Р. Щедрин - А. Вознесенский. Поэтория

Павлова Вера Калиновна
ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОЖНО ПРОСЛУШАТЬ, К ПРИМЕРУ, В ЯНДЕКСЕ, НАБРАВ:
"РОДИОН ЩЕДРИН, ПОЭТОРИЯ, СЛУШАТЬ ОН ЛАЙН" И ВЫБРАВ ИЗ СПИСКА.
ЗДЕСЬ ССЫЛКА НЕ ОТОБРАЖАЕТСЯ.

Обратилась к этой теме, поскольку до сих пор (с 1974 года) живы во мне впечатления и воспоминания о личном участии в исполнении этого произведения, будучи в этот период артисткой-певицей в партии альтов в Ленинградской капелле.

Р. ЩЕДРИН – А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ. ПОЭТОРИЯ

      Два автора, поэт Андрей Вознесенский и композитор Родион Щедрин современные, оригинальные по стилю каждый в своём жанре, достойнейшим образом «слились» в произведении с оригинальным названием, полупоэтическим, полумузыкальным, благодаря главенствующему слову ПОЭТ и доминирующему звучанию гласных звуков ОЭОИЯ в нём.

           Родился Андрей Андреевич 12 мая 1933 года в Москве в семье гидроинженера. В 14 лет он послал свои стихи не кому-нибудь, а самому Борису Пастернаку,  дружба с которым оказала сильное влияние на его судьбу. Позже о встречах с великим поэтом (и соседом по даче в подмосковном Переделкине) Вознесенский напишет книгу воспоминаний "Мне четырнадцать лет". В 1957 году он окончил Московский архитектурный институт.

            В 1960 году в свет вышли первые сборники Вознесенского - "Мозаика" и "Парабола". Наверно, всем памятен момент из фильма "Москва слезам не верит", когда главные героини его становятся свидетелями "чтений" у памятника Маяковскому: "Жил огненно-рыжий художник Гоген…". Так вот, в этом эпизоде чтецом выступил сам автор строф – А. Вознесенский, и исполнял он свою "Параболическую балладу" 1959 года.

Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно - во мраке и реже - по радуге.
 
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом - торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть
                из Монмартра,
Он
   дал 
кругаля через Яву с Суматрой!
Как трудно дается нам эта парабола!..

Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история -
По параболической…

      Не простыми были в то время взаимоотношения А. Вознесенского с властью.
Поводом к этому были частые поездки его за границу. 

      "Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!" - кричал Хрущев на кремлевской встрече с интеллигенцией в 1963 году.

      Путешествуя и выступая в разных странах мира, от Мексики до Австралии, Вознесенский общался и  дружил с Артуром Миллером и Мэрилин Монро, говорил с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, был собеседником Жан-Поля Сартра и Пабло Пикассо…

      Однако, даже вращаясь в столь богемных кругах, о своем призвании - быть поэтом для народа - Вознесенский не забывал. Так, именно его перу принадлежат такие песни, как" Летайте самолетами Аэрофлота", "Танец на барабане", "Не исчезай", "Человек-магнитофон" и легендарный "Миллион алых роз", положенный на музыку Раймондом Паулсом и исполненный Аллой Пугачевой. Песня эта стала стихотворным переложением повести Константина Паустовского, а точнее ее фрагмента - о любви грузинского художника Пиросмани к французской актрисе.

Жил-был художник один,
домик имел и холсты.
Но он актрису любил,
ту, что любила цветы...

Миллион, миллион, миллион алых роз
из окна видишь ты…

      В 1981 году на сцене "Ленкома" Марком Захаровым была поставлена рок опера "Юнона" и "Авось" на либретто Андрея Вознесенского. В главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита) и Александр Абдулов (Фернандо).

      За пару последних творческих десятилетий — в 1990-2000-е годы — Вознесенский опубликовал более двух десятков стихотворных сборников. Последним из них стал альбом "Ямбы и блямбы" 2010 года. Издательство "Время" так предваряла этот сборник: "Новая книга стихов большого и всегда современного поэта, составленная им самим накануне некруглого юбилея – 77-летия". "Некруглый юбилей" свой Вознесенский отпраздновал 12 мая 2010 года.
1 июня 2010 года, пережив второй инсульт, поэт скончался.

      Несколько слов об исполнительской манере чтения своих стихов А. Вознесенского. Особенностью является смысловое «распевание» слогов в словах. Озвучивание им стихов – живое, идущее от внутреннего эмоционального переживания содержания читаемого, образного видения его, от самобытного богатого мировосприятия поэта. Есть в его исполнении и спокойные, «объективные» ноты, и динамические наращивания в связи с эмоциональным подъёмом, и резкие, «в голос», кульминации…

      Именно эти разнообразие и выразительность текста и его исполнения автором, думается, и побудили творческую фантазию Родиона Щедрина к написанию  этого необычного по музыке, поэтическому тексту и музыкальных средств выразительности произведения.

      Его профессии и звания: российский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР (1981), Лауреат Ленинской (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992). Член Межрегиональной Депутатской группы (1989—1991).

