К вопросу о соционическом типировании

Дмитрий Базанов
Вместо эпиграфа
Соционика — концепция типов личности и взаимоотношений между ними, основанная на типологии Юнга и теории информационного метаболизма А. Кемпинского, согласно которой «информационный метаболизм» подобен обмену веществ в организме. Модифицируя и развивая Юнговскую типологию, соционика утверждает существование определённых вариантов информационного обмена между субъектами, в зависимости от свойственного им «социотипа».
Соционический тип - одно из основных понятий соционики. Согласно соционической теории, существует шестнадцать таких типов и всякий человек может быть отнесён к одному из них. Соционика, развивая типологию Юнга, выделяет эти типы как результат различных комбинаций «психических функций»
Википедия

Ткачевский тихонько постучался в мощную, лакированного дуба дверь, не дождавшись отклика, осторожно потянул ее на себя за массивную бронзовую ручку в форме головы льва, юркнул в образовавшуюся щель и так же осторожно прикрыл ее за собой.
Все произошло так тихо и быстро, что Ветров усомнился, что тот, кто обитал за роскошной дверью, слышал прикосновения самых кончиков костяшек пальцев Ткачевского к лакированному дубу. Сам уфолог оставался сидеть в маленьком коридорчике приемной на огромном, чрезвычайно мягком диване, обитом бархатистой кожей неизвестного ему создания.    
Кроме самого Ветрова и этого дивана в коридорчике никого и ничего не было, да и просто, наверно, не поместилось бы на нескольких квадратных метрах стиснутого стенами пространства. Не имелось в коридорчике даже окна, и единственными источниками освещения были тусклая лампа под потолком и световое табло над дубовой дверью, вроде тех, что висят возле рентген-кабинетов, на котором сейчас горело набранное зелеными светодиодами слово «Входите».
Из-за лакированного дуба донеслись голоса, настолько приглушенные, что Ветров не мог разобрать ни слова. Сначала мерный баритон Ткачевского, затем чей-то глубокий, почти оперный бас, потом снова реплика ученого-физика, после – целая ария неизвестного баса. Разговор внезапно оборвался взрывом хохота. Дверь приоткрылась, в приемную просунулась голова Ткачевского, и он, не в силах сказать ни слова от разбиравшего его смеха, рукой пригласил Ветрова войти.
Оказавшись за дубовой дверью, молодой уфолог непроизвольно зажмурился от ослепившего его после полутемного коридорчика света, свободно лившегося из широких панорамных окон. Помещение, куда он попал, было очень просторным, пол покрывал мягкий ковер, вдоль стен тянулись стеллажи, сплошь уставленные книгами, а в дальнем от входа углу, за необъятных размеров столом восседал невеликого роста моложавый старичок в сильных очках с окладистой, как у Ткачевского, но абсолютно седой бородой.
Старичок курил сигару, широко улыбаясь, и по щекам его ходили пятна совсем юношеского румянца – видно было, что он только что, как и Ткачевский, смеялся.
-