Способ защиты

Федор Быханов
Не желая нести всю полноту ответственности за совершенные преступления, обвиняемый уголовник попытался все свалить на свидетеля.
…В свое время хорошую цену заплатил за самый  обычный дощатый сарай Олег Ладейников. Только сразу после сделки, снес приобретенное сооружение до последнего гвоздя. Как и  задумывал. Потому что на этом месте выстроил собственными руками капитальный кирпичный гараж для иномарки. А еще устроил в нем баньку. Практичную и удобную в эксплуатации. Так что отдых в ней с кипятком и легким паром понравился не только хозяевам, но и взрослому самостоятельному  сыну. Вот только однажды он забыл там кое-какие свои вещи и позвонил по телефону отцу, собираясь в первой половине дня заехать за сумкой.
Тогда Олег спешил на работу. Потому ждать сына не мог. Зато пообещал ему оставить ключ в укромном месте – под оконцем, встроенным прямо над металлическими воротами в бокс. Вечером, вернувшись обратно, Олег дотянулся рукой до тайника, достал ключ и открыл ворота.
По отсутствию сумки  сына понял, что тот успел зайти за вещами. Но, тут же, совсем  иное чувство – тревоги закралось в душу. Ведь, за распахнутой дверью парилки он не увидел  ёмкости их нержавеющей стали на пять ведер воды, а на стеллаже отсутствовал комплект зимней резины для их «Тойоты».
Приобрел его накануне в кредит. Вместе с сыном «обули» покрышки с шипами противоскольжения на литые диски и только ждали морозов, чтобы опробовать колеса в деле. Пришлось звонить тому, чтобы выяснить судьбу пропавшего имущества. Но сын  оказался не меньше удивленным. Ведь, уходя, сам видел автомобильную резину там, куда с отцом поставили её на хранение.
Ущерб в 16 тысяч рублей пробил ощутимую прореху в семейном бюджете Ладейниковых.  Однако, не надеясь на то, что воров сумеют найти, обращаться с заявлением в полицию они не стали. Каково же было удивление Олега Петровича, когда на другую осень к нему сами позвонили по телефону сотрудники правоохранительных органов со словами утешения по поводу того  досадного эпизода.
Оперативным путем, как оказалось, им удалось выяснить личности двух приятелей – Виктора Иконникова и Анатолия Лескова, причастных к похищению колес и бака из нержавейки. Теперь, для возбуждения уголовного дела следовало лишь получить письменное заявление от потерпевшего.
И все же, когда необходимые формальности были соблюдены, на встречу со следователем доставили только одного из подозреваемых – Лескова, так как другой – Иконников уже несколько месяцев находился в местах лишения свободы, куда угодил по приговору суда за предыдущее преступление – грабеж. 
Анатолий же особенно не расстроился допросом. Уверенно ответил, что в чужой гараж не забирался и колеса не воровал. Все это, по его словам, проделал его приятель, у которого Лесков квартировал в частном секторе.
…В то утро оба собирали металл для сдачи в утиль. Заметив на крыше одного из гаражей лист жести, Виктор забрался туда и сверху увидел на подоконнике запертого бокса ключ от ворот. Тут же собрался проверить содержимое строения.  Предложил обчистить его другу. Когда тот отказался, пришлось действовать в одиночку. Хотя затем, кое в чем  ему помог Лесков. Лично сдал за гроши бак из парилки знакомому приёмщику цветного металла. А потом в другой скупке вторичного сырья продал его коллеге за бесценок новенький комплект зимней автомобильной резины.
Все этот подтвердил Виктор Иконников, когда уголовника по этапу вернули в следственный изолятор родного города. Заодно признался уголовник в другой краже. В ходе следственных экспериментов, так же, как в гараж Ладейникова,  уверенно привел в девятиэтажный жилой дом, где весенней ночью забрался в кладовую, расположенную на лестничной площадке между вторым и третьим этажами.
