Мои любимые книги

Николай Григоров
Мои любимые книги

   Поводом к этой заметке послужила беседа по Интернету с одной из наших выпускниц (к сожалению, встретиться и поговорить у нас не получается, живем в разных городах). Она спросила – а какие книги я люблю?
   Вопрос застал меня врасплох. Коротко никак не получалось ответить. Люблю многие, причем люблю по-разному. Вот я и задумал написать, какие книги мне нравятся и почему.

   Читать я начал рано, с пяти лет. К поступлению в первый класс я уже умел читать, как взрослый – быстро, на лету схватывая содержание. Кстати, это умение потом сыграло со мной злую шутку – я не считал нужным готовить устные уроки, поэтому дома не читал учебники. К 4-5 классу это сказалось на успеваемости.
    Первые книги, которые я читал – рассказы Носова (Незнайка тогда еще не был написан), рассказы Бианки о природе, рассказы Гайдара. Надо сказать, я читал и перечитывал их всю жизнь. Сначала, к каждым новым разом я обращал внимание на какие-то новые, ранее незаметные детали рассказа, усваивая содержание все лучше и лучше. Затем, уже в более зрелом возрасте, эти книги служили мне своеобразным мостом в прошлое, в мое счастливое детство. Я читал – и как будто бы заново окунался в ту атмосферу, которая окружала меня в детстве. Я читаю их и до сих пор. Моя жена иногда иронизирует по этому поводу, но я частенько перечитываю свои детские книги. Как жаль, что некоторые из них куда-то потерялись при многочисленных переездах.
   Примерно в возрасте 6 лет мне попалась на глаза книга Савельева «Следы на камне». В ней рассказывалось об истории Земли, о ее возникновении, о развитии жизни на Земле. Мне она показалась страшно интересной, и поступив в первый класс, я дал ее почитать своему школьному другу-первокласснику. Его реакция была очень сдержанной, он не смог прочитать дальше нескольких страниц. Ему было неинтересно.
  А я всерьез увлекся астрономией. Читал все детские книги по астрономии, которые попадались, да и родители способствовали этому. Я бредил межпланетными путешествиями, я зачитывался книгой «Солнце и его семья», в которой рассказывалось о планетах Солнечной системы. Примерно в третьем классе я решил обобщить свои знания. Взял 9 листов бумаги, и на каждом записал сведения обо всех планетах Солнечной системы. Практически это был мой первый реферат, пусть даже такой короткий и наивный (я писал о том, что на Марсе есть растения и животные). Это интерес к астрономии остался на всю жизнь. Уже в зрелом возрасте, закончив Университет, я прочитал книги об эволюции Вселенной, книги С. Хокинга о черных дырах, о расширяющейся Вселенной. Тут уж мое образование помогало мне понять довольно сложные вещи. Я и сейчас приобретаю и читаю современные книги по астрономии.
    Другие книги, которые я начал читать в детстве – о природе, о животных и цветах, о путешествиях, об охоте. Это книги Виталия Бианки, Сетона-Томпсона, а в более зрелом возрасте – книги Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» и «Сквозь тайгу». Я переживал приключения муравьишки, который не мог попасть домой, я узнал, где зимуют раки, я запоем прочитал повести В.Бианки «Одинец» и «Мурзук». Вместе с Яном, героем повести С.Томпсона «Маленькие дикари» я строил индейские вигвамы, разбирался в следах и изучал жизнь индейцев. Я бродил по дальневосточным рекам и горам Сихоте-Алиня вместе с Арсеньевым и Дерсу Узала. Даже сейчас я перечитываю эти книги, хотя знаю их чуть ли не наизусть. Ну и что? Мне все равно приятно заново пережить то, что так занимало меня в детстве и юности.
   В этом же возрасте я прочитал рассказы и повести Гайдара. Некоторые из них я перечитываю и сейчас. Помню, на пляже в Мариуполе я читал вслух своему крестнику «Судьбу барабанщика». Так, заинтересовались даже взрослые девушки, сидевшие неподалеку!
   Правда, в зрелом возрасте я с ужасом узнал, что Аркадий Гайдар, прекрасный детский писатель, в молодости был, по сути дела, палачом! На его руках кровь сотен хакасских крестьян, которых он расстреливал, как заложников. А вот потом написал такие рассказы…
