Начало пути. Автобаза номер 3

Симион Волков
Рассказ в жанре грустного юмора
===============================
мейнстрим
--------
Попробую показать, что был всё таки бизнес в нашем Союзе нерушимом двадцать пять лет назад. И пятьдесят лет назад бизнес был тоже, только этого слова тогда не было. Называли  коммерцию "цеховой", она была всё же подпольно - криминальной. А коммерсантов называли в народе "спекулянтами", "барыгами" и ещё всяко разно. Кто-то этого не знал или знать не хотел, а я с юных лет искал различные способы чего нибудь продать и купить.

Конечно, мой бизнес ограничивался ракетками, шариками для тенниса, поскольку я и до сих пор, больше пятидесяти лет, играю в теннис на столе. Мог я и коньки соседа по парте Кости Зуева продать или лыжи из настоящей карельской берёзы. Лыжи привёз из армии старший брат моего друга детства Серёжи из командировки. Если кто из знакомых ребят во дворе искал себе шапку или перчатки, я мог помочь в поиске.

Часы в нашем детстве, если мои ровесники помнят, были как бы признаком богатства. Часы были в моде, их часто продавали или меняли. Помню, когда мы учились в седьмом классе сосед по парте, Борька Емченко[как-то фамилия в памяти осталась] пришёл в школу в золотых часах. Сказал, что часы отцовские, но Борька был старше всех на два года, стойкий второгодник.

Кроме того он уже не один год состоял на учёте в милиции и был кандидатом в детскую колонию. Но посмотреть на эо золотые часы приходили к Борьке даже старшеклассники. Шапки из кролика или цигейки, шарфы, перчатки кожаные, красивую подвеску за рубль.

Авторучка, тоже была ценная вещь в школьной среде или диковинный брелок  - вот такая была моя школьная коммерция. Большой популярностью пользовались первые шариковые ручки, в которых была девушка. При переворачивании ручки девушка плавно обнажалась. Говорили, что ручку эту привезли из Франции. Она была верхом шикарных приобретений в нашей школьной среде юнцов.

Про то, как мы с другом занимались торговлей в школьные годы у меня есть рассказ: Три богатыря: http://www.proza.ru/2013/07/06/1457
Поэтому я повторятся не буду, а расскажу о делах, в которых я активно участвовал. Неважно, что дела часто были совсем небольшие, заработок от них часто был незначительным. Но мне нравился процесс "достования и продавания" чего нибудь, неважно чего.

Вот как раз минуло полста лет с той поры, когда я пришёл в отцовскую автобазу большого стройтреста "Магстрой" работать автоэлектриком. Я проучился больше года в техническом училище, но работать на большом заводе не захотел. Вот не любил я уже тогда ходить в потоке людей в одну заводскую проходную. Утром - все туда, по цехам, а вечером - все обратно - из цехов домой.

В процессе своей работы автоэлетриком я стал замечать, какие запчасти для наших больших "ЗИЛ"ов в дефиците. Но оказалось, что на складе этого дефицита лежит достаточно много. Я никак по-началу не мог понять, почему так происходит - запчасти есть, а менять их не дают.

Это были мои первые уроки по обучению советской плановой экономики. Оказалось, что для наших начальников имелась личная выгода в том, чтобы не давать водителям запчасти. По результатам года им начислялась очень хорошая премия за "сэкономленные" запчасти.

Неважно им было, что какой нибудь бедолага - шофёр из их же гаража, мог без этой железки, если машина сломалась в пути, просто замёрзнуть на заснеженной трассе. Эти трассы и сегодня далеки от европейских, а я пишу о годах шестидесятых.  Современники мои это проходили, но теперешние молодые этого безобразия не поймут.

Вот это как раз и создавало почву для нашего небольшого гешефта. С кладовщицей Машей я был в хороших отношениях. Да ещё ей очень нравился мой отец - ему тогда не было ещё и пятидесяти, он был статный, седой после фронта и достаточно галантный мужчина. До войны он успел несколько лет отучиться в Высшем военно-артиллерийском училище в Минске.

На фоне других шоферов - матерщинников мой отец выгодно отличался. Больша редкость среди водил большегрузов - он даже не курил, а выпивал с коллегами крайне редко. Мог выпить с начальником колонны, чтобы быть у того на хорошем счету. Хотя когда надо было, он мог за себя постоять и громким горлом и большими мозолистыми кулаками.