      Родился Родион Щедрин 16 декабря 1932, в Москве, в семье выпускника Московской консерватории, композитора и педагога Константина Михайловича Щедрина (1894—1955) и экономиста, любительницы музыки Конкордии Ивановны Щедриной (урожд. Ивановой, 1908—1999. Супруга - Плисецкая Майя Михайловна, прима-балерина Большого театра России, Народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии.



      Первым учителем музыки Р.К. Щедрина стал его отец Константин Михайлович.
      Родион был одарён редкостными музыкальными способностями – исключительной музыкальной памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. Его способности заметила приезжавшая в город актриса В. Н. Пашенная, которая за свой счет отправила мальчика в Москву, где впоследствии он окончил государственную консерваторию.

      Музыкой Р. Щедрин был окружён с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Реально же заниматься по фортепиано начал частным образом -- у М. Л. Гехтман.

      Во время Великой Отечественной войны (в октябре 1941 года) семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В этот же город был эвакуирован и Д. Шостакович, завершивший в нем свою знаменитую Седьмую Ленинградскую симфонию; юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда.

      Д. Шостакович и К. Щедрин вели работу в Союзе композиторов,  Шостакович - как председатель, Щедрин - как ответственный секретарь. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.

      Продолжил свое музыкальное образование Щедрин в Московском хоровом училище (1944-1950), возглавляемом А. В. Свешниковым.

      В 1950-1955 годах Р. К. Щедрин учился в МГК имени П. И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина) и фортепиано (класс Я. В. Флиера).

      В 1959 году там же он окончил аспирантуру (рук. Ю. А. Шапорин).

      В 1965-1969 годах Р. Щедрин - преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников - О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев.
 
            В 1973 году Щедрин избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почетного председателя СК России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была и его личная помощь композиторам, музыковедам, дирижёрам и другим музыкантам.

      «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек», - написал о нем в 2002 году Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора.
             
      Р. Щедрин имеет Литовское гражданство, поскольку в пору восстановления независимости Литвы литовское гражданство в виде исключения получило немало жителей других стран, в том числе - России. Это в основном были видные деятели общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели. Знаменитая пара Майя Плисецкая - Родион Щедрин в 1991 году из россиян получили литовские паспорта первыми.

      Щедрин писал во всех жанрах: хоры, вокальную музыку, вокально-симфоническую, оркестровую, для фортепиано и инструментов симфонического оркестра,  оперы, балеты.  Среди них такие, как «Не только любовь»,  лирическая опера в 3 действиях с эпилогом, а также: «Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе «Кармен», 1967)и многое другое.

      В 1968 году Щедрин пишет новаторское по средствам выразительности и воплощению произведение - концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра. Солист - чтец - Андрей Вознесенский, голос которого Щедрин использует как тембр, оркестровую краску.

      Давно Щедриным отмечена особенность в звучании голоса из фольклора, народной манеры пения, очень близкой к выражению естественных чувств народных плакальщиц, в отличие от академической манеры пения.

      Тембр голоса Людмилы Зыкиной как нельзя лучше подходил к выполнению задуманного композитором.  Фольклорный тембр в «Поэтории» Щедрин использует для усиления эмоционального эффекта и определенной ассоциации с жанром плача. Он оперирует этим жанром, как средством психологического воздействия на человека, добиваясь художественной выразительности. При этом композитор не цитирует какой-то определенный причетный напев - он пишет его сам.

      «Поэтория» - сонорное сочинение, написанное под непосредственным влиянием сонорых опытов польских композиторов - В. Лютославского и К. Пендерецкого. (Сонорика - музыка звучностей, необычного нетрадиционного звука. С. - свойство определенного рода музыки XX в., где умаляется роль певучей мелодии и гармонии…, где используются механические звуки, звуки природы и т.п.)
      Написана "Поэтория" на стихи А. Вознесенского (сборник "Ахиллесово сердце"). В трех частях концерта раскрыта, по словам самого композитора, тема Родины: "Россия военная", "Художники предреволюционные", "Россия сегодня".

      «Поэтория», Концерт для поэта в сопровождении женского голоса,
смешанного хора и симфонического оркестра (1968 г.) Родиона Щедрина записана из Большого зала Московской консерватории 30 января 1974 года в исполнении:

Андрей Вознесенский - чтение,
Людмила Зыкина - пение.
Большой хор и Большой симфонический оркестр
Всесоюзного радио и телевидения,
дирижёр И.Гусман
Худ. руководитель хора К.Птица.
Главный хормейстер Л.Ермакова.

      Законами жанра (симфонизированный концерт) продиктованы роли участников. Поэт - солист. На оркестр, хор и женский голос, помимо функции сопровождения, возложена и функция драматургического развития музыкального материала.
          
      Партитура  «Поэтории»  изобилует нетрадиционными средствами музыкальной и звуковой выразительности. Её основными характеристиками я бы назвала ad libitum  (по желанию исполнителя, композитора («как вижу и  чувствую»,) и spontanno (независимо от принятых норм композиции…).