   Когда мне было лет 9-10, мама стала читать нам «Серебряные коньки» Мери Мейп Додж. Эта прелестная книга впервые познакомила меня с удивительной страной – Голландией 19-го века, с ее каналами, плотинами, тюльпанами. Страной, где все зимой передвигаются на коньках, где живут замечательные мальчики и девочки, которые всегда готовы помочь друг другу. И – вот сила привычки! – впервые мама прочитала нам её под Новый год, очевидно потому, что там описываются рождественские праздники. С тех пор почти каждый год я перечитываю эту книгу в последние дни года.
   Конечно, по мере того, как я взрослел, кругозор моего чтения расширялся. Я стал читать Джека Лондона и Жюль Верна. Вместе со Смоком Белью я повторял себе «Другие могут это – значит, и я могу!» Я путешествовал по Клондайку, искал золото, а находил любовь женщины, я бродяжничал по Америке на товарных поездах, я убегал от «копов» и дружил с индейцами. Вместе со «звездным странником» я переживал предыдущие перевоплощения, сидя в тюремной одиночной камере в смирительной рубашке. Я плавал под водой на «Наутилусе» вместе с капитаном Немо и профессором Аронаксом, я летал к Луне внутри пушечного ядра. Я плавал вокруг света на яхте «Дункан» в поисках капитана Гранта, я вместе с Сайресом Смитом и его друзьями колонизировал таинственный остров, и вместе с Диком Сэндом, 15-летним капитаном, бежал от работорговцев экваториальной Африки. Почти все эти книги у меня есть. Совсем уже недавно я купил «80 тысяч километров под водой» – просто, чтобы книга была под рукой. Можете смеяться надо мной. Я и сейчас их частенько перечитываю.
   А «Остров Сокровищ» Стивенсона! А «Приключения Тома Сойера» Марка Твена! Разве можно не упомянуть их, говоря о любимых книгах? А «Робинзон Крузо»? А книги Уилки Коллинза «Лунный камень» и «Женщина в белом»? Я начинаю вспоминать, и понимаю - неизбежно что-то забуду. Их так много, этих прекрасных книг! Каждая из них мне что-то дала, научила, подарила бесконечные часы переживаний и наслаждений. Ну как я могу коротко ответить на вопрос о любимых книгах? И мне так жаль тех, кто не читает, или читает с трудом. Как же много они теряют!
   Ежедневное чтение вырабатывает грамотность в письме. Теперь я уже каким-то внутренним инстинктом чувствую свои ошибки, опечатки в письме. Конечно, компьютер подчеркивает опечатки и ошибки, но не всегда он под рукой. Да и не всегда прав компьютер.
   Дальше был Александр Грин. Конечно, я начал с его волшебной феерии «Алые паруса». Уже когда я был студентом, наша семья подписалась на собрание сочинений Грина в 6 томах. Я прочитал все. Но вот перечитываю редко. «Последний романтик Крыма» Грин – очень своеобразный писатель. Читать его нужно под соответствующее настроение.
   Затем были прочитаны «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. Остап Бендер стал моим любимым героем на несколько лет. В старших классах пришла любовь к научной фантастке. Все эти путешествия на звездолетах к Венере, другим планетам и звездам, бесчисленные писатели-фантасты, среди которых выделялись такие титаны, как Иван Ефремов, Айзек Азимов, братья Стругацкие. Братья Стругацкие заставили философски осмысливать фантастические приключения. Их «Понедельник начинается в субботу» был моей любимой книгой во времена студенчества. Да и не только моей. Все мы, студенты-физики, тогда обсуждали эту книгу.
   Примерно в это же время были прочитаны книги Ремарка. Конечно, на первое место я поставлю «Три товарища». Затем – «На западном фронте без перемен». Эти книги я читал и перечитываю. Остальные – читал, причем читал с удовольствием. Но не перечитывал. Так же, как, кстати, и книги Фенимора Купера. Читал с удовольствием. С тех пор – не читал.
   Потом в мою жизнь вошли книги из школьной классики. «Обломов» и «Обыкновенная история» Гончарова. «Обломова» я читал с трудом, потому что НАДО было прочитать. Вот это «надо» очень отвращало от многих замечательных книг! «Обыкновенную историю» прочел запоем. Так же вышло и с Толстым – «Войну и мир» читал с трудом (правда, потом перечитывал!), а «Анну Каренину» – с наслаждением, причем в те же годы. Да уж, охота пуще неволи. А вот Пушкин меня все-таки покорил. «Евгения Онегина» я прочитал, когда надо было, читал после многократно, и мы с женой читали главы, плавая на лодке по Сороти мимо Тригорского в Пушкинских горах. Впечатление – потрясающее!
