Первая стипендия

Инпухотеп Ур-Сену
Для студента, день получения стипендии - настоящий праздник.  В этот день студентов могут найти в любом месте и в любом состоянии.  Поэтому обычный, пожилой клинцовский сантехник Павел Васильевич не удивился, обнаружив торчащую из открытого канализационного люка ногу, в порванном кроссовке. Заглянув в темный проем, Васильевич увидел худощавого парня,  который мирно посапывал , в обнимку с бутылкой пива, на кучке опавших листьев. Старый сантехник сразу смекнул, что перед ним студент. Ибо только вечно голодные и уставшие студенты могут заснуть где угодно, в какой угодно позе и в каком угодно месте. Вздохнув, Павел дернул парня за ногу. Зря. Подошва кроссовка осталась у него в руках.  Голая пятка парня сверкала отнюдь не чистотой. Почувствовав холод, парень попытался спрятать ногу, но ограничился тем что чуть не попал сантехнику по известному месту. Из кармана, мятых брюк, выпал студенческий билет. Подобрав его, подслеповатый Павел Васильевич кое-как разобрал написанное:
«Печать Клинцовского Индустриального Техникума! И откуда только такие студенты им сваливаются?» мрачно подумал сантехник и, плюнув, решил вызвать наряд полиции.


                *    *    *


Была обычная пара литературы. Сдав все хвосты,  я, студент группы МТ-53, Клинцовского Индустриального Техникума, Артем Максимович сидел у окна, покручивая в пальцах ручку. Одногруппники были заняты своими делами: одни рубились в подкидного дурака, другие над чем то смеялись, третьи вообще не понимали где они находятся и что с ними происходит.
    Вставив в ухо наушник, я собрался было включить музыку, как вдруг стала открываться дверь. Момент и все студенты сидели на своих местах с крайне серьезными выражениями на лицах. В кабинет вошла Елена Борисовна-заведующая нашей группой. 
-Садитесь, мальчики! Командным голосом произнесла заведующая.
-Завтра у вас великий день! Сразу и без лишнего пафоса объявила Елена Борисовна, грозно посмотрев на притихшую группу, поверх элегантных очков.
-Завтра вам выдадут ваши карточки с начисленной на них стипендией! Радостные возгласы послужили ей ответом.
-Завтра после третьей пары можете прийти в учебную часть и забрать их, а теперь занимайтесь! Заведующая покинула кабинет.
-Елки палки! Леха! Ты это слышал?!! Я вскочил с места и на радостях чуть не расквасил своему другу нос.
-Тихо, тихо! Алексей отошел чуть дальше, что бы я,  радостно размахивающий руками, не попортил ему физиономию.
-Ждем не дождемся… ответил мой друг и на его лице я увидел, как он заранее планирует провести завтрашний день…


                *    *    *


-Твою же! Леха! Ты куда так вырядился?!! Я осоловело смотрел на моего друга, который пришел в синем смокинге и таких же, синих брюках. Леха даже бровью не повел.
-Важный сегодня у нас день, мой юный падаван! Надо быть во всеоружии и в хорошей одежде! Алексей покровительственно похлопал меня по плечу и вошел в аудиторию.
Три пары пролетели незаметно…


                *    *    *


Я и Леха с вытянутыми лицами стояли в учебной части.
-Держите ваши карточки.
Нам выдали две новенькие, Урал-Сибовские карточки. Честно говоря, мы надеялись на сбербанковские.
Увидев свою карточку, Леха сначала вытянул лицо в кривой улыбке, и только потом лучезарно улыбнулся. Если честно, я первый раз видел его улыбку. Казалось коню предложили банан.
-Свободны! Не задерживайте очередь! Работник учебной части вытолкнула нас за дверь.
-Ладно! Стипендию мы получили, что дальше? Я спрятал карточку в карман и вопросительно взглянул на Леху.
-А дальше…   У тебя же есть собственная квартира? Замутим всей группой  пати, возьмем выпивки, девчонок позовем!
От такой перспективы у меня помутнело в глазах.
-Да вы же мне от квартиры камня на камне не оставите!!! Возмущенно заорал я на приятеля.
-Я тебя когда-нибудь подводил?!! Леха обиженно отвернулся.
-У нас стипендии всего по 600 рублей! За какие шиши мы все это замутим?!! Я никак не мог успокоиться. Леха же был невозмутим.
-Каждый из нашей группы скинется по 300 рублей! Я уже обо всем договорился!
У меня снова помутнело в глазах.
-ТЫ УЖЕ БЕЗ МЕНЯ ВРЕ РЕШИЛ?!! НУ ПОГОДИ У МЕНЯ, ЗАРАЗА! Я решительно животом попер на своего товарища.
-Э э э!!! Только без рукоприкладства! Ай, люди добрые, убивают!!!
      Дав другу несколько подзатыльников я, таким образом спустил пар.
-Квартира будет. Порывшись в карманах я бросил Лехе ключ. Потом все подготовим, пошли, карточки обналичим…