Так вот, я осторожно навёл с Машей мосты, каким Макаром можно получить дефицитные запчасти. Конечно, кладовщица не сразу пошла со мной напрямую, да и надо сказать, мне тогда ещё не было и семнадцати лет. Возможно помогло то, что мы с этой Машей были одной национальности и она меня была намного старше. И вот дождался, однажды она мне сообщила как можно обойти запрет.

Я должен был предложить водителю электрооборудование, необходимое ему, вернее его большому "ЗИЛу". Но при этом сказать ему, что это будет стоить ему аж десять рублей. Из этой "десятки" моя Маша себе будет забирать семь рублей, но при этом она сама подпишет у кого надо требование на получение дефицитных запчастей с её склада. Провернуть эту комбинацию мне, по сути мальчишке, было очень сложным делом. Это я потом понял, когда через годы набрался немного коммерческого опыта.

При моём тогдашнем заработке в 80-90 рублей  "трёшка" будет приличной "халтуркой". Дело ведь происходило в шестидесятые годы, до рыночных отношений оставалось ещё тридцать лет. Сказать, что у меня появилось много желающих шоферов на получение запчастей за "десятку" будет неправдой.

Тогда водители деньги ценили, работа шофёра на большегрузной машине была тяжёлой и ответственной, деньги доставались шоферам очень тяжело. Но всё таки два-три клиента в месяц попадались. Кому новый радиатор был нужен, кому заменить всё электропроводку, эту операцию я делал сам с напарником. Удачнее оказался бизнес с аккумуляторами.

Аккумуляторы стояли и стоят на всех автомобилях, они тоже в те годы были в дефиците. В аккумуляторной, где ремонтировали и заряжали аккумуляторы с машин, которые стояли у нас в ремонте,  зимой мы собирались погреться. У них всегда горел горн, грели инструмент, различные медные паяльники, которые расплавляли свинец при разборке аккумуляторов.

Хитрость вся была в том, что в нём из строя выходили положительно заряженные пластины, они просто рассыпались.  Аккумуляторщик Коля, мой ровестник, тоже был шустрый парень. Когда он узнал, что я "дружу" с кладовщицей, то рассказал, как мы сможножем с ним заработать на аккумуляторах. О своих подпольных делах с Машей со склада я никому не говорил ни слова.

Не дай бы Бог, отец узнал бы об этом, хорошо бы мне не было, по шее я бы схлопотал конкретно. К Коле оказывается часто заезжали частники с просьбами отремонтировать аккумуляторы со своих "Москвичей", "Побед" и "Запорожцев". У Коли было где разобрать аккумулятор, было время на "левую" работу, но не было положительных пластин коричевого цвета.

Отрицательные были свинцовые, серого цвета - это подробности я хорошо запомнил на всю жизнь. Ещё не забуду колькиных аккумуляторных "шуток". После них часть комбинезона, на которой мы с пацанами-слесарями сидели, следующим утром была сгоревшей.

Мы заработали по моей схеме - я брал на складе у Маши пластины, количество их я подзабыл, тащил за пазухой, а где ещё, к другу Кольке. У негу уже ждал клиент с принесённым аккумулятором с "Москвича". Коля с моей помощью его вскрывал, что-то там обрезал, вытаскивал всё, потом эти принесённые мной пластины впаивал.

Он их чередовал с отрицательно заряженными пластинами. Потом мы вставляли всё это блоками  внутрь коробки аккумулятора, которую он заливал расплавленным битумом. Хотя в те годы никакой охраны у ворот не было, выносили отремонтированный аккумулятор с территории гаража мы.

После проверки на машине стартером, хозяин, всегда радостный, отдавал нам заслуженный заработок. В те далёкие советские годы обман, по нынешнему его называют "Кидалово, кидок", не практиковался. Можно было бы сейчас написать, что на свою часть денег я купил хорошие книжки или подарок маме, но я врать не люблю. Обычно мы брали пару бутылок вина, портвейна или вермута и немудрённую закусь, в виде чайной или ливерной колбаски, чебуреков  и хлеба с маслом.

Выпивали мы обычно, если зимой, то у Кольки в тепле аккумуляторной, а летом на природе, за забором гаража. Чего я никогда не делал в те годы, не практикую и теперь - не выпивал без закуски. К этому меня приучил пример моего незабвенного отца - фронтовика, светлая ему память.