      1."Россия военная" Драматургически Первую часть я бы представила себе пустынным полем после битвы, над которым скорбно звучит полный горя, страдания и переживания об утратах женский голос – вокализ-плач, художественно достоверно написанный композитором и искусно исполненный певицей (Людмилой Зыкиной), несмотря на сложнейшую интонационную вязь мелодии.
 
      На фоне минимального оркестрового сопровождения - выдержанных органных звуков в оркестре - вступают Альты с развитой темой, изобилующей полутоновыми и следующими один за другим сложными интонационными ходами, выражающими и усиливающими трагический образ поля брани и войны, боль от его созерцания:

Я - Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
слетая на поле нагое.
Я - Горе.

Я - голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я - голод.

...
      Мелодия её по интонации представляет собой тему в современном атональном ключе, «застывающей»  пустынным  кварто-квинтовым созвучием, с вкраплением в её ткань редких «досказывающих» реплик у альтов и в мужских голосах: «я голос».., «я голод».., «головни»...

      Затем эта тема,  развиваясь, полифонически звучит во всех голосах хора, объединяясь в едином шепоте, постепенно нарастая, словно протест огромного скопления народа, гремит, охватывая весь звуковой диапазон: «Я Гойя!!!», обрываясь на фортиссимо. (Очень-очень громко).

      Минимальными средствами музыки композитор достигает видимого потрясающего трагизма послевоенной панорамы Сорок Первого года. Звучит голос Поэта:

О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад -
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие
звезды -
Как гвозди.
Я - Гойя,

отчасти повторяя первоначальный текст и тему Первой части дополняемую отдельными оркестровыми репликами-«вспышками» и четвертитоновыми колебаниями звуков во всех голосах, на постепенном усилении и ускорении к очередной динамической кульминации…  После чего следует оркестровое «раздумье»… На последнем его аккорде-кластере в высоком регистре вступает тоскливая тема сопрано:

В час осенний, сквозь лес опавший,
Осеняюще и опасно
В нас влетают, как семена,
Чьи-то судьбы и имена…
            
      Как явственно резонируют тема, образы и содержание этой части с современными событиями, происходящими в центре Европы, на Украине…
Думаю, человечество вздохнёт свободно, когда везде будет изжит фашизм…
Святы слова Поэта:

Единственная Россия,
Единственная моя,
Единственное спасибо,
Что ты выбрала меня!

      Заканчивается Первая часть на проведении основной её темы «Я Гойя!», звучащей к концу  как бы отдалённо…, на общем угасании звучности…

      2."Художники предреволюционные". Вторая часть произведения построена на сквозном развитии от начала к концу. Символизм, достигший наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, в этой части  пронизывает её:

Несли не хоронить,
Несли короновать.
Седее, чем гранит,
Как бронза – красноват.

Дымясь локомотивом,
Художник жил, лохмат,
Ему лопаты были
Божественней лампад!

      Далее, после полиритмического эпизода в оркестре, ярким возгласом у солистки звучит молитва «Матерь Владимирская», затем подхватываемая всеми голосами хора на угасании … После небольшой оркестровой интермедии во всех хоровых партиях ещё несколько раз, говорком, успокаиваясь, проходит тема  «Матерь Владимирская»… - мольба о спасении России… И снова звучит голос Поэта:

Россия, любимая, с этим не шутят.
Все боли твои меня болью пронзили.
Россия, я твой капиллярный сосудик,
Мне больно, когда тебе больно, Россия…

      3."Россия сегодня". К определению начала Третьей части «Поэтории», на мой взгляд, применимо такое определение, как фантасмагория. (Фантасмагория - греческое phantasma - видение, призрак и agoreuo - говорю, нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии). В переводе на современный язык текстом Вознесенского выдана картина перевёрнутого вниз головой современного мира, реальности… Представляю вам лишь очень небольшой текстовый эпизод Поэта:

      «Ты сегодня,16-го, справляешь день рождения в
ресторане «Берлин». Зеркало там на потолке. Из зеркала
вниз головой, как сосульки, свисали гости. В центре
потолка нежный, как вымя, висел розовый торт с воткнутыми
свечами… Лиц не было видно…» и т.д. и т.п…
    
      Следующий оркестровый эпизод, развиваясь, подводит нас к синкопированному, мощно звучащему аккордово-оркестровому tutti, заканчивающемуся отчаянным хоровым призывом: «Помогите Ташкенту!!» Этот эпизод в Советское время звучал по радио часто. Поэтому думаю, что у вас, дорогие читатели, он на слуху:

Если лес – помоги! Если есть – помоги! Если нет – помоги!
Если кровь… Если кров… Помогите! Помогите Ташкенту!..

      В «Поэтории» ярко отразились патриотизм авторов, любовь к Родине.
Будучи новаторами в творчестве, поэт и композитор остались верными идеалам, идеям и принципам СССР, родному Отечеству. Произведение авторов вошло в Советскую и Российскую сокровищницу лучших современных вокально-симфонических сочинений о нашей Отчизне и её истории.

18.10.14 г.

Павлова Вера Калиновна