                *    *    *


Мы шли по проспекту Ленина, пересчитывая деньги , как вдруг из-за угла появился Витька Рудой,  в простонародье Рудик. В прочем, он ненавидел это прозвище. Он был не один, а в компании своих друзей. В основном они промышляли мелкими кражами и вытряхивали из школьников деньги.
- Оба на! Какие люди пожаловали! Гнуснаво протянул Рудик и направился в нашу сторону.
-Куда это вы намылились, аааа? На нас дохнуло перегаром.  Я украдкой глянул по сторонам. Черт. И людей как на зло нет…
-Выворачивайте-ка карманы, пока я не разозлился! Рудик под завистливые взгляды своих товарищей пересчитал наши деньги.
-Когда нибудь верну, отворачиваясь бросил Рудик. –в другой жизни!
-Хулиганы отдалялись, а мы с Лехой, как оплеванные, стояли на месте.
         Понурые мы шли ко мне домой. Леха периодически хватал себя за волосы и с воем пытался удариться обо что нибудь головой. Прохожие шарахались от нас как от собак.
-Успокойся! Я в очередной раз удержал Алексея от  лоботомии.
-Что нибудь придумаем…
         Открыв дверь квартиры, я прошел на кухню, в то время как Леха неразуваясь завалился на мой диван. Я поставил на газ чайник и заварил нам крепкий кофе. И тут на меня снизошло озарение.
-ЛЕХА!!! Я вскочил со стула, чуть не опрокинув чашку. –У меня возник отличный план! Лицо мое растянулось в зловещей улыбке.
-Ох не нравится мне твой взгляд…протянул Леха…
       


