Верозия истины

Марина Стрельная
    Так происходит в природе, попадая в реку, сточные воды, пересыщенные канализационными нечистотами и ядовитыми промышленными отходами,  могут необратимо отравить её. И река уже будет не река, но сток испоганенных вод.
    В клоаку,  в отстойник может превратиться и информационная река, если в неё постоянно вливаются потоки лжи, дезинформация, вбрасываются горячие фейки.   
    Загрязнение информационной среды грозит не менее катастрофическими последствиями, чем загрязнение среды природной.
    Эту опасность узрел и предостерёг от неё человечество знаменитый писатель-футуролог  Станислав Лем. Он поведал о развитии патологоинформационных синдромов: самозаговаривания, самообманывающегося обмана, социошизофрении. В уникальном словаре Лема они означены как автофата-моргана, дребезжащие колебания, верозия истины.
    "В нормальной, стабильной усреднённой цивилизации загрязнение информационной среды ложью не превышает пятнадцать процентов, если оно превысит семьдесят процентов,  появляются так называемые дребежащщие колебания с циклом двенадцать - пятнадцать лет, а при загрязнении свыше восьмидесяти процентов отфильтровать чистую правду уже невозможно и начинается коллапс.
     Синдром автофата-морганы (самозаговаривания) означает, что производители
вымысла сами заражаются вымыслом; это может привести к так называемому
полному внутреннему отражению и поглощению в процессе бюроциркуляции, к
социошизофрении (одно говорят, в другое верят), а также к ещё более сложным
патологоинформационным синдромам".
    Синдромы эти чрезвычайно опасны не только для населения, черпающего информацию из загрязнённых ложью источников, но и для самих властей - владельцев монополии на истину. Их цель - манипуляция сознаниями своих граждан, в том числе и через дезинформацию.
    На определённом этапе ожидаемые негативные результаты  таких манипуляций обращаются против самих манипуляторов. Манипуляторы убеждают сами себя. Они верят в то, что говорят. Они даже уверены, что изрекают истину, забыв о  первоначальной   несомненной лживости говоримого. Это и  есть верозия истины.
    При тотальном искажении информационной среды ложью, ложные сведения формируют убеждения, поведенческие установки и могут даже преобразоваться в веру.
     Зададим вопрос, почему население в массе своей быстро смиряется с тем, что черпает информацию из столь загрязнённых источников и кушает её без разбора.
     Всё очень просто. Население и отдельный индивид принимает ложную информацию, потому что хочет её принимать. Осведомлённость, правдивые сведения вызывают страх.
     Осведомлённость при вопиющем нагромождении пугающих фактов, при столкновении   трактовок, противоречащих одна другой, при разноголосице мнений о событиях приводит к когнитивный диссонансу. О нём сейчас любят рассуждать и психологи, и непосвящённые. Сошлюсь на него и я. Когнитивный диссонанс   — состоянию психического дискомфорта индивида, вызванного столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей, или эмоциональных реакций.
     Для снижения психического дискомфорта, индивид  старается  обходить стороной такие ситуации, в которых дискомфорт может усилиться. В данном случае, предпочтёт не дознаваться правды, довольствуясь ложью, и на том успокоится.    
     Приведу страшный пример. 1 октября Харьков был взбудоражен известием об обнаружении на церковной ограде трупа молодого мужчины. Правоохранителями были сделаны фото. На них ясно видно, что труп прикручен к ограде красным скотчем, следовательно мужчина был сначала убит и только потом повешен. Трактовки властей поражали цинизмом.
     "Мужчина, который вчера был найден повешенным на ограде храма в Харькове, погиб от удара током от оголенного провода, когда перелазил ночью через забор церкви.Об этом заявил советник интернет-министра МВД Антон Геращенко".
     Эту абсурдную версию ретранслировали многие новостные агентства Украины.
Она приобрела статус официальной. Опровержения не последовало.
    В период социальных потрясений ложная информация населению необходима как транквилизатор, как наркотик.
     Вот сведения, которые я сочла вполне достоверными. В маркетинговом отделе одной из крупнейших аптечных сетей Киева заметили одну пугающую особенность в динамике продаж. В сравнении с таким же периодом прошлого года в 3,2 раза выросли продажи "Пароксетина" (антидепрессант, селективный ингибитор обратного захвата серотонина, СИОЗС) и в 3,7 раза выросли продажи "Гидазепама" (транквилизатор, анксиолитик).
    Что это означает? Эти лекарства применяются при лечение депрессивно-тревожного расстройства, посттравматического стрессового расстройства, генерализованного тревожного расстройства, панических атак.
    Ложная информация, в которой вымысел превышает восемьдесят процентов, гасит тревожные ожидания, проистекающие из осведомлённости. Она формирует не противоречивую картину мира. И человеку уже наплевать на факты. В сознании возникли некие фильтры, пропускающие только информацию, укладывающуюся в выстроенную для него картину мира. Лишь немногие обладают врождённым чувством правды, что сродни врождённому иммунитету. И лишь немногие ищут разностороннюю информацию, пытаются обозреть реальные события не тенденциозно, но в альтернативных ракурсах.
    УТЕШЕНИЕ ВЫДУМКОЙ. К нему прибегали люди во все времена, когда не могли справиться с жестокой реальностью. Утешение выдумкой   успокаивает, излечивает, примиряет с самой, казалось бы, невыносимой ситуацией, но при этом оно не есть ложь во благо, ибо в случае манипулирования оно не вырастает из личных мечтаний и надежд, и его главная цель - отнюдь не душевный покой людей. Оно наведено из-вне и по сути является  простейшим  регулятором ситуации, выстроенной манипуляторами.  Утешение выдумкой стабилизирует существующие социальные структуры и тем самым охраняет власть от посягательства на информационную монополию,  а вслед за ней и на монополию экономическую.
    В заключении ещё раз процитирую Станислава Лема
" Чем больше цивилизационное ускорение, тем труднее держать порознь информацию и дезинформацию; общество в целом начинает колебаться между двумя крайними состояниями — псевдореальностью и псевдоверой. Экономические циклы накладываются на информационные, а так как они не совпадают по фазе, возникает интерференция, вызывающая резонанс и дребезжание. Такие дребезжащие колебания начались в Люзанской империи на исходе XIX века и буквально раскололи её, наподобие мощного звука, который, резонируя с собственной частотой стакана, раскалывает его вдребезги. Люзания пережила две революции, разделённые несколькими десятилетиями смуты".