Ледяной дождь

Саша Тумп
                Из цикла «Мой сосед – Бендриков»
       
        Кто-то громко топал на крыльце, всем поведением показывая, что пришел, что готов войти, что у хозяина есть какое-то время привести себя в порядок.
        «Какого черта?..» – подумал я, протянул руку, взял сигареты и приготовился встречать посетителя. Готов был биться об заклад, что это  – Карл – сосед и товарищ.
        Ощущение того, что за ночь кто-то неведомый почистил мои мысли, было настолько осязаемым, что я даже представил перед собой окошечко, на котором было написано: «Показать неверные записи в реестре? (Только для опытных пользователей)».
        Наблюдаемые события последних дней, которые вроде бы и не касались меня лично, вызывали почти физически ощущаемую боль, недоумение и обиду. Не мучаясь выбором между вариантами «Исправить» и «Удалить», с облегчением выбрал «Удалить», и тут же открылась дверь, и вошел Карл.
        – Не получилось сломать? – спросил я.
        Он прошел, плотно закрыл за собой дверь, снял шапку и сел на табуретку.
        – Не жарко у тебя. Чего «сломать»? – он посмотрел по сторонам, как будто видел здесь все впервые.
        – Тебе холодно? Затопи печку. А что один? Где Полкан?
        Крыльцо. Крыльцо зачем ломал, – я стал вылазить из-под одеяла.
        – Ледяной дождь был. У меня антенна рухнула. Телек не показывает. У тебя-то все нормально?
        Хандрит он. Звал к тебе – не пошел.
        Так корка льда на нем – выскочишь по нужде – поскользнешься – не убьешься, так ногу сломаешь… или руку, возись тут с тобой до «скорой»… На дорогах, наверное, страсть что творится?.. Долго не приедет. А может быть, вообще не приедет. Ждать-то недолго осталось, когда вообще не приедет-то… Не к кому! – сказал он.
        – А шел – было лень голову задрать и посмотреть – на месте ли антенна-то?..
        Ну, и не приедет… И что? Зимой вон по неделе трактора нет. Живы все! – я стал одеваться.
        – А где растопка? На утро не готовишь с вечера-то, что ли?..
        …Так проще на пультике кнопочку нажать, чем по такому гололеду башку с утра задирать. Возьмет закружится… Будешь тут лежать между Полканом и тобой… С пробитой башкой… Сам говоришь, что «скорой» не до нас.
        А вдруг ночью подтопить придется? Шарахаться?
        Минус пятнадцать сегодня.
        И кругом, как на Медео. Машина у тебя, что комар в янтаре…
        Хандрит. И погода и старость. Какая разница – собака ты или человек, – старость она никому не в радость.
        Да и кому она нужна-то эта «скорая»?.. Так... баловство все это!
        На дорогах гибнет больше, чем они спасают. «Эбола – тема пи…обола!»
        …Смотрел ли «Белые ночи…»?
        Чайники, как новенькие, плитка новенькая, полы в сенках покрасили. А и то – с этих киношников хоть какая-то польза мужику…
        Оператор-то одурел от радости. Молодец! Острый глаз. Да и характером молодец. Жалко Андрюху. Вроде уже не малец, а в жизни так ничего и не понял.
        Да и все в жюри ничего не понимают. Грустно им – в пустую жизнь прошла. Без куражу. Фильм-то не о мужиках. О них – сердечных – заступниках народных.
        Спустились на землю, а тут и нет асфальта-то… Посмотрели на обычного мужика, так же, как он смотрит на муравья и ох…ли от собственной никчемности.
        …Жена у него молодец! С азартом живет. Счастлива, поди. Великое это дело – любить жизнь. Да и красива. По-русски красива. Чего она в этом барине нашла.
        А голос как у брательника – Никиты. А и то – братья. И смотрят на мир через одни очки, только линзочки разные. У одного – левая, у другого – правая.
        А с другой стороны, кто-то должен и оттуда на мир смотреть. С балкончика-то. С резного, не своими руками деланного. Так ли?..
        Конечно, болеет. А может быть, так на погоду реагирует. Тут с двумя ногами иногда не знаешь на какую стенку лезть, а у него четыре… А ну, как ревматизм? У нас-то ревматизм или артрит, а у них-то – подагра. Отложение кристаллов солей мочевой кислоты. У них-то все не как у нас.  У нас – то понос, то золотуха, у них – то экссудативный диатез, то диарея. Так-то вот!
