Новгород и его защита... Богородицей

Андрей Староверов
Или «Продолжая тему «Религия и логика»».

Продолжая тему «Религия и логика» хочу рассказать о посещении Новгородского кремля. Этой осенью я был на экскурсии в Великом Новгороде и посетил Новгородский Кремль. Экскурсовод женщина, оказалась не очень интересна и поверхностна. Всё что она рассказывала с интересом и жаром, всё было довольно спорно сточки зрения истории, но она явно верила именно в ту единственную версию событий, которая почему то оказалась ей ближе. Рассказав бегло о том, какие ужасы творили, посланные Иваном Грозным в Новгород опричники. Причём один из самых наглядных для неё доводов их не людского поведения был тот, что ездили они по Новгороду, привязав к сёдлам головы собак – так они выгрызали  измену Ивану Грозному. Ладно, человек не в курсе исторических документов для чего опричнина создавалась, кого преследовали опричники и насколько эти преследования были массовыми и несправедливыми. Это, наверное, простительно жительнице Новгорода, ведь даже на памятник тысячелетию Руси, установленном в Кремле авторы не установили фигуру Ивана Грозного, видимо под давлением негативного отношения к нему новгородцев.

Я же хочу поведать читателю о более интересном. Рассказывая о Софийском соборе, самой древней церкви на территории России, она вдруг однозначно показала свою религиозность. Она рассказала нам о величественных Магдебургских вратах на западной стороне Софийского собора, но особое удовольствие и пиетет в неё вызывает то, что сегодня (после передачи собора церкви) через эти врата в собор попасть не возможно, они открываются чрезвычайно редко, только когда приезжает митрополит новгородский, обладающий многозначительным для русских именем - Лев. Какое удовольствие должны, видимо были испытывать экскурсанты, особенно атеисты! Кстати говоря, вне зависимости от версий их появления (хотя была озвучена только одна), довольно интересно наблюдать уже сам факт наличия католических сюжетов в интерьере православного храма: изображения архиепископов Плоцкого и Магдебургского, звериные маски, отсутствующие в православной традиции, латинские надписи, и, наконец, изображение сотворения святой Евы, идущее, в разрез с православным каноном.

Ну да это ешё пока не самое интересное. Самым интересным оказался её рассказ о святыне Собора – иконе  Богородицы. Оказывается в 1169 году владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский вступил в союз с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и замыслил с их помощью покорить Великий Новгород, поставив во главе войска своего сына Мстислава. Громадная рать двинулась на Новгород, оставляя за собой разоренные села, пепелища пожаров, трупы людей. Зимой 1170 года войско осадило Новгород, потребовав сдачи города. Не раз обе стороны начинали переговоры, но к согласию не пришли. Начались бои. Новгородцы просили Бога о помощи и ждали небесного заступничества. Храмы не затворялись, и церковное пение смешивалось с плачем народа. Святитель Иоанн три дня и три ночи молился в соборе св.Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос: "Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града".

Так новгородцы и поступили. Они выставили икону на крепостную стену. И тут Андрей Боголюбский совершил страшное святотатство, он приказал стрелять по иконе и одна из стрел угодили Богородице в глаз. Вот посмотрите на икону, на ней до сих пор остаётся след от стрелы. Богородица заплакала и Богу стало жалко её и он ослепил осаждавших, они в страхе бежали. С тех пор икона стала заступницей Великого Новгорода. Выслушав рассказ, я задал вопрос:
- А во время Великой Отечественной Войны икона была в Софийском соборе?

Ответ меня покорил даже больше чем все остальные перлы рассказчицы.
 
- Нет, в соборе её не было. Слава богу, эвакуировали.

Слушать дальше мочи не было, и я удалился на свежий воздух, подальше от запаха горящих свечей и лампадного масла. Поразмыслив немного решил написать статью об услышанном.

