Экспериментировать - раньше, чем ходить

Павел Тюленев
Как развивать способности ребенка к физике и научному мышлению и экспериментированию?
Когда начинать изучение физики с ребенком?

 Я теперь знаю что такое знание. Нужно каждый день добывать, узнавать новые  знания.
         /Из дневника ребенка 3-х лет, напечатанного на компьютере, 5 апреля 1991 г./

 Как узнать, какие у карася в доме плитки?
          /Из объявления в газету «Из рук в руки», напечатанного ребенком 4-х лет на пишущей машинке, 1992 г, Москва./

 - см. полный текст этого Дневника и Обявления: http://www.rebenokh1.narod.ru/recordsMIR.htm

Обычно изучение физических свойств ребенком недопустимо задерживается на 14 лет и начинается только в седьмом классе, когда ребенок уже может получить диплом вуза.

Справка. Это катастрофическое отставание происходит в результате нелепых и антинаучных рекомендаций главного штаба по сдерживанию интеллектуального развития России - Академии педагогических наук (АПН). Но постепенно всё прояснилось. История показывает, что такая задержка развития физического мышления детей организована давно. Известно, что наша система образования давно перешла под негласный контроль представителей США, отплывших для организации цветной, "красной революции", как известно, 27 марта 1917 года из Нью-Йорка. Историки доказали, что граждане США были профинансированы и отправлены на норвежском пароходе "Христиан Фьорд" с ведома тогдашнего президента Вильсона и при участии спецслужб.
В дальнейшем в оккупированной России не всё пошло так, как хотелось этим первым "оранжистам" XX века и что сегодня пытаются повторить на Украине.
Но, всё-таки в СССР был специально создан штаб - АПН, целью которого, очевидно, является строго следить, чтобы не внедрялись новые, более эффективные и научные методики развития и обучения детей. Основная задача АПН - сохранять или видоизменять устаревшие и ошибочные традиционные подходы и методы,  обеспечивая тем самым преимущества конкурентам за океаном. Судя по результатам, академики АПН должны были гарантировать, чтобы у нас было как можно меньше нобелевских лауреатов. Впоследствии, из моих бесед с ними, я подтвердил вывод, что им неплохо известно, что конкуренты нашей страны начинают обучать детей намного раньше - см. [URL]http://www.proza.ru/2013/05/17/1742[/URL].   
В конце 60-х годов меня, вынужденного самому воспитывать и обучать младших братьев,  такая явно подрывная деятельность АПН чрезвычайно возмутила. Вскоре я обнаружил, что у меня появились единомышленники - в разных газетах были опубликованы статьи известных педагогов-новаторов: Б.П. Никитина, В.Ф. Шаталова...
В своих статьях они утверждали, что АПН разрушает страну, подрывает СССР интеллектуально, экономически и демографически.
Эти гениальные педагоги, несмотря на обрушившиеся на них, скажем, притеснения,  не побоялись сказать правду и предложили новые технологии обучения и воспитания, которые полностью решали выявленные проблемы и разоблачали АПН и Минпросвещения, Я был убежден, что через лет 5-6 всё изменится: технологии Никитина и Шаталова будут внедрены, а АПН будет распущена. Поэтому я спокойно занялся разработкой ещё более новых, эффективных, можно сказать, супер-новаторских технологий.
Но прошли десятилетия, и оказалось, что АПН сумела развалить СССР и, по-прежнему, навязывает стране самые отсталые и отвергнутые во многих странах, провальные образовательные проекты и "технологии" под видом "реформ", такие, как ЕГЭ, двенадцатилетку в школах, сокращение количества обязательных предметов в школе, о чем мечтал Гитлер, и так далее и тому подобное. Об этом четко сказал в 2000 году президент В. Путин: "Минобразования и РАО превратили бюджет в дойную корову, не давая ничего взамен".
Поэтому ещё в 1995 году я решил оставить успешный бизнес, и начать излагать свои методики и технологии, а заодно я начал популяризировать и достижения предшественников - Никитина, Шаталова, Скрипалева, Зайцева.
Предложенные мною новые образовательные супер-технологии были в виде интервью изложены в книге "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка" (1995 г.) - кроме издательства общества Знания все другие издательства эти материалы отказались печатать, мол, тоже запрещено. В издательстве "Дошкольное образование", например, сказали: "Вот если бы Вы были японец, тогда бы мы попробовали напечатать"...   
 
Почему появилась эта методика, которую можно назвать: "Изучать физику - раньше, чем ходить"?

