Историк

Александр Андриевский
В старших классах нашей деревенской школы, в шестидесятые  и  семидесятые годы двадцатого столетия, работал преподавателем истории и обществоведения -
Колесников Евгений Павлович.

В тысяча девятьсот семидесятом году, прошедшего столетия, ему было двадцать девять  лет.

Многие ученицы старших классов тайно были в него влюблены. Он вызывал симпатию у женщин. Росту Евгений Павлович был выше среднего. Светло-серый костюм безупречно облегал его стройную фигуру; брюки всегда были отутюженые, стрелки на них- острыми. Его рубашки и галстуки, которые он надевал ,  дополняли друг друга, говорили об изысканом его вкусе к одежде и о требовательности к самому себе.

Евгений Павлович был красивым человеком. Его правильной формы лицо, прямой греческий нос на нём, и, конечно, красивые коричневые глаза, вызывали у людей симпатию с первых же секунд  общения с ним. Голос, в котором чувствовались доброта и твёрдость, укрепляли в них уверенность в этом неосознанном чувстве.

Работать в нашей школе, он начал в незабываемом тысяча девятьсот шестьдесят
четвёртом году. В октябре того года, от власти в стране отстранили   Никиту
Сергеевича  Хрущёва.

Часто в конце шестидесятых годов, учащиеся нашего класса  любили беседовать с ним о политике, просили его рассказать об известных политиках.

У него было "за спиной" как говорят в подобных случаях - высшее образование.

Он был эрудированным человеком, с ним можно было беседовать на любую тему. Часто, я видел его в нашей сельской библиотеке, когда он стоял возле стеллажей с книгами ; он  был также читателем и нашей, школьной библиотеки.

По характеру, Евгений Павлович  был благожелательным человеком, а потому всегда вступал в беседу не только со взрослыми людьми, но и с  детьми, то есть со своими  учениками.
   
У него была замечательная черта характера: он внимательно выслушивал своего
собеседника, затем, не спеша начинал говорить. Не было такого случая, чтобы  Евгений Павлович,  сразу же начинал доказывать  неправоту своего оппонента.
 
Если собеседник был в чём-то неправ, то Евгений Павлович,  интеллигентно, фактами, и аргументами, доказывал ему в чём тот ошибается. Он подводил его к нужному выводу. Наверно, это было тем обстоятельством, которое привлекало к нему людей.

Его семья  состояла из трёх человек: его самого, жены, которая была его ровесницей по возрасту, и их девятилетней дочери. Его жена работала в яслях воспитателем. Они находились во второй половине  посёлка.
 
По приезду в наш посёлок, им выделили квартиру в большом доме, который тогда принадлежал железной дороге. В нём находились: железнодорожный вокзал,  касса по продаже билетов на пригородный поезд  и ещё на два  проходящих поезда, что останавливались в нашем посёлке на три минуты, каждый.

О личной жизни нашего учителя истории, кроме этих сведений, я больше ничего не знаю. Так сложилось в нашем посёлке, что учителя общались между собой. У них был свой мир и свои интересы.

Такое утверждение не означает того, что они не хотели общаться  с жителями посёлка. Всех учителей, работавших в школе, или ушедших на пенсию, мои земляки  любили и уважали. 
 
Всех их объединяла одна черта их разных характеров - любовь к своей работе! Профессия  учитель,- обозначала их жизненную позицию. Каждый из них, считал свой предмет, который  вёл в школе - самым важным для своих учеников.
   
Учителя- прежде всего земные люди! Каждый из них- личность. И, конечно, у каждого из них был свой, только присущий ему характер. Нужно сказать, что это чувствовалось в их манере вести свои предметы.

Учащиеся нашей школы, с первых дней появления в ней  Евгения Павловича, сразу же полюбили его уроки истории. Кроме истории, он мог преподавать и другие предметы, когда в этом возникала необходимость. Преподавал он в старших классах школы не только историю, но и   предмет обществоведение, который, мы считали новым.
 
Ученики школы любили его уроки. Любили их за то, что он никогда не ставил плохих отметок ученикам. Случалось такое: некоторые из них, приходили на его уроки неподготовленными, то есть не выучив задание. Евгений Павлович спрашивал их о том, почему они не знают пройденный материал; ставил в классном журнале точку напротив их фамилий; после этого,  говорил им о том, чтобы они выучили  его, 
 и были готовы к тому, что он  будет задавать вопросы  по нему на следующем уроке.   

Ученики, естественно, радовались его словам, и ... вскоре  исправляли все свои недочёты.

За все годы, которые Евгений Павлович проработал в нашей школе, у него никогда не было по его предметам двоечников. Ученики школы любили учителя истории за то, что на его уроках  всегда можно было поговорить о том, что не имеет отношение к его   предмету ; за то, что на них, они могли поделиться новостями со своими друзьями. Учитель никогда не делал им замечаний из-за этого. Он был,  не только тактичным человеком, но и демократичным. 

***
Я говорил о том, что Евгений Павлович был демократичным и очень тактичным
человеком. Образ его был бы неверным, если б я не сказал о том, что он был прежде всего интеллигентным человеком.

В конце второго школьного полугодия, вскоре после начала четвёртой четверти, в нашем десятом классе состоялась с ним беседа о политике, и о жизни людей в
Советском Союзе. Инициатором этого разговора стал мой школьный товарищ,
который жил через стенку в нашем двухквартирном доме, с родителями, и младшей сестрой Наташей.

Толик Ермаков- мой товарищ, после окончания урока истории, который был
 последним в этот день, решил задать ему несколько вопросов о Хрущёве и о Светлане Аллилуевой- дочери Сталина, уехавшей  за границу. Советская пресса в те годы, как известно, ничего не писала на эти темы. Евгений Павлович, об этом прекрасно знал. 

