Сапожная мастерская

Вартан Крикоров
  В одном маленьком городке, который больше похож на большую деревню, где все жители так или иначе знакомы друг с другом, а новости быстро распространяются от знакомых, друзей и соседей, произошла интересная история. Связана она с сапожной мастерской, приютившейся в жилом районе среди зелени развесистых деревьев. 

Ася рано вышла замуж. В ней было мало женственности: низкий голос, грубое, как топором рубленое, лицо, фигура мужского типа, широкие плечи, сильные руки. В ее карих живых глазах под косматыми бровями светилась уверенность и сила. Все семейные проблемы решала жена, все мужские дела по дому были на ее плечах. Они с мужем дополняли друг друга. Он, как ни странно, наоборот, был женственным, очень полным, значительно менее ее ростом, не мог забить дома и гвоздя, но зато с удовольствием убирал и готовил.

Так как без денег невозможно прожить, следовательно, нужно было кому-то начать их зарабатывать. Это, как негласный глава семьи, решила сделать Ася. Молодая женщина стала просматривать в газете рубрику «Работа». Единственное реальное объявление, которое ей попалось, было о наборе мастеров в ателье по ремонту обуви, остальные все касались либо сетевого маркетинга, либо денежных «пирамид», предполагавших первоначальный взнос денег.
Ася с сапожным ремеслом была знакома не понаслышке. Ее дедушка в свое время был известным на всю округу сапожником, так как выполнял работы любой сложности. Часто, когда другие мастера отказывали людям в ремонте, они несли обувь деду, тот все чинил, «доводил до ума». Ему приносили заказы даже из мэрии.

В свободное время дедушка обучал внучку сапожному ремеслу. «Задатки у тебя есть!» – радовался известный мастер. Он рассказывал ей об истории сапожного ремесла. От него Ася узнала, что первая обувь появилась еще в середине верхнего палеолита. Тогда она представляла собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утепленных изнутри сухой травой. «Работа сапожника кропотливая, не каждому под силу! Однако без хлеба истинные мастера никогда не остаются»! – говорил ей дед. Вспомнив его слова, Ася твердо решила стать сапожником и устроилась в ателье.

После нескольких лет работы подмастерьем, поднаторев, женщина убедилась, что не хуже коллег-мужчин может выполнять свою работу: умело забивать, резать, шить, клеить и точить. Вместе с тем, она поняла, что в ателье ей мало платят. Львиную долю дохода получал хозяин, а наемным работникам доставались лишь небольшие суммы.
Однажды Ася заглянула в бывшую будку своего дедушки. Что-то неуловимое привлекало ее здесь – точильный станок, инструменты, специфические запахи. Она вспомнила, что ей очень нравилось наблюдать за работой ловких рук своего деда, казалось, что он волшебник, а работа сапожника сродни магии. Сама мастерская ей казалась сказочным местом, где старые, непригодные штиблеты, как по мановению волшебной палочки, вдруг превращаются в красивые ботинки.

Тут же промелькнула мысль: «Как бы я хотела работать здесь, как когда-то дедушка!» Недолго думая, подготовив все необходимые документы, она открылась. Но была одна небольшая проблема – напротив на другой стороне улицы теперь стояла еще одна сапожная будка. Хотя с этической точки зрения было неправильно открывать рядом такой же бизнес, но другого выхода у Аси не было, ей нужно было кормить семью. Однако в душу закралось ощущение вины, будто она сделала что-то постыдное.

Звали сапожника Гришей. Это был грубого, толкового вида мужчина с хитрым антипатичным лицом. Он, конечно, очень расстроился, узнав неприятнейшую новость о появлении конкурента. Однако мысленно себя успокаивал: «Расслабься, Гриша, кто доверит свои туфли бабе, это же смешно! Какой из нее мастер?» Но получилось все с точностью до наоборот. Удивительно, но как только Ася открылась, люди стали приносить ей прохудившуюся обувь в обход соседа. Так постепенно женщина переманила к себе почти всех Гришиных клиентов.

Как известно, когда рядом находятся два одинаковых бизнеса, то здесь зачастую на первый план выходит элемент удачи. Поэтому некоторые предприниматели начинают верить во всякого рода приметы, пытаются обращаться к парапсихологам, проводят обряды по завлечению клиентов, вешают подковы, расставляют предметы мебели по фэн-шую и т.д.
 