        – Давно ли перекрасился, полковник? – спросил я, беря фотоаппарат и одеваясь. – Затопи, если не в лень.
        – Натуральный я! Здесь уже понял, что говоря о России, о народе они не о них говорят – о себе, сердечных.
        И всегда о себе говорили. И когда гражданская была – о себе, и когда отечественная – о себе, и когда о литературе – о себе, и когда о нас – о себе.
        О себе – любимых.
        И когда о почтальоне говорят – о себе талдычат. У них мужик не «Приму» курит, а с фильтром…
        … А ты куда?
        – С собой взять? Туда! Куда и царь один пешком ходит.
        «Комар» – говоришь? Пофотографирую. Потом яблоки собрать надо, раз «минус двадцать»…
        – Пятнадцать!
        – Это не принципиально. Главное больше минус четырех.
        …Замечательно у нас всё! «Больше минус чего-то…» И сколько это?
        Яблок хочу мороженных. «Великая в них сила» – так говорил мой дед.
        – Я с тобой.
        – Печку лень топить? Давай, затопим и пойдем. Согласен ли?
        Огонь радостно стал облизывать поленья.
        На веранде я взял корзину, ведро и ещё одно вручил Карлу.
        Все вокруг словно было  покрыто  слоем стекла. Яркое солнце, отражаясь в неровных поверхностях, казалось радостным.
        Антенна была на месте. Провода к дому, толстые, с сосульками казалось – сейчас порвутся.
        – Пойду, включу нагреватель, а то не выдержат, – сказал я, кивнув на них.
        – Так нагреватель же в доме, – Карл с удивлением глянул на меня.
        – У вас в мед, кроме как о… систола, диастола, миокард, лимфоциты… о чем-нибудь ещё говорили? О барометре, например, который в доме показывает погоду на улице?
        Количество тепла выделяемого проводником пропорционально квадрату силы тока. Можно сказать: «Так утверждали Джоуль и Ленц!»
        Или в мире кроме Пирогова и Флеминга нет никого?
        Вот и «они» так же! У них тоже кроме них никого в мире нет…
        Карл внимательно смотрел на провода потом на меня, о чем-то думая.
        – Пойду и я включу. Заодно… Полкана посмотрю, – сказал он, поставил ведро у моих ног и пошел к себе домой.
        – И эти люди нас лечили! Лечат и лечат, лечат и лечат и  сейчас опять собирались лечить! Ни внутренней культуры, ни кругозора,  ни малейшего представления об этике поведения. И это все при полном отсутствии сострадания к людям и явном наличии нечувствительности к боли и страданиям других, – крикнул я ему вслед, взял ведро и пошел к дому.
        Подбросил еще полено в печку, чуть прижал вьюшку, включил нагреватель, вытащив его на середину комнаты, вернулся во двор.
        «Конечно, жалко брательников.
        «Страшно они далеки от народа»…» – думал я, вспоминая недавний разговор с Паулем – владельцем нескольких домов, комнаты в которых он сдавал под пансион  туристам, в центре Копенгагена.
        В разговоре с ним я привел пример, указав на члена одного из писательских союзов, поэта,  автора нескольких книг,  которая работала почтальоном.
        В разговоре как-то проскочило, само собой, что она разносит пенсию. И почти каждый день имеет на руках от трехсот до четырехсот тысяч рублей.
        Пауль долго молчал, а потом сказал: «Вы непобедимая страна, поскольку никто не сможет понять хотя бы этого – «Как по  вашим улицам может ходить человек, у которого в кармане больше десяти тысяч долларов! И так каждый день!»
        «Да, очень просто – кто-то же должен разносить пенсию старикам!» – сказал я, не поняв, что он имеет в виду.
        «Я не про неё! Я про тех, кого она встречает на своем пути. В Копенгагене если бы прохожие знали, что у меня в кармане такая сумма наличными, то, боюсь,  мне бы не дойти до дома…» – сказал он. – «А сколько стоит издать у вас книгу?»
        «Примерно шесть её зарплат!» – сказал я.
        «Полгода ни пить, ни есть, чтоб издать свою книгу? И издают?»
        «Издают!»
        «Зачем?»
        «Чтоб оставить память о себе.