Шофера в те годы после работы выпивали в гараже часто, закуска у них иногда бывала сигарета. Деньги на выпивку водители грузовиков тоже зарабатывали "халтуркой", то есть левой работой. Что они могли сделать? Кому-то после смены перевести домашние вещи.

Шофера самосвалов обычно "шабашили" на пригородных дачах и в частном секторе. Кому отвезут кузов навоза из пригородного совхоза в коллективный сад. Кому, по договорённости с оператором бетонного узла, машину раствора на стройку дачного дома.

В садах, около въездных ворот, всегда находились желющие купить свежее коровье дерьмо садоводы. Как и увезённый со стройки бетон, который обходился садоводу - дачнику вполовину дешвле законного. И все были довольны, как говорит пословица "И волки сыты и овцы целы. И пастуху светлая память". Бывало и во время рабочей смены шабашку начальник подбрасывал. Это тогда, когда надо было что-то незаконно взятое на стройке, увезти этому начальнику домой или на дачу.

Но когда вечером в боксе на подножке "ЗИЛа" ставилась водка, гранёные стаканы и собиралась компания шоферов, мой отец всегда в таких случаях говорил -"Мануфактурой я не закусываю". Отдавал свою часть денег на выпивку, чтобы не обвинили в жадности и уходил домой.

Добавлю, что в те годы почти все отцовские друзья-шофёры были участниками Великой Отечественной войны. Могу ещё добавить, что за все годы сильно выпившим я видел отца может быть два-три раза.

Деньги, заработанные "халтурой" я копил на одежду, обувь и теннисный инвентарь. Я хоть и рос по самым обычным рабочим районам промышленного города, любил почему-то уже в юные годы одеть костюм и красивый галстук. Туфли тогда были в моде остроносые, я купил замшевые чешские, фабрики "Цебо". Хорошо запомнил - одни стоили 18 рублей, на каблучке, а вторые целых 22 рубля.

В тех туфлях, которые стоили 22 рубля, я потом и женился. И костюм с рубашкой, в которых я с женой и двумя свидетелями пошли пешком в ЗАГС, были куплены не родителями. Может в этом один из секретов - мы с женой вместе идём по нашему жизненному маршруту почти полвека!

Мой рассказ будет не полным, если я не вспомню ещё об одном "бизнесе", процветавшем в 60-е, впрочем как и в другие советские годы.
Около отцовского гаража, возле въездных ворот, вечером всегда можно было увидеть огромную лужу. Лужей никого не удивишь, но у этой был сильный специфический запах, она воняла бензином.

А запах был потому, что сама лужа была бензиновая. Из неэтилированного бензина, А-66, которым в те годы заправлялась вся авототехника Советского Союза. Поголовно все водители после рабочего дня снимали "запломбированный" спидометр и увлечённо подкручивали на нём определённое количество непроеханых за день километров. Потом они вписывали эти показатели в свою дневную путёвку. И никто из них не считал эту операцию нарушением закона.

Про слив бензина знали все, в том числе и малочисленные в те годы владельцы личного транспорта. Они с канистрами поджидали большегрузные машины с канистрами и с помятыми рублями в карманах.

Цена была самая либеральная - за большую канистру - один рубль, а за маленькую - пятьдесят копеек.  Приписки процветали в советской экономике практически во всех отраслях народного хозяйства. И к чему они привели вы знаете это не хуже меня.

Не поверите, но даже работая в жуткой грязи авторемотных мастерских или меняя светофоры на путях доменного цеха, где графитовая пыль слежалась годами, я не терял своего человеческого облика и достоинства.

При минимальной заплате я ухитрялся костюм, примерно один в год, сшить себе в ателье на заказ. Мне очень нравилось приходить на примерки и ждать в маленькой примерочной, когда мне принесут разделанный на куски мой будущий костюм.

В годы юности я работал электромонтёром на метизно-металлургическом заводе в одном из больших промышленных городов Урала. Как раз с того времени минуло пятьдесят годков. Про тот бизнес, которым я занимался, работая в электроцехе "метизки", так в народе звали наш большое завод, я поведаю вам в следующей главе.

2014год.
Для издателей, спонсоров, литературных агентов, редакторов и продюсеров:skype:semen-volkov; semen_v47@yahoo.com