Интересный экзамен

Артем Кресин
                Интересный экзамен 

Когда я поступал в институт, при разговорах  со старшекурсниками, нас  пугали предстоящим самым  сложным предметом, который  предстоит сдавать – это СОПРОМАТ  (Сопротивление материалов).  Было в ходу  даже выражение – «Сдал сопромат – жениться можешь».  Но когда подошло время изучать и затем сдавать экзамен  по этому предмету,  он оказался для меня относительно простым. А, по настоящему,  сложным предметом для нашего электротехнического факультета  был предмет  «Теория электромагнитного поля» - ТЭМП.  Преподаватель этого предмета добился разрешения у руководства института  выдавать направления на экзамен в неограниченном количестве. И, действительно, экзамен по этому предмету сдавали, как правило, с третьего  и более заходов.               
       Зная о сложности этого предмета, и желая, также  разобраться в нем, я  на подготовку к этому экзамену   затратил  времени много больше, чем на любой другой предмет за все время учебы в институте.  Занимался  в читальном зале Публичной Библиотеки, поскольку нужно было перелопачивать горы различных учебников, чтобы понять суть многих тем. В результате экзамен был успешно сдан с первого захода. Но проходил он необыкновенно, тем и сохранился в памяти.               

       Запомнился образ преподавателя, который полностью  соответствовал  элитарности, преподаваемого им предмета. Очевидно, он был выходцем из прежних аристократических кругов, и воплощал своим видом русского интеллигента 19-го века.  На его стройной, несмотря  на возраст, фигуре был  строгий костюм с бабочкой вместо галстука. Фамилия его, помнится, была Киселев. Разговор с собеседником проходил в самых  доброжелательных тонах.  Подошла моя очередь.  По каждому вопросу в билете преподаватель задавал дополнительные  вопросы, чтобы  отличить зубрежку от понимания.   Если я не мог ответить,  он говорил – идите,  думайте.  Я. возвращался к своему столу,  брал учебники,  конспект и начинал разбираться, поскольку  использование того и другого на экзамене не  возбранялось.  Через некоторое время он подходил и слушал мои разъяснения, Затем задавался следующий вопрос, я также не мог сразу ответить. И снова сидел и разбирался.  Экзамен длился часов пять. Я все время думал,  ну почему он меня не выгоняет?  Однако к концу пятого часа он, наконец,  поставил мне четверку  и отпустил  душу на покаяние. Самое интересное, когда я на следующий день я зашел в учебную часть, мне сообщили, что  преподаватель меня хвалил, за то, что я находил ответы на все его вопросы.               

       Во время  прохождения экзамена, кроме решения собственных проблем, было интересно наблюдать беседы этого преподавателя с другими студентами. Например, он втолковывал путающемуся экзаменуемому  мысль, которая для меня показалась определяющей на всю жизнь.  Он говорил студенту – «Я Вас не понимаю потому, что Вы сами не понимаете, о чем Вы говорите. Гарантирую Вам, что как только Вы  поймете, я Вас пойму тотчас».               
        Провалившему  экзамен он  ставил задачу – «изучите к следующему экзамену  только этот вопрос из билета».  И были случаи, когда этот единственный вопрос был сдан только на второй или третий раз. Студенты, которым предстояло сдавать этот экзамен, понимали трудность этой задачи, и поэтому очень часто  в аудиторию входил растерянный студент и задавал один вопрос – «каким учебником Вы рекомендуете пользоваться».  Они надеялись, что сейчас он назовет какой то  необыкновенный учебник, они его разыщут,  прочтут,  все поймут, и успешно сдадут экзамен. Но преподаватель спрашивал,  а какой у вас есть. И какой бы ему не назвали – Круг, Нейман и Калантаров,  Бессонов,  он отвечал – чудесный учебник. Изучайте его. То есть он давал понять, что чудес не бывает, сдать экзамен можно только через тяжкий труд. 

        Когда я слышу  длинные дискуссии об образовательной системе, где одни доказывают , что она ужасна, другие отстаивают ее правильность,  я вспоминаю этот диалог, смысл которого в  том, что  легкого пути в настоящее знание не существует,  школы и другие учебные заведения  помогают учиться, дают методику обучения и его последовательность.   Учиться должен сам учащийся. 

        Вспоминается одна восточная притча.  Могучий   владыка приказал своим ученым  мужам изложить все имеющиеся знания на бумаге и предоставить   ему  эти труды для  познания мира.  Прошло время, мудрецы выполнили задание, и к  входу во дворец подошел караван верблюдов, загруженный  фолиантами, в которых были собраны все знания того времени.  Владыка взглянул и испугался,   Что вы наделали - закричал он в гневе, да мне жизни не хватит только просмотреть все это. Сведите все в  небольшую книжку, чтобы я ее просмотрел и все познал. Главный мудрец ему ответил – « Увы, великий государь,  к знаниям царского пути нет»