Клейзмеры
Народные музыканты, играющие в бродячих ансамблях.
( Электронная еврейская энциклопедия.)
Впервые я познакомился с этим словом в рассказах Шолом-Алейхема, и узнал, что речь идет о местечковых музыкантах 18-19 веков. Основными инструментами у них были скрипка и кларнет. Развлекали гостей на свадьбах и других увеселительных сборищах. Особого интереса к ним у меня не возникло. Во всех деревнях России и Украины, а, наверное, по всему миру есть свои баянисты, гусляры и балалаечники, менестрели, акыны, веселящие гостей на праздниках.
Однажды, когда я был в гостях и музыкальном доме , я услышал это слово – клейзмер, произнесенное с уничижительным оттенком. В доме присутствовали музыканты высшего уровня. Мало того, что они все были выпускниками консерватории, но они играли в одном из лучших симфонических оркестров мира Ленинградской филармонии. Они употребляли это слово, когда речь шла о музыкантах, работающих в ресторанах, фойе кинотеатров или в цирке. Мне всегда претил снобизм в любой форме, но в данном случае, высокое положение гостей не позволило мне, даже в мыслях, их осудить.
В дальнейшем жизнь мне напомнила о клейзмерах на Ближнем Востоке. Приехав в Израиль, я узнал, что один раз в году, в городе Цфат, одном из древнейших и красивейших северных городков ежегодно в августе проводится международный фестиваль клейзмеров. Съезжаются любители клейзмеровской музыки, как исполнители, так и слушатели, со всего света. Это говорит о том, что, подобные музыканты вместе с мигрирующей еврейской диаспорой разбрелись по всему свету, сохранив специфику исполнения свойственную обычаям тех мест, в которых она возникла. А поскольку еврейские общины разбросаны по всему миру, то и обычаи исполнения многообразны и, следовательно, интересны.
Однажды мне улыбнулась удача присутствовать на этом празднике. По всему городу в течение нескольких дней, каждый вечер, на большинстве перекрестков, в скверах и площадях играли музыкальные коллективы разного состава. В некоторых местах стояли или сидели одиночные музыканты. Некоторые только играли, другие пели под собственный аккомпанемент. Среди исполнителей было много поющих раввинов. Сидит такой клейзмер на обычном стуле, в широкополой черной шляпе, в долгополом черном сюртуке, в руках гитара, на которую свешиваются его, завитые в спираль пейсы и самозабвенно поет под собственныйаккомпанимент. Фестиваль действительно можно считать международным, поскольку большинство музыкантов, принимающих в нем участие, приехали из различных стан мира. Мы с приятелем весь вечер до полуночи ходили по Цфату, останавливались почти у каждого, попадающегося на пути, музыканта, и старались уловить мелодию и особенность ее исполнения.
Исполнение клейзмерской музыки отличается полной раскрепощенностью музыканта. Они могут друг другу подмигивать, обмениваться шутками и жестами. Одновременно происходит общение со слушателями, которые зачастую подпевают, и пританцовывают, и шумно выражать одобрение. С обеих сторон много импровизации. Форма одежды самая произвольная. Более непринужденной обстановки, чем на этом народном гулянии встречать ранее не приходилось. Исполнители, побывавшие на фестивале, проникаются его духом, и по возвращении домой начинают готовиться к следующему.
Из разговоров с некоторыми музыкантами, я понял, что в цфатовском фестивале принимают участие музыканты, постоянным местом работы которых известные симфонические оркестры многих стран мира. И высшее музыкальное образование не является для этого помехой. Проведя на этом фестивале два вечера, я получил неизгладимое впечатление и большое удовольствие. Думаю, что на этом фестивале получит удовольствие каждый, любящий музыку человек, которому интересно быть участником любого народного праздника, будь то бразильский карнавал, передача «Играй гармонь любимая».