Изучая материалы прошедшего в сентябре международного инвестиционного форума, вдруг натолкнулся на удивительный кадр. Дело было на второй день, участники очередного мероприятия собрались в зале "Толстой". В заявленной программе солидные люди:министры, их замы, губернатор Калининградской области. Но речь шла в основном о стратегии развития Дальнего Востока, о чем и докладывал Александр Галушка. Он возглавляет самое молодое министерство, являясь одновременно полномочным представителем Президента в Дальневосточном федеральном округе. Думаю, создание этой структуры, наделенной чуть большими, чем остальные министерства, полномочиями, говорит о многом. Не случайно речь зашла о территориях опережающего развития. По идее форума привлечение инвестиций в отдельные, огромные по площади регионы должно ускорить здесь экономическое продвижение и стимулировать общее направление.
Некстати, по имени зала, где проводился семинар, вспомнились слова Льва Николаевича. Они были сказаны чуть в другой, ещё более сложной для страны ситуации. В ходе обороны Севастополя будущий классик русской литературы весьма едко отметил роль штабных теоретиков в сражение за Федюхины горы. И хоть битва закончилась поражением русского воинства, после него осталась солдатская песня на стихи Толстого "Как четвертого числа..." Так память народная донесла до нас оценку деятельности генерала Реада и его свиты: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним-ходить".
Думаю, наши ура-патриоты возопят: при чем здесь сражение за Федюхины горы? Крымнаш уже полгода, добьемся инвестиций зарубежных и зацветет вместе с Дальним Востоком. Да кто же против? Но тут уверенность в экономическом рывке чуть поколебала маленькая деталька семинара. Нет, не слова министров и их заместителей. И не пришедшие некстати на память строки Льва Николаевича, ставшие народной песней. Не менее важное, под что все эти государевы люди встают во фрунт. А на сей раз, похоже, оплошали. А он-то главный символ страны сигналил им о беде.
Отвлечемся от субъективных переживаний по поводу опережающего развития Дальнего Востока. Вернемся вновь к Льву Николаевичу. Уже вышли в свет "Севастопольские рассказы", уже Анна Каренина ждет свой поезд, а бурлаки на Волге все продолжают тянуть свое ярмо. Оставивший на века образ несчастных художник в разговоре с другом возмущался:
- Какой, однако, это ужас, - Люди вместо скота впряжены!
Эти слова молодой Репин преобразовал в художественный образ несчастных, угнетенных людей. Они словно отражали то состояние, до которого дошла к концу века народная Россия. Страна не генералов и чиновников, а сломанного люда, тягла реформ, уже витающих в головах господ. Кому интересна расшифровка значения фигур на картине Репина, тем рекомендую последнюю публикация по этой теме в журнале "Вокруг света" Ефима Шифрина. Правда, там вы не найдете расшифровки одной детали знаменитой картины. В статье Ефима по этому поводу сказано следующее:
"Флаг — к порядку полос на государственном флаге относились не очень внимательно и час то поднимали флаги и вымпелы вверх ногами, как здесь."
Можно принять эту версию. Во времена написания Репиным своей картины нынешний символ России имел иное значение. Это был торговый флаг страны. В 1885 году привычный нам триколор подтвержден императором Александром III в качестве флага коммерческих судов. К этому времени картина уже побывала на венской всемирной выставке, более масштабной, чем нынешний инвестиционный форум. После путешествия "Бурлаки" были куплены младшим братом Императора за три "штуки". Великий князь повесил её в своей бильярдной. История не донесла до нас сведений о сравнении его вклада в развитие государства с тяглом этих несчастных.
Путаница с положением флага на рее торговой баржы не ограничивается версией о невнимательности хозяина. Что, если художник, оставляя эту деталь на заднем плане, вложил в неё некий символизм? Творческие личности, сопоставляя реальность с далеко идущими планами государственных мужей, делали свои, более объективные вводы. Вот и подают они из глубины веков скрытые от иных знаки.
В любом государстве перевернутый флаг означает беду. В конкретном случае это могла быть неисправность баржи с товаром, которую тянут бурлаки. Её так и фиксирует взгляд художника. Тем более, что флаг не государственный. Возможно, как и то, что Репин подчеркивает противоречие между потенциалом России и амбициями её руководства.
Сейчас флаг, изображенный на картине Репина, является государственным символом. Не только для министров, но и для любого россиянина его неестественное положение должно вызывать тревогу. И вот почему. В ряде государств такое положение символа означает состояние войны. Во всем мире перевернутый флаг сигнализирует о горе, критическом состоянии. Такое государство просит помощи у других. Вексиллология (наука о флагах) объясняет размещение флага в перевернутом виде сигналом бедствия или поражением в войне. В иных случаях это явное оскорбление государства и всей нации.
А теперь сопоставим картинки. Сейчас уже не выяснишь, что хотел сказать Репин, перевернув на своей картине торговый флаг империи. Но когда на международном инвестиционном форуме подобное буквально мозолит глаза нашим министрам и даже одному губернатору, то такое положение заставляет задуматься о перспективах нашего экономического развития. Что скажет на это модератор семинара в зале Льва Николаевича Толстого Александр Габуев? Может, стоит ему напомнить слова классика о сражении за Федюхинские горы?
Думаю, стоит заместителю главного редактора, газета "КоммерсантЪ" перечитать песню Толстого про сражение на реке Черной. Да и нам всем послушать, глядя в это время на знаменитую картину Репина. Хотя, зачем? Мы и так патриоты до мозга костей.