Учитель гуру или наемный работник?

Николай Евгеньевич Аблесимов
Р. Киплинг написал: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…».

Восток.
Один суфии писал: «Мой учитель освободил меня от рабства, в котором я жил, от того рабства, которое я считал свободой и которое в действительности было для меня заколдованным кругом».
В странах Азии сохраняется опора на устное слово, многое учится наизусть.
Восточный учитель – авторитет, больше чем учитель.
Гуру передает все, чем владеет и развивает самостоятельное нелинейное мышление ученика.

Был учеником, станешь учителем.
Учитель восточной цивилизации живет в потоке истории, он часть непрерывной череды наставников своей школы в прошлом и будущем.
Учитель Востока работает с одним учеником или с небольшой группой избранных.
Учитель на востоке воспитывает, а не обучает.

На Востоке считается недопустимым задавать вопросы и переспрашивать Учителя. Потому, что надо внимательно слушать и услышать учителя.

Запад.
Уважение к написанному, печатному слову. По этому признаку Россия относится к Западу.
Учитель – тоже человек: он может ошибаться, чего-то не знать. По этому признаку мы принадлежим Азии.
Преподаватель должен сообщать материал только по программе и по своему предмету.

Ученик может никогда никого не учить, даже своих детей.
Западный учитель – часть современной ему системы: преподавательского коллектива, школьной организации, всего общества. По этому признаку российские учителя – западные.
Западный – находится в рамках классно-урочной системы. По этому признаку мы принадлежим к Западу.

Метод тоже изучается с помощью Учителя. То, что обычному человеку кажется золотом, может оказаться и пиритом, и золотом.
Российский образ учителя имеет один восточный признак – бесспорный авторитет учителя. Это проявляется даже в попытках принизить преподавателя унизительными прозваниями: училка – вместо учительница, ботаничка – вместо учитель Ботаники, Марья – вместо Мария Ивановна и т.п.

Правда потом это осознается: мой великий и ужасный профессор Аблесимов.