Поэзия на кончиках пальцев

Воловой-Борзенко
 
 ПОЭЗИЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ
(Критика на стихотворение «Одиночество...» Максимова Ника)

Поэзия — это область подсознания, и понимать ее надо через смыслы, обращенные к глубинным чувствам, запечатанным воспоминаниям, именно их вытаскивает поэт из глубины нашего подсознания. Это я называю «поэзия на кончиках пальцев». Что же вытащил из моего подсознания автор, какие эмоции и мысли оживил?..

Вот и сбылось моё пророчество -
Повенчалась я с одиночеством...
Тишиною наполнены комнаты,
Нету криков былых, нету гомона...

Великолепное начало — первые две строчки. В духе русской поэзии, когда ясный смысл легко ложится в наше понимание. Пророчество повенчалось с одиночеством... Возникает глыба смыслов. Отношения, которые прозревала героиня стиха, - рухнули. Как символы мрака и смерти боги Эреб и Танас ведут к печальному финалу в древнегреческих мифах, так и здесь «пророчество» рассказало нам в двух строчках историю гибели любви.

Потускнели глаза лучистые,
Я одна со своей истиной,
Я одна со своей правдою,
Только правда эта не радует...

Мы всегда любим быть правыми в нашем понимании мира, в нашем суждении о других людях. Мы выстраиваем ситуацию, где занимаем позицию властительного судьи. Да, наша героиня была права в своем судейском суждении, но с чем она осталась?.. Одна со своей истиной?.. И эта истина ей не нравиться. «Правду», за которую она билась, восторжествовала но привела к разлуке, поэтому и «не радует».

И погасла звезда счастливая,
Никому я теперь немилая,
Грусть-печаль вокруг, небо с проседью,
И застыла жизнь вечной осенью...

Ушел из жизни героини любимый и пустота заполняется «небом с проседью», бывает такое пасмурное состояние неба. Небо серо, но отдельные клочья облаков выделяются своей сумрачной белизной, что позволило поэту создать метафору «небо с проседью». Это символ потери. Молодость ушла - появились седины. Любовь ушла и ее заполнила пустота.

Перед нами замечательное стихотворение, где рассказана история крушения любви. Написано на взлете чувств, удачно вписываются символы, но мое ощущение стихотворения в чем-то неудовлетворенно... Я перечитываю его еще раз, и это ощущение недостатка каких-то неуловимых моментов только усиливается. И я понимаю, что мое восприятие поэзии вступает в противоречие с авторским, и тогда я плыву по своим ощущениям и пытаюсь понять, что меня не устраивает?..

Читаю внимательно, пытаясь поймать ту ниточку, которая потянулась к ощущению неудовлетворенности от стиха. И вот «ловим» первую ниточку. Комнаты наполнились тишиной, потому что исчезли крики и гомон. Но позвольте, у нас же была история любви, этим подтекстом наполнили мы стихотворение. Нам в голову не приходило, что это могут быть дети, а только дети могут устроить суматоху и крик. Однозначно трагическая безысходность героя не может быть связана с детьми, а связана только с любимым... С детьми всегда будет связь, даже если они покинули родительский дом. Но тогда слова «крики» и «гомон» не могут вписываться в историю любви. Если только герои не жили в горах и не кричали друг другу о своей любви, находясь на разных вершинах.

И погасла звезда счастливая,
Никому я теперь немилая,

Ловим вторую «ниточку» - смену стилистики. Эти строчки не из нашей истории любви. Это плач Ярославны по русским воинам. Такая смена стилистики ведет к фальши. Если мы пишем стихотворение в духе народной традиции, так мы должны с самого начала обозначит стиль, а если мы начали писать в одной тональности, а вмешали другую, то получаем диссонанс. Мы уже включаемся в другую ритмику и образность.

"Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь".
(Слово о полку Игореве)

И заканчивается стихотворение строчкой: «И застыла жизнь вечной осенью...». Ловим третью «ниточку»... Перед нами монументальный штамп: вечная осень, в которой застыла жизнь. Его мы возводим на постамент образцовой графоманской поэзии... Вот так «на кончиках пальцев» мы нашли «ниточки» слабых сторон стиха, и выразили наше ощущение и несогласие. Что на это нам ответит автор?.. Прислушается к нашему мнение, убедит ли оно его?..