Начнём самых мелких несуразностей в мыслях экскурсоводши.
Первое, что необходимо отметить, это то, что размер иконы примерно 50 на 70 сантиметров, овал глаза Богородицы примерно 4 на 5 миллиметров и в самом краешке глаза виден маленький скол размером не более 2 на 2 миллиметра. Очевидно, что для того чтобы быть уверенным, что это след от стрелы нападавших, нужно совершенно спокойно допускать, что Андрей Боголюбский отправил воевать Новгород войско лилипутов с их лилипутскими стрелами!?
Второе, что я как не религиозный человек могу прочесть и понять, что у великого князя Андрея есть прозвище Боголюбский. И прозвище это не случайно уж больно он Бога любил, да и Бог его. Кроме того, экскурсоводша как профессионал не могла не знать, что Андрей Боголюбский не иностранный король, а русский великий князь, войско его не иностранные легионы, а русские воины и на то момент религия у них была одна и Бог один, более того, она не могла не знать, что новгородцы, отбросив войско великого князя, одержали только маленькую тактическую победу, стратегическую победу одержал Андрей Боголюбский – новгородцы подсчитали убытки от войны, крепко подумали и направили во Владимир послов, просить у великого государя прощения. Князя Романа Мстиславича, который отстоял город, выставили вон и пригласили на новгородский стол предложенного Боголюбским Рюрика Ростиславича, а чуть позже новгородский стол занял младший сын Андрея Боголюбского – Юрий. В результате огромная и богатая Новгородская земля была поставлена под контроль великого князя Андрея Боголюбского, по всем важным вопросам новгородский посадник и архиепископ ездили во Владимир. Замечательно богородица и Бог поддержали новгородцев в борьбе с Великим князем Владимирским!?

А главное, что в результате поддержки Богом и Богородицей, а как же может быть иначе, русская православная церковь, членом которой является экскурсоводша и микролит, чтимый ею, Лев, приняла решение и канонизировала, признала святым и не защитников Новгорода, не князя Романа Мсиславовича, одержавшего победу над Боголюбским, а именно Великого князя Андрея Боголюбского. Очень похоже, что сами придумали идею и сами и нацарапали на глазу Богородицы… А «овцы христовы» всё скушают, им логика то зачем!? В любом случае, есть ли логика в лекции экскурсоводши и в её мышлении!?
Третье. Я не случайно спросил экскурсоводшу о Великой Отечественно Войне. Она может и забыла, но мы то с вами помним, что Новгород фашисты взяли. Хотя до этого его брали например шведы. И здесь (правда в лекции это не было отмечено), но в рассказах других религиозных деятелей упоминается, что икона Богородицы так же проявила чудеса заступничества Новгорода. «В 1611 году Новгородом овладели шведы. Они избивали новгородцев, грабили их дома и храмы. Иконы они подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили.  Однажды несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время находилась икона Богородицы и совершалась служба, двери поэтому были открыты.
Шведы ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям, но  снова были отброшены. Это стало известно всем захватчикам, и никто из них после не пытался войти в Знаменскую церковь.»

Странным для меня, атеиста образом, икона превратилась уже не в защитницу Новгорода, а защитницу только тех, кто был в этот момент в церкви. Можно только предположить, что сделали шведы с домами и домочадцами посетителей церкви! Ну а теперь - апогей дружбы с логикой. Экскурсоводша религиозный человек и верит во все несуразности и со стрелами и в поддержку иконы, в результате которой новгородцы теряют независимость и платят налоги оккупантам, но она всё равно верит, что защищает икона Новгород. Но, почему, же тогда, она радуется, что икону пред немецкой оккупацией эвакуировали из Новгорода. Для того чтобы она не могла защитить Новгород от фашистов!? Странная радость! Кстати сказать, спасли икону именно атеисты – музейные работники. Правда, конечно, при поддержке Бога, это просто даже и не обсуждается. В этом моменте лекции экскурсоводша же уверена в совсем обратном. Если бы защитница Новгорода осталась бы в Новгороде, то от немцев бы не защитила Новгород, да и себя. Конечно, если знать что немцы так же как и экскурсоводша были христиане и молились одному Богу и одной Богородице, да ещё тут же забыть идею о заступнице Новгорода, тобою же озвученную 5 минут назад - то можно и так сказать. Да, Богородица поддержала на тот момент, почему то немцев, видимо, просто временно подзабыв, что она признана защитницей новгородцев.

А почему бы и нет. Ведь служили же иерархи РПЦ на оккупированных территориях немцам, в церквях которые те открыли, видимо для поднятия духа сопротивления оккупантам.

Ну, в общем, если честно, то больше не могу разбираться в благоглупостях религиозного сознания. Думаю, написано вполне достаточно, чтобы понять, совместима ли религия с логикой, да  и защитой Отечества.