Так получилось, что мне не удалось в школе освободиться от физики, потому что тогда были строгие порядки, да и учителя попались не такие, как по некоторым другим предметам, от которых мне удалось, всё-таки, освободиться (литература, русский язык, черчение, рисование).  Об этой истории побороть устаревшую систему образования я подробно рассказываю здесь же, на этом сайте:  http://www.proza.ru/2013/05/17/1926
Поэтому я давно поставил себе задачу решить проблему самого раннего обучения детей физике. Разумеется, надо было решить и задачу самого раннего обучения математике, чтению и другим «предметам». Все эти задачи были решены к началу 90-х годов и они делали СССР недосягаемым для конкурентов. Возможно, именно поэтому конкуренты нашей страны немедленно тогда начали «гласность», «перестройку»…

Возможно, предлагаемые идеи и решения помогут родителям самостоятельно воспитывать будущих выдающихся физиков, гениев естественнонаучного мышления.

Первое знакомство со свойствами физических тел начинается во время купания, которое начинается с первых дней жизни. Но как сделать это изучение осмысленным и научить ребенка экспериментировать? В книге "Читать - раньше, чем ходить" (1995-1996 г.) я рассказываю о том, как научить ребенка с 4-х месяцев проводить эксперименты с законом тяготения – в «Игре в Ньютона», или в «Игрушкобол». В этой статье речь пойдёт о развитии и закреплении ребенком навыков экспериментирования с использованием водной среды в любой обычной семье. 

Научив ребенка экспериментировать – раньше, чем ходить, вы получаете возможность воспитать гениального ученого, если будете следовать рекомендациям новой науки о развитии человека – науки Интеллектики.

Мы будем с вами рассматриваем тот случай, когда родители не имеют возможности заниматься по методике "плавать раньше, чем ходить", известной с 60-х годов XX века, а это, наверное, 99 процентов семей. Плавание и ныряние нельзя считать экспериментированием – ребенок воспринимает воду как привычную окружающую среду.

Ещё два слова об этой методике. Пока ребенку 1-3 месяца, он действительно будет плавать в своей ванночке. Многие с этого и начинают, пробуя учить ребенка плавать – раньше, чем ходить в 60-70-е годы.  Но едва младенец заденет за стенку или дно ванночки, то начнет искать точку опоры и эксперименты с этой методикой на этом заканчиваются. Для продолжения понадобится большая ванна, и ваше активное присутствие...

Другое дело, когда пройдет несколько месяцев и купание станет привычным для сидящего в воде ребенка. Малыш, когда он уже сидит в ванночке, с изумлением обнаруживает, что эта приятная для него среда имеет удивительные свойства: она течет, выталкивает одни игрушки, затягивает другие ...

Но для этого вам нужно обратить внимание ребенка на эти свойства воды и показать, как надо экспериментировать со струёй воды. Для этого я рекомендую ставить маленькую детскую ванночку в большую ванну так, чтобы кран был рядом и чтобы вы могли  струю воды из него сделать  доступной ребенку. Это совсем несложно - но позволит вам подарить вашему ребёнку гениальные способности будущего ученого!

Во время купания родители находятся рядом, поэтому этот небольшой, но систематически повторяющийся период общения с ребенком нужно тоже использовать для интеллектуального развития. Вот несколько простых приемов, которые может взять на заметку любая семья: 

1). При купании малыша давайте ему возможность играть со струей воды. Он будет постоянно подставлять ладошку под струю, изучать падение воды, разбрызгивание ее. 
2).Научите и разрешите ему наливать воду в стаканчик. Позднее дайте ему второй, покажите как можно переливать воду из одного стаканчика в другой. 
3). Дайте ему разные - булькающие, плавающие и не плавающие вещи или игрушки для экспериментов, но понемногу, по одной, по две, и т.д. Не перегружайте его лишним количеством игрушек.

Создавайте ребенку условия для постоянного активного развития, предоставляя для этого необходимые предметы, материалы. Пусть малыш хлопает по воде, пока ему или вам это не надоест, наклоняется и пускает пузыри.

Комплекс развивающих игр в воде называется "ВОДОИГРАНИЕ". Эти игры - занятия во время купания будут продолжаться несколько месяцев.

Необходимо идти от простого к сложному. Давайте малышу сначала только один пластиковый стаканчик для игр с водой, и для освоения всех операций со стаканчиком, а также всех вариантов экспериментов ему потребуется несколько сеансов купания. Рассматривайте процедуру купания как великолепный и эффективный развивающий урок.