Хозяйка похищенных тогда велосипеда и пары стареньких магнитофонов, тоже заявлять о краже не стала. И была очень удивлена встречей с разоблаченным обидчиком. Вот разве что, утерянное по вине вора, имущество вернуть не удалось.
Велосипед ценой почти в три тысячи рублей, по просьбе Иконникова, реализовал скупщику цветного металла все тот же Лесков. Он указал на обоих покупателей в ходе начатого расследования. Но те посетовали, что не получили проку от столь выгодных, на первый взгляд, сделок. У одного все колеса похитили в тот же день, во дворе собственного дома, из багажника иномарки, в которой вывозил покупку, заодно по пути доставив  продавцов туда, куда они просили. Другой впоследствии не нашел купленный велосипед в своем сарае, куда его поставил Лесков, получивший за это оговоренную сумму денег.
Оставалось всем, кто понес ущерб по вине обвиняемого, получить удовлетворение во время процедуры вынесения ему приговора. Только, как говорится, не тут-то было.
На уголовном процессе Виктор, поднявшись со скамьи подсудимых, категорически заявил, что ни к одной из краж не причастен, а во всем виноват Анатолий Лесков, который долго досаждал своим присутствием в их доме, откуда хозяева никак не могли выпроводить нежелательного квартиранта. Он же, по словам подсудимого,  украл колеса, металлический бак и велосипед, после чего сделал все для того, чтобы ответственность понес невиновный друг.
Такая перемена заставила еще раз, самым тщательным образом провести расследование, в ходе которого не исключалась и перемена участи Анатолия Лескова, пока являвшегося свидетелем по уголовному делу. Но стать обвиняемым ему не довелось. Потому что лживые утверждения бывшего приятеля, желавшего отправить его за решетку, рассыпались как карточный домик.
То, что именно Иконников, а никто иной  был без спросу в гараже Ладейникова, а потом и в кладовой между этажами в жилом доме, доказали его первичные показания, а так же то, что были зафиксированы при понятых в протоколах проведения следственных экспериментов. Ведь тогда он не только снаружи подробно рассказал все, что было в боксе и в кладовке, но и внутри сооружений провел по ним своеобразные «экскурсии», показывая места, откуда похитил бак и колеса от иномарки, велосипед и прочее.
Кроме того, по поводу кражи из кладовой в девятиэтажном жилом доме, он уличил сам себя словоохотливостью с дополнительными подробностями. Еще только удивив следствие заявлением о совершении еще одного преступления, Иконников назвал тогда не только марку велосипеда, но и приметы унесенных им оттуда двух стареньких магнитофонов, один из которых был кассетным.  Хотя, если был бы непричастен к краже, знать этого не мог, потому что  в своем заявлении о случившемся, эти магнитофоны потерпевшая не стала даже вносить за малозначительностью  в список похищенного имущества.
Суд посчитал такое поведение обвиняемого в качестве, избранного им, способа защиты. Выяснилось заодно, что устойчивые черты лживого характера возникли у подсудимого не сами по себе. В ходе стационарной судебно-психиатрической экспертизы, было установлено изменение личности Иконникова в результате пагубного употребления им наркотиков.
…Воспитываясь в семье, где взрослые злоупотребляли алкоголем, он и сам пошел по этому пути. Не  научившись откладывать непосредственное удовлетворение желаний, Виктор не утруждал себя полезными занятиями. Даже общеобразовательную школу не смог окончить, по два года усваивая программу в пятом и шестом классах. Затем наркотики привели его на учет в специализированный диспансер.  А так как средства на очередную дозу психотропных веществ пытался добывать преступным путем, то и оказался за решеткой.
На этот раз его действия были квалифицированы как тайное хищение чужого имущества. Причем, одну из двух краж совершил с незаконным проникновением в помещение и с причинением значительного ущерба гражданину. В итоге, по совокупности преступлений, путем поглощения менее строгого наказания более строгим, приговорили Виктора Иконникова к одному году восьми месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.