   С  трудом (если не сказать – с отвращением!) читал Маяковского. Не люблю его до сих пор. С наслаждением читал и учил наизусть стихи Есенина. Я уже был взрослым. Меня никто не заставлял. Просто его строки звучали внутри меня, и мне было неприятно, если я какую-то строчку забывал. Что оставалось делать? – учил наизусть «Анну Снегину», другие стихи.
    Кстати, о поэзии. Вместе с Есениным ко мне пришел Владимир Солоухин. Это был современный писатель и поэт. Я начал с прозы, прочитал «Владимирские проселки» и «Капля росы» – повести о владимирском крае, о его природе, о его людях. Он пишет о своей деревне, он пишет о том, что видел. Я понял, что это тот писатель, которого надо читать. И стал покупать и читать все его книги. Сейчас я прочитал почти все, что он написал. А год назад съездил на его могилу во Владимирской области, отдал долг любимому писателю и прочитал одно из его стихотворений, многие из которых я помню наизусть.
   Если уж говорить о поэтах, то тут у меня четкое предпочтение. В. Солоухин, С. Есенин, Вадим Шефнер, Самуил Маршак. Стихи Маршака все читали в детском возрасте. Но вот есть его «взрослые», философские стихотворения, о которых знают значительно меньше. А между тем, прекрасные стихи! Одно время я увлекался Михаилом Дудиным, даже выучил наизусть его поэму «Песня дальней дороге» (чем поразил в самое сердце одну из девушек в юности!). Но потом это увлечение прошло. Не считаю его крупным поэтом, хотя почитать – интересно.
   Стихи нельзя читать все подряд. В стихах наслаждаешься не только и не столько содержанием, сколько музыкальностью рифмы. Я читаю много стихов, но выучиваю наизусть только те, которые чем-то трогают за душу. Их довольно много. Я могу их часами читать наизусть. Если слушатели находятся…
    Совсем уже недавно – примерно 15 лет назад – я прочитал Виктора Суворова «Аквариум» и «Ледокол». Это совсем иное чтение. Суворов, по сути, историк. Он, наверно, первым понял, что Сталин планировал ударить по Германии, когда она ослабеет в войне с западными державами. Но Гитлер понял его планы и ударил первым. Отсюда все наши трагедии первого года войны. Я был потрясен и стал читать другие книги Суворова. «День М», «Последняя республика», «Тень Победы», и другие. Затем познакомился с книгами Марка Солонина, который также изучал первый период войны. Его вывод – наши солдаты не хотели умирать за сталинский режим. Только тогда, когда выяснилось, что Гитлер еще гораздо хуже Сталина, тогда война стала Великой Отечественной. Солонин подробно освещает состояние советской авиации перед войной и во время войны. Он досконально описал Зимнюю войну с Финляндией (и не только зимнюю, война с финнами продолжалась до 1944 года). Все эти книги у меня есть, я их читаю и перечитываю. А, кстати, и других авторов, которые пишут о войне.
   О войне написаны горы книг. Большинство, написанные в годы социализма, прославляли «руководящую роль партии», описывали бесконечные подвиги «во имя победы коммунизма». Самой честной книгой о войне я считаю Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1947г). Кстати, за эту книгу он был удостоен сталинской премии. Говорят, по указанию самого Сталина.
    Несколько лет назад моя племянница подарила мне электронную книгу. Это была революция! Теперь мне стало доступно почти любое произведение! Я иду на сайт http://www.flibusta.net/ , ищу нужную мне книгу или автора, и скачиваю. Через несколько минут нужная книга у меня в электронной памяти. Да, я знаю, что это называется пиратство. Понимаю, что рано или поздно такая лафа кончится, и за скачивание надо будет платить. Думаю все же, что это будет дешевле, чем покупать бумажную книгу. Но… пока этот ресурс работает, так почему бы не пользоваться?
   Ну вот, кажется, я закончил. Такое объяснение понятия «любимая книга» у меня получилось. Несколько страниц. А завтра я обнаружу, что какие-то книги забыл! Много их, любимых, много! На полках места мало, приходится расставаться со многими книгами. Но есть «золотой фонд», который всегда останется со мной.

Н. Григоров
Октябрь 2014 г.

Произведение опубликовано на сайте с согласия и по желанию автора.
Н. Григоров
13 октября 2014 г.