рассказывать об этом я не стану. Кому это надо, сам меня найдет.

А остальным я не хочу мешать в мире их иллюзий. Зачем вторгаться в эти призрачные замки и королевства суровой пятой действительности? Я не смею беспокоить эти чудные чертоги с их неземными обитателями своим присутствием. Я тихо растворяюсь во времени и пространстве сети. А в воздухе остается висеть моя улыбка, которая медленно тает... Кому я нужна, те знают, как меня найти.

Цитата напоследок  - Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране»:

«Джубал посмотрел на «Кариатиду, придавленную камнем».

- Здесь мы имеем другой эмоциональный символ, изображенный с высочайшим искусством. Три тысячи лет архитекторы украшают здания колоннами, выполненными в форме женских фигур, а затем приходит Роден и замечает, что такая тяжелая работа совсем не для девушки. И он не стал орать: «Слушайте, вы, придурки, кончайте это издевательство, замените несчастных девиц здоровыми мужиками!» Нет, он не стал брать на голос – он показал. Маленькая кариатида не выдержала непосильного бремени и упала. Очень хорошая девочка – ты только посмотри на это лицо. Бедняжка очень огорчена, она не винит в своей неудаче никого, кроме самое себя… даже богов не винит, и все еще пытается поднять непомерную ношу – ношу, которая почти ее раздавила.

- И это не просто великое искусство, самим своим существованием отрицающее плохое искусство, -  кариатида Родена символизирует каждую из женщин, которые тащили и тащат свою непомерную ношу. Да и не только женщин, она – символ каждого человека, стойко и без жалоб выносящего все тяготы жизни и падающего от непосильности этих тягот – тоже без жалоб. Она – символ отваги. И победы.

- Победы?

- Победа в поражении – высшая из побед. Ты посмотри, Бен, она же не сдалась, она все еще пытается поднять раздавивший ее камень. Она – безнадежный раковый больной, работающий до последней минуты, чтобы принести домой, в семью, хотя бы еще одну получку. Она – двенадцатилетняя девочка, пытающаяся прокормить младших братишек и сестренок, когда мамочка ушла на небо. Она – телефонистка, покидающая свой коммутатор только тогда, когда ничего не видит из-за дыма, и огонь давно отрезал все пути к спасению. Она – все невоспетые герои, не пришедшие к победе, но и не опустившие рук. Отдай ей честь.

Бен воспринял приглашение в самом буквальном смысле;  Джубал от комментариев воздержался».