 Почему людям нравилось покупать больше в первой палатке, а во второй - меньше, никто не знал. Хозяин менял продавцов местами, приглашал новых, но распределение прибыли оставалось неизменным. В случае с описываемыми сапожными мастерскими важную роль сыграл не элемент везения, а сарафанное радио. Весть о молодой женщине-сапожнике, внучке известного мастера, продолжательнице его дела, быстро разлетелась по всей округе.

– Зачем ты сюда приперлась, не могла встать в другом месте? – негодовал Гриша, смерив своего конкурента презрительно-осуждающим взглядом. Лицо его было не просто мрачным, а грозным.

– Ты судишь, дружок, не свыше сапога! – с сарказмом ответила Ася, вспомнив известную поговорку и добавила, – не забывай, что я все-таки потомственный сапожник. Это ты сюда прибыл незвано на наше семейное место!

Гриша был в полном отчаянии, ведь у него тоже была семья, а ничего другого кроме как чинить обувь, сапожник не умел. С появлением конкурента он остался, как говорится, на «голодном пайке». Мужчина долго думал, как ему поступить.

В итоге, чтобы вернуть клиентов, он решился на отчаянный пиар-ход: сделал скидку на все виды ремонта – тридцать процентов. Если, например, у Аси пара набоек стоила пятьсот рублей, то у него стало – триста пятьдесят.

Через некоторое время, узнав о скидке, народ начал возвращаться к Грише. Хоть он и брал за свой труд меньшую плату, но заказов снова стало очень много. Мужчина теперь получал прибыль только за счет большого объема выполненных работ. После череды взаимных подлостей оба сапожника стали недоброжелательно думать друг о друге.

В будке Аси стало пусто. Мысли "сверлили" голову. Теперь ей нужно было срочно предпринять что-то для возвращения клиентов. Находчивая женщина, взвесив все риски, решила пойти на еще более резкое снижение цен, чем конкурент, и предложила скидку на ремонт обуви в пятьдесят процентов.

Соответственно, жители постепенно, узнав о новой акции, вернулись к Асе. Ситуация снова стала диаметрально противоположной. Гриша понял, что эту «войну» он проиграл. С чувством оскорбленного тщеславия он несколько дней пребывал в состоянии напряженной болезненной отрешенности. Разговаривал со всеми понуро, с безучастными, глубоко ввалившимися глазами.

Но понемногу придя в себя, напоследок решил еще раз «насолить» ненавистному конкуренту, повесив объявление на своей будке: «С сегодняшнего дня весь ремонт бесплатный»!!!
Слухи быстро распространились, вследствие чего любители халявы рекой хлынули в мастерскую Гриши, а некоторые из них сдавали на ремонт по несколько пар. Мужчина один день поработал бесплатно, а потом с горя ушел в запой. Он принимал обувь, но не ремонтировал её, таким образом, из-за небывалого ажиотажа заказов скопилось на месяц вперед.

А у Аси наступили скудные времена. Тянувшиеся в своём безысходном однообразии дни, усугубляясь болью душевных мук, стали невыносимы. Ей очень хотелось забыться, все бросить, забиться в угол и реветь. Но она верила в удачу, знала, что за черной полосой обычно приходит белая.

Этот день у Аси задался прямо с утра: после недели проливных дождей засияло яркое солнце, согрело, оживило отсыревшую будку, сразу на душе стало как-то теплее. Из театра принесли большой заказ на пошив балетных тапочек для труппы, вследствие чего жизнь в мастерской после длительного простоя вернулась в привычное русло. Но самой радостной новостью было то, что Гриша увез куда-то свою сапожную будку.
Это было несказанное счастье. Их «война» закончилась, счастливая Ася осталась работать, она победила!

С тех пор прошло уже тридцать лет. Известная сапожная мастерская все еще находится на том же месте, утопая в зелени ветвистых деревьев. Она примечательна тем, что, вопреки существующим стереотипам, здесь не курят, не пьют и не сквернословят.
В мастерской работает пожилая женщина, которую все называют тетей Асей. У нее всегда много заказов, дело своего деда потомственная сапожница с честью сумела продолжить. Кроме того, у неё теперь есть подмастерья, один из которых - ее сын.

А у Гриши тоже все сложилось наилучшим образом. Тогда, тридцать лет назад, ему повезло – он перевез свою будку в очень оживленное место. Благодаря смекалке, трудолюбию он смог развить свое дело и сейчас имеет собственное ателье. Их с Асей «топор войны» давно зарыт.