- Андрюха,- сказал Толик мне, когда урок истории, бывший в этот день последним по расписанию, закончился.- Ты не торопишься домой? Давай немного задержимся.
Я спрошу Евгения Павловича про Хрущёва и про Светлану Аллилуеву. Интересно же знать о том, почему она решила жить за границей. В газетах про это ничего не пишут, а Евгений Павлович об этом хорошо знает.
 
Толик не ошибся. Этот разговор, состоявшийся у нас  с нашим учителем    
 истории, я запомнил на всю жизнь. В тот день я узнал много нового о жизни в стране, узнал о том, что будет в ближайшем будущем не только в нашей стране, но также и в других странах мира.   

Евгений Павлович честно рассказывал нам обо всём, что интересовало нас с Толиком. Мы  были восхищены его смелостью и честностью. Самое главное, что нам  было дорого,- это, конечно, его доверие к нам. Наш разговор с  учителем истории, мы оставили в тайне от всех ; если бы кто-нибудь случайно узнал всё, о чём он говорил нам ,то, наверно, его в те годы живо  упекли бы, в места не столь "отдалённые".

Потрясением и полной неожиданностью для нас стал рассказ Евгения Павловича об Аллене Даллесе-
бывшем руководителе  американского  ЦРУ. В его печально известной доктрине говорилось о том, что нужно делать для того, чтобы развалить Советский Союз, а затем - Россию.
 
- Евгений Павлович, если об этой доктрине известно не только компетентным органам, но даже
 простым людям, то у американцев ничего не получится. Их доктрина так и останется на бумаге,-
сказал я учителю истории.

- Гм,- Евгений Павлович печально усмехнулся,- похоже, они смогут осуществить этот  план, но...далеко не весь. Пройдёт несколько десятилетий жизни. На планете Земля будут происходить изменения не только в жизни государств, но  будут изменения в её климате. Люди должны задуматься об энергоресурсах, о чистоте воды и воздуха.

Меня задели за живое слова Евгения Павловича о распаде Советского Союза." Как же можно жить спокойно, зная о том, что делают враги для того, чтобы осуществить  свои планы?"- думал я и решил задать ему очередной вопрос.

- Евгений Павлович,- я посмотрел на него.- Неужели только Советский Союз ждёт такая печальная участь?

- Нет! Такая же участь ожидает и другие крупные государственные образования.
  На планете Земля начинаются изменения в жизни государств. Скоро мы это увидим.

- Интересно!- я с удивлением смотрел на него. Неужели люди строят свои прогнозы  на будущее, опираясь на Библию?

- Как бы это не казалось странным, но многие библейские предсказания и прогнозы учёных о ближайшем будущем людей - совпадают. Об этом же говорят не только предсказания Нострадамуса, но предсказания Ванги и других ясновидцев. О них не пишут в нашей прессе, но о них знают очень хорошо те люди,  которые по долгу своей службы, обязаны знать о них.

Царь Николай Второй знал о том, что ожидает его и Россию задолго до Октябрьской Революции семнадцатого года. Об этом знал он не только от Григория Распутина, но также и из других источников.
 
Мы знаем хорошо о том, что всё, о чём говорили царю Николаю Второму о его судьбе  и о том, что произойдёт в России - сбылось. И в будущем Россию ожидают перемены.
 Это - естественный процесс! Она выйдет из всех испытаний окрепшей. Вспомните, в двадцатом веке Россия пережила несколько революций, две Мировые войны, несколько конфликтов. На Земле постоянно идут войны.

 Многие учёные и предсказатели едины в мнении: Россию ожидает великое будущее.
Если быть честными, то нужно сказать, Россия - во все времена была великим государством. Она играла и будет играть одну из ключевых ролей в жизни  народов на планете Земля во все времена своей истории. Так что бояться изменений не  нужно. Вся жизнь человечества  на ней - это постоянные изменения во всех сферах  их экономической и политической жизни.

 Анатолий и Андрей!- Евгений Павлович улыбнулся.- Мы с вами в разговоре как бы посмотрели на вершину айсберга, но самая большая его часть  скрыта в глубине. Тема, поднятая вами - обширная! Мы, о многом не поговорили, не успели. Будет время,  подробно поговорим  о всех интересующих вас вопросах. Меня дома ждёт жена с дочерью. Вечером, собираемся семьёй сходить к друзьям. До свидания!
 
... Судьба распорядилась так, что больше  у нас не было бесед о жизни с нашим
 учителем истории. Скоро подготовка к предстоящим экзаменам за десять классов обучения в школе заставила нас с Толиком забыть о беседах с Евгением Павловичем.

После выпускных экзаменов за десять классов школы, я готовился к поступлению в один из педагогических вузов Сибири. Увы! Я не поступил в ВУЗ, и осенью был призван в Советскую Армию. После армии, ненадолго задержался в нашем посёлке. Евгения Павловича с той поры я не видел. Знаю одно, что однажды, один негодяй стрелял в окно его квартиры. Чем мог не угодить тому мерзавцу этот замечательный человек - не знаю. Знаю одно: в пьяной драке с такими же алкашами как и сам,  тот
негодяй был убит своими собутыльниками. Виновников его смерти не нашли. Похоже, милиция не очень-то их искала, потому что Евгений Павлович и его родные - не пострадали.

После того, как распался Советский Союз, я часто вспоминал наш разговор с учителем истории. Всё о чём говорил он нам с Толиком - сбылось. Сбудется и всё хорошее о России, что говорил он. Есть всё - таки Высшие Силы, которые не только сотворили планету Земля, но каким-то чудесным образом хранят её. Если бы не так, то не сбылись слова о будущем, нашего учителя.  Но они сбылись! Значит: будем верить в хорошее...Жизнь продолжается.