                *    *    *


Рудик жил на моей улице. Возвращался домой он всегда в 22:00, ибо хоть он и был отпетым негодяем, мать у него была строгая. На часах было 21:30.
       Если наш противник примитивно, силой толпы, отобрал наши деньги, мы с Лехой решили преподать ему ответный урок по всей науке. Первое, что мы сделали, поставили растяжку. В переулке, по которому должен был возвращаться Рудик, от дерева к забору, мы натянули проволоку на уровне стопы. Зацепиться он должен был обеими ногами. На дерево залез Леха. Он должен был спрыгнуть на Рудика, в тот момент , когда тот упадет на землю, а я сзади помогу ему. Казалось мы все рассчитали как нужно, рудику деваться некуда. Учли мы все, кроме одного, что кроме нашего обидчика здесь может пройти кто-нибудь другой.
      Когда мы затаились, поджидая Рудика, с другого конца улицы показался совсем не тот, кто был нам нужен. Появился какой-то мужчина. Дойдя до проволоки, натянутой под деревом, конечноже он зацепился ногой и растянулся на земле. Не хватало только чтобы он нас заметил. Мы затихли.
      Мужчина встал, потер ушибленное колено и выломал в заборе кол. В общем, он правильно рассчитал. Тот, кто натягивал проволоку должен был караулить рядом свою жертву. Иначе неинтересно получалось. Мужчина присел в тени, чуть подальше от меня, под забором. Даже я, сидящий в нескольких метрах от него, с трудом его различал. И в этот момент из-за угла вывернулся Рудик. Он боязливо оглянулся назад, и прежде чем ступить в темный переулок остановился и прислушался. Тишина видимо его успокоила. Он двинул вперед, мурлыча себе под нос незамысловатую песенку собственного сочинения:
- Приготовил я сюрприз.
-Носом в землю, мордой вниз!
Рудик, как припев повторил два раза одни и те же слова. Мне было понятно, что он как первобытный дикарь воспевает свою победу над нами, имея в виду отнятые деньги. Дальше он запел о своих завтрашних делах. Понаслышке, мне было известно что он собирается копать бассейн, у себя на даче. О нем Рудик и пел:
- Завтра яму вырою
-С краю попозирую!
      Мужик, спрятавшийся рядом со мной засопел от возмущения. Проволоки Рудику мало, завтра он еще вырыть яму собирается, чтобы не только спотыкались, но и падали. Не знаю, какой глубины яму мысленно представил себе мужчина, но когда Рудик поравнялся с ним, удар колом был настолько силен, что мог навсегда отбить у него охоту к работе копателя. Рудик взвыл и рванул вперед. Несколько метров отделявшие его от дерева он преодолел в десятые доли секунды. Когда Рудик поравнялся с деревом, он зацепился за проволоку и покатился по дорожке. Сзади, с колом его настиг рассвирепейший мужчина. Удачное начало придало ему уверенности в справедливости и пользе своих воспитательных действий. Второй удар колом пришелся Рудику по ребрам. Я так думаю Рудик подумал что кто-то из нашей родни разбирается с ним. Мужчина в третий раз поднял над Рудиком кол, когда тот заблажил:
-Все верну, только не бейте! Мужчина его не слушал:
-Ты еще и копать хотел?!!
-Да, Да! Завтра начать хотел!
-Наконец ты мне попался, - сладостная песнь полилась из горла мужика.
-Сколько накопал, сознавайся?- Угроза в виде кола снова нависла над головой Рудика. Тот заорал не своим голосом:
-Я завтра только собирался копать, а сегодня копали Макс с Толиком, имея в виду своих дружков, орал Рудик, - Они и мне предлагали присоединиться, но я отказался!
-Ах, ты еще и отказался! Благородный какой. Значит, ты только завтра собирался копать, да?
-Да! Заорал Рудик, - Завтра собирался копать! АААА, Больно!!! Сдурел?!!
       Мужик совсем разошелся. Он вспомнил всю дальнюю и ближнюю родню Рудика и нанес очередной удар.
-Вот стервецы! Нет чтобы самому посеять картошку и вырастить, он по чужим огородам шастает! У мужика походу выкопали несколько мешков картошки, - Я тебя сейчас так проучу, мигом забудешь где мой огород! Мужик снова опустил кол на голову Рудика. Палка не выдержала и переломилась. В битве наступил переломный момент.  Рудик как каратист снизу вверх длинной ного достал мужика в живот. Тот так и согнулся знаком вопроса. Рудик вскочил, подобрал отломившуюся половину кола и замахнулся на мужика собираясь с ним посчитаться.
-Из-за ведра картошки чуть не убил! Не лазал я в твой огород! Лапоть! Жить надо по понятиям,- теперь палка опустилась на голову мужика, учителя честной, трудовой жизни. Рудик бил сильнее. Жизнь по понятиям труднее видно было вбить в чужую голову.
         И в этот момент Рудику на голову, свалился с дерева Леха. Ни мужик, ни Рудик не ожидали появления третьего, тем более с небес. Лицо Лехи скрывал черный чулок. По весу мой приятель был с нормального мужчину. Рудик подумал что мужику пришла подмога и бросил с испугу кол. Леха висел у него на плечах. Так со своеобразной ношей за спиной, Рудик, как сноровистый конь понесся по переулку. Перспектива биться одному против двоих, его не устраивала.
       Когда Рудик поравнялся со мной, я кинулся ему в ноги. Будь Рудик один, он может быть и перепрыгнул бы через меня, а сейчас он ткнулся носом в землю. Пока Леха держал его за шею, я обшарил у Рудика карманы. В темноте некогда было рассматривать что за монеты звенят у меня в руках, но я вытащил из карманов Рудика всю мелочь и парочку бумажек. Мужик к этому времени очухался, и выломал из забора новый кол. Простить Рудику подлый удар он не мог. Когда он побежал в нашу сторону, я дернул Леху за рукав:
-Тикаем!
А Рудик, по-бабьи, заголосил:
-Ой, мамочки! Убьет!
         Мужик поравнялся с ним и как знамя поднял над головой кол, по-моему в два раза толще прежнего. Мы с Лехой, проскользнув у него под рукой, ринулись в обратную сторону, а Рудик рванул по ходу движения мужика. Разойдясь, с наподдавшим мужиком на встречных курсах, мы теперь издалека наблюдали, как Рудик набирал ускорение и не мог оторваться от преследователя.
-Трах! – кол наконец опустился на сутуловатую спину Рудика. Оригинальная методика лечения кривого позвоночника дала ускоренные результаты. Рудик резко выпрямился и включил форсаж. Теперь его никто не смог бы догнать. Пробежав с Лехой метров триста, мы вышли на освященное место.
-Показывай, что там у тебя! – нетерпеливо прогудел запыхавшийся Леха. Я раскрыл ладонь. Несколько пятирублевок, двушки, три монетки по рубю и две бумажки по пятьсот рублей.
-УРРРА!!!! – взвыл Леха – Стипендию вернули!
-Мы, радуясь возвращались ко мне в квартиру.
-Звони друзьям, начинаем собираться! А я пока в магазин сбегаю! – Мы с Лехой разошлись.
Зачем он пошел в магазин я так и не понял, ведь мы с одногруппниками всем закупились…
       На часах было полпервого ночи. Вечеринка шла полным ходом. Во всей этой суете, моего друга так и не увидели… А в это время Леха, прижимая к себе бутылочку пива, сладко сопел в открытом люке…