В Интеллектике это называется игрозанятием, потому что ни что так не отбивает у ребенка охоту развиваться и учиться, как слова «урок», «занятие» – употребляя эти слова и думая о них или употребляя их, родители сразу же начинают «включать» назидательный тон, и ребенок перестает заниматься с увлечением. 

После того, как ребенок освоит со стаканчиком все операции и игры, дайте ему другой такой же стаканчик, но большего размера. У малыша появится возможность сравнить результаты экспериментирования с обоими стаканчиками – на это тоже уйдет два- три игрозанятия. Кроме того, вам необходимо добавить ещё один класс операций – переливание воды из одного стаканчика в другой.

После этого можно будет дать стаканчик маленького размера, и всё повторится.

Через несколько игрозанятий вывалите ребенку весь набор разноцветных стаканчиков – вы убедитесь, что у вашего малыша появилась потрясающая усидчивость и выносливость в проведении экспериментов, присущая настоящим гениям.  Ваш маленький экспериментатор будет стремиться экспериментировать более часа! 

Кроме стаканчиков вы постепенно вводите и другие емкости, а также «водоплавающие» игрушки  - но сложные игрушки – крокодилы и бегемоты – будут отвлекать ребенка от научных экспериментов, от изучения физических свойств воды и физических тел.

Конечно, экспериментировать и плескаться в ванночке 2-3 часа будет неудобно, и можно постепенно переместить экспериментальную лабораторию в комнату или на кухню. Проще, конечно, переместить «физическую лабораторию» на кухню, так как в этом случае заведующей  лабораторией будет мама – она будет руководить дальнейшими экспериментами в соответствии с рекомендациями моей книги «Читать – раньше, чем ходить» и развивающего комплекта РК МИР – www.rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm
.
Не волнуйтесь! Вам не придётся покупать лабораторное оборудование - в качестве него вам надолго хватить того, что обычно имеется в столах и шкафах на кухне. Вы можете следовать  рекомендациям реализованной в 1989 – 1992 г. нами с моей дочкой Ларисой программы «Мощный интеллект – вашему ребенку» и «Начальное образование – до 4-х-5-ти лет».

Это нужно для дальнейшей активной познавательной деятельности, для принятия новых решений.
Следует особенно запомнить, что ускоренное развитие происходит не тогда, когда у малыша "все есть", а тогда, когда своевременно повышается нагрузка: ровно настолько, чтобы малыш проявил интерес, и успел получить удовольствие от очередного собственного открытия. Так и купание должно стать "уроками по исследованию свойств воды".

4). Прагматический этап. Одна из ваших основных задач: научить ребенка чувствовать себя в буквальном смысле, как рыба в воде.
Для этого, помимо игр, в более позднем возрасте начинайте малыша учить пускать пузыри: воды должно быть достаточно, чтобы слегка наклонившись вперед ребенок мог погрузить подбородок и губы в воду. Вы должны показать пример, когда ребенок за вами внимательно наблюдает. Наберите побольше и пошумнее воздуха, наклоните голову в воду и покажите, как нужно, громко, со звуком пускать пузыри. В конце этого процесса поднимаете голову, выдыхаете с брызгами остатки воздуха и только потом шумно вдыхаете воздух. Малыш начинает выдыхать в воду и наблюдает за пускаемыми пузырями. Через какое-то время под воду уходит и ваш нос.
Еще позже, постепенно и ваши глаза уходят под воду, и там продолжают наблюдать за пузырями. Все это под вашим наблюдением должен повторить и малыш. Если вы не будете паниковать, а радоваться и выражать удовольствие этим экспериментам, то тоже самое будет делать и ваш младенец.
Здесь, конечно, потом лучше купить и надевать ребенку очки или маску для ныряния. Но главное: ребенок научиться правильно вести себя в воде.
Разумеется, к тем, кто занимается по методике «Плавать – раньше, чем ходить» это не относится – там это все тоже осваивают, только гораздо раньше и так сказать, «естественным путём». Но зато мы тут с вами учимся научному мышлению – проведению экспериментов.

Можно добавить в ванночку концентрат морской воды, но это уже роскошь…

 5). После того, как малыш научится задерживать дыхание в воде, он и сам начнет рассматривать свои затонувшие игрушки на дне ванночки, начнет играть с ними, погрузив голову в воду полностью.

ЗАМЕЧАНИЕ. Минимальный из видимых результатов физического развития, которого следует достигнуть, следующий: ребенок должен научиться со дна ванны доставать потонувшие игрушки, умея задерживать дыхание, т.е. не бояться нырять. Можно приобрести для него очки (для разглядывания игрушек, своих действий рук и ног под водой) и резиновую шапочку, чтобы вода не затекала в ушки. После того как малыш научится свободно нырять, можно приобрести ему и дыхательную трубку. Конечно, в полной мере проблемы взаимоотношения ребенка с водой решаются в методике "плавать раньше, чем ходить". Однако, далеко не все могут позволить себе освоить ее, прежде всего из-за недостатка времени, а в сельских условиях - теплой воды, большой ванны, бассейна и т.д. В обычных условиях малыш будет у вас плавать ровно до того момента, как коснется стенки или дна ванночки: он сразу начнет искать более надежную опору, чем вода. Раннее плавание, конечно, оказывает большой положительный эффект на интеллектуальные способности малыша, но он несоизмеримо мал по сравнению с эффектом, получаемым по нашей методике "Читать раньше, чем ходить".   

КОММЕНТАРИЙ. В отношении других систем восприятия и способностей ребенка можно утверждать: "Электрон также неисчерпаем, как и атом", то есть, возможности развития других способностей такие же большие, как и в случае со чтением. В этой статье мы лишь коротко коснемся этих вопросов, но многим родителям этого будет достаточно, чтобы развить своих детей выдающимися учеными, музыкантами, художниками...   

В дошкольный период все занятия ребенок воспринимает как интересную игру, если, конечно, родитель исключает назидательный тон.

Нынешнее поколение молодых родителей уже привыкло к тому, что всюду на полках книжных магазинов лежат книжки - пособия для обучения "школьным наукам" в возрасте от 3-х до 6 -ти лет. Совсем недавно это считалось кощунственным, недопустимым, а результаты называли шарлатанством и мошенничеством, тогда как очевидно, что этим занималась и занимается «традиционная» система образования, скрывая научные и родительские достижения в интересах каких-то политиков, отнимая будущее, способности и таланты у наших детей.

Вы столкнетесь с тем, что бабушки и дедушки будут возмущаться, противиться раннему развитию. Конечно, пока подавляющее большинство нового поколения пособий весьма далеки от совершенства. Причина появления неудачных пособий в том, что там часто используется такой же дидактический принцип, что и в школе: научать, а не осваивать; запоминать, а не открывать; исполнять, а не творить. В общем, надо не обучать, а развивать. Сейчас даже термин появился: развивающее обучение. Но пока в области "развивающего обучения" больше вопросов, чем ответов. Настоящих результатов очень мало, лучшее, что получено в мире до возраста пяти лет, представлено в книге, вышедшей в 1995 – 1996 году -  http://www.proza.ru/2013/05/26/1255

Суть заключается в том, что развивающее обучение не даст вам нужного эффекта: нынешние педагогические школы пока путают важнейшие понятия местами.
Максимальный эффект дает предлагаемое нами ОБУЧАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ. Согласитесь: недостаточно развитого ребенка вы не сможете ничему научить. В этом заключается главный порок и "страшная тайна" нынешней затратной педагогики: намеренно запуская ранний, самый решающий возраст, "педагоги" обеспечивают себя работой на много лет, фактически безжалостно эксплуатируя вашего ребенка. Абсолютное большинство делает это "не ведая, что творит", привыкнув слепо подчиняться указаниям сверху.
Самыми страшными врагами невольно оказываются авторитетные научные светила: признать принципиально новое для них означает "крах жизненного пути". Но это ложное чувство, - во все века было так, что приходил Коперник и ниспровергал Птолемея, Эйнштейн - Ньютона, а нас с вами - через несколько лет наверняка ниспровергнет уже ищущий новый молодой исследователь... Некоторые специалисты говорят: дайте нам поподробнее методику, побольше теории, учебный план ...
Методистам и педагогам организованы лекции, и они могут поступить на наши курсы. Но зачем, например, деловому человеку изучать, например, научные основы создания и производства автомобилей, для того чтобы попасть в нужное место, заключить контракт и получить большую прибыль? Он просто берет автомобиль, ключ зажигания, садится и едет. Так и вы, имея конкретную цель воспитать развитого ребенка берете опробованные приемы и способы - ключ, создаете развивающую обстановку дома и "едете" ... соблюдая правила "безопасности движения".
Обычно недоразумения происходят именно при несоблюдении этих правила: некоторые пытаются применить и другие методики или идеи и часто это делается неправильно по времени, либо отвлекает. В результате происходят передозировка музыки, физических упражнений и другие. Следствие этого: задержки в развитии и перерасход ваших средств в будущем - своеобразные "штрафы" в пути. Самые грубые и частые нарушения: избыток музыки, "роковая" какофония звуков, медитативная музыка и техники медитации кришнаитов и проч. Далее следуют более сложные и тонкие нарушения, типа неучета особенностей психологических типов ребенка, знаков Зодиака. 
Мои наблюдения и опыт убеждают в том, что всё, чему обучают в средней школе, можно бы давать ему в игровой форме до 10 лет. Однако предстоит переработать все учебники, создать новые пособия, работы предстоит много. 
В 5 лет у детей уже сформирован, в целом, характер, определились темперамент, привычки.

До 5 -ти лет ребенку, развивающемуся ускоренно, по нашим рекомендациям, доступны основы многих "школьных" знаний: грамота, систематика животных, основы географии, геометрии, химии, алгебры и многое другое, если с вы хотите видеть в нем "прирожденного", гениального музыканта, математика, химика, литератора, режиссера.

Однако, несмотря на то, что  всё необходимое имеется в РК МИР, для «ленивых родителей»  могут потребоваться некоторые специальные рекомендации, и подходящие пособия, которые вы постепенно сможете получить в нашем Центре «Содействие развитию и воспитанию детей МИР ребенка».

Кстати, между четырьмя и пятью годами ребенка по-настоящему интересуют такие сложные синтетические виды деятельности, как режиссура, а не только освоение актерских навыков.

Кроме этого интересует также бизнес и управление.

Прочтите, например, напечатанное собственноручно на пишущей машинке в 1991 году свидетельство ребенка 3-4-х лет в Приложении 1.4. "В газету "Из рук в руки"). - http://www.rebenokh1.narod.ru/recordsMIR.htm

В нашей, оптимальной системе образования "Человека Созидающего" можно развить и обучить до 5 -ти лет - именно к этому возрасту малыш должен и хочет освоить и конструкторы, и видеокамеру, и многое другое, что я рекомендую.

Чтобы выяснить, почему в России педагоги упорно не хотят развивать научные и творческие способности детей, я отправился  в Российскую академию образования, надеясь, что «штаб по уничтожению СССР» остался в прошлом.  Я встретился в президентом РАО Н. Никандровым, всё ему рассказал. Потом ходил по кабинетам, спорил и показывал результаты руководителям Отделений и лабораторий. Они выслушивали, кивали и помалкивали…
Наконец, один академик, видимо, сжалился и осторожно пригласил меня покурить в коридоре. Он приблизился ко мне и вдруг тихо произнес: «Неужели Вы не понимаете, что нам не разрешают говорить правду учителям и воспитателям? Не позволяют те, кто вверху» - он показал пальцем вверх.
Я горячо возразил:
- Кто не разрешает? Не может быть! Я был в и в министерстве, и в Думе, и администрации президента – там обрадовались моим результатам…
- Нет, не в Администрации президента – берите ещё выше…»
?? – я недоуменно удивился.
Академик наклонился ко мне: «Наши хозяева находятся за океаном» - коротко и очень тихо сказал академик и ушел в свой кабинет. 

Так что рассчитывать на нашу педагогику и Министерство образование нам, родителям России не приходится: конкуренты из-за океана никогда не позволят ни РАО, ни Министерству, ни Администрации президента давать нашим детям настоящее, научно обоснованное развитие и образование. Всю необходимую информацию и консультации можно получить на следующих ресурсах: www.rebenokh1.narod.ru, www.larisa.h1.ru и других.

Но, используя представленные в этой статье способы и приёмы развития гениальных способностей к научному мышлению и экспериментированию, а также следуя рекомендациям других книг по системе "МИР ребенка", вы сделаете своих детей одаренными, которые смогут заниматься по индивидуальной программе, без дорогостоящих педагогов и репетиторов, и смогут получить первое высшее образование в 12 - 14 лет, а к 17-ти годам, возможно, получат 3-4 диплома вуза, как это далось сделать:
- родителям А.С. Грибоедова  в 1813 году,
- родителям Карла Витте - в 1817 году,
- родителям Н. Боголюбова - в советское время,
- родителям сестер Князевых - в 2006 году...
и другим - см.:  http://www.proza.ru/2013/05/20/130

Необходимо также учитывать, что уже 3 тысячи лет в иудейской педагогике рекомендуют обучать ребенка с самого зачатия, а в мусульманской - с 4-го месяца беременности будущей матери.