        Детям, внукам… Чтоб не пропало слово. Слово выстраданное, продуманное… У нас говорят: «Построить дом». «Посадить дерево».
        Это из этой же серии».
        «А если я издам её книгу – она что потребует от меня?»
        «Доплатит!» – засмеялся я тогда.
        «А как же бизнес? Она потеряет в бизнесе. Зачем трудиться – если это ничего не дает?»
        «А тебе что даст – если ты издашь её книгу?»
        «Я буду говорить, что издал книгу обычного русского почтальона. Что обычный русский почтальон может написать книгу!»
        «Ну, вот! Ты сам и ответил на вопрос: что ей это дает. Она так живет, чтоб любой «мистер-твистер» владелец газет, пароходов, мог сказать, что «в России любой почтальон может написать книгу, которую он может и издать» Только надо не есть ни пить полгода».
        ««Мистер – твистер» – это Михалков?» – спросил Пауль.
        «Ну… Где-то так! Но это – Маршак!» – засмеялся я.
        «Ты дашь мне адрес этого поэта?»
        «Конечно! Если ты дашь слово, что издашь книгу. У нас не принято обманывать женщин».
        «Конечно, издам! Мои гости редко кто читает по-русски. Но все понимают, что не стоит отказывать хозяину, если он предложил купить книгу русского почтальона, которую он издал…» – Пауль заразительно засмеялся, повторяя «Business! Only business!..»
        Я ходил по саду, вспоминая и фильм, и Пауля, и «Business! Only business!.. Nothing but business!..» И думал, что врет он, как сивый мерин.
        Что не так все это! Что не учил бы никогда русский язык бы тогда. Не ставил бы во дворе в 90-е огромную «тарелку» для приема российских телеканалов. Не скупал бы где можно и нельзя пластинки с записями наших оркестров классической музыки. Не трясся бы над альбомом Апрелевского завода из двух пластинок «Реквием» Моцарта в исполнении оркестра Московской филармонии под управлением Свешникова …
        Не объяснял бы мне дрожащим голосом: «У меня уже есть! Есть это в исполнении хора мальчиков Московского хорового училища под управлением Попова…»
        Хотя…
        …А есть ли сейчас это училище?»
        Ледяная корка покрыла все. Сад напоминал сказочную страну, в которой все замерло в мгновение. Ветерок не мог шевельнуть ни один листик, ни одну травинку.
        «Стоп-кадр!» – подумал я и стал фотографировать сад в последнем убранстве.
        – Включил.
        Не пошел он, – раздался хруст за спиной. – Говорят: если много грибов – к войне. А много яблок?
        – К ней же! – сказал я. – Вообще, если хоть чего много – не к добру.
        – А денег? – спросил Карл, помогая мне срывать яблоки.
        – А денег – тем более! Зараза! Как Эбола… – утвердительно с убеждением сказал я, помня заповедь одной старой цыганки – матери моего одноклассника Мишки Николау – «Если хочешь иметь деньги – никогда не думай о них. Это, впрочем, относится и к женщинам! Думай о чем-нибудь хорошем!»
        – А ты знаешь, возможно, твой дед и прав! – неожиданно сказал Карл.
        – Кто бы сомневался? В чем ещё? – спросил я.
        – Допускаю, что при отрицательных температурах в яблоках могут происходить некие процессы, схожие с процессами синтеза коротко и маложивущих органических соединений, которые являются промежуточной фазой синтеза хорошо известных и хорошо изученных других, более известных нам и науке, как витамины и органические, в том числе и жирные кислоты, моно и дисахариды. Вернее не при отрицательных температурах, которые по своему воздействию схожи с высокими температурами, а в переходные процессы, такие как замораживание и оттаивание.
        Нам же известны процессы синтеза сахаров из крахмала в картофеле…
        Я повернулся к нему.
        Карл стоял около деревца, держа в руках яблоко и смотря куда-то на лес.
        Я посмотрел туда же.
        Отсюда не было видно, что и как натворил дождь. Но было ясно: лес, плотной стеной, плечо к плечу, был спокоен и суров. Я оглядел яблоньки. Они стояли, разбежавшись по саду, зябко кутаясь в остатки летнего убранства.
        «Не можете жить плотно. Не общаговские. Вам свобода нужна.
        …Ну, а что я мог сделать? Вы, как в загул пошли. Нарожали, а мне расхлебывай», – мысленно укорил их я, вспомнив с каким трудом уговаривал Витьку и Никиту взять хотя бы по мешку с собой.
        – Врезал уже? – спросил я.
        – Что за жаргон? И почему «уже»? Там в фильме, помнишь, ему на четверых дали пенсию  тридцать шесть тысяч…
        Я, что считать не умею? Имею право, чтоб сравняться с ними, а у них ещё рыба своя, половину своей пустить туда, куда я хочу. Так ли?! – подтвердил мое предположение Карл.
        – А у тебя яблоки свои! – вдруг сказал я.
        – Да! С яблоками не повезло. Много! Стыдно! Они хотели как лучше, а мы не готовы… И никто не готов. Теперь у нас как… как в Греции… нет, как в Польше – много яблок.
        А я… Мы же будем есть яблоки? Будем! А что будут делать их пектины и кверцетины в нашей печени если там не будет ядов? Вот! И тут получится у них облом. А так – поработают. Пользу принесут. Нужность покажут.
        Всем работу дадим! Всем дадим возможность показать свою нужность!
        …Мы можем пойти навстречу нашим яблокам? Можем! А яблонькам? Можем!  А почему не идем? Если можем, то почему не делаем? Делаем!
        …Не у него сперли мотор! У почты! Это конфликт личности и государства! Личности, которую государство заставляет компенсировать убытки богатеньких, вложивших общие бабки в экономику других стран. Это протест!
        – Да, уж! – сказал я, посмотрел на сад и пошел в дом. Часть яблок занес и поставил около печки.
        – Натворил этот дождь наверняка…
        Холодный душ!
        Даже телевизор включать не хочется, – сказал я Карлу, зашедшему следом за мной.
        – Эт-т-т-т точно! «Вот неожиданно зима пришла!» Может, потеплеет? – сказал он раздеваясь.
        – Да, уж лучше бы не надо! Хуже нет вот этого «давай закопаем – давай раскопаем», – я, как бы ни замечая его настороженного взгляда, стал накрывать на стол.
        В доме было тепло. Нагреватель мерно гудел вентилятором.
        – Ну, что? За то, что могло быть хуже, но не стало? – спросил я Карла.
        – «Хуже не будет» – так говорит пессимист. «Будет!» – говорят настоящие оптимисты, – поддержал меня он, улыбаясь, поднимая рюмку. –  За санкции! Ты же знаешь: мы ведь без затрещины, как без праздников. Не можем мы без праздников.
        …А ты не расстраивайся!.. В луже разные люди видят разное.
        Но чаще всего себя…
        А дождь… хоть ледяной, хоть обычный, пусть хоть сорок дней и ночей идет – все равно кончится.
        Карл засмеялся.
        Я вспомнил «Business! Only business!.. Nothing but business!..»: – А с чего ты взял, что я расстроился? И ничего я не расстроился.
        – Расстроился, расстроиля!.. Я же расстроился. А почему ты не должен?
        И Никита расстроился, и Витька расстроился… может, и Полкан расстроился.
        А что? Вполне может быть.
        Откуда на Кенозере чистокровный кот британской породы? А?..  Откуда британский след на нашей земле рядом с нашим ракетным Плисецком?
        Своего притащил на съемки! По блату пропихнул в Венецию…
        Откуда там мужик, который спит до одиннадцати утра, а это по-лондонскому  – восемь? И вообще, какой мужик в Лондоне,  спит до восьми утра? Тот – кому на работу к десяти в МИ-6!.. Или в МИ –10!
        Ты видел, с каким спокойствием купил мазь за две сотни?
        Это же бутылка «перцовки»!..
        ...Не наш человек на нашем Севере!
        Тут любой расстроится! И это правильно!
        Должно нас расстраивать то, что нас должно расстраивать!
        …Нет уж, у нас впереди зима. Нам с тобой надо смотреть в одну сторону. Хотим мы этого или нет – а обязаны.
        Только идиот, когда зима на носу, ругается с соседом.
        …Да и летом только придурок так поступает.
        …Да, уж… Так ли?..
        Карл посмотрел на телевизор, потом на меня.
        – Пусть у них там все будет хорошо! Люди, все-таки! –  поднял рюмку.
        – Так! – сказал я, подумал про всех – «них», поставил рюмку, взял яблоко и включил телевизор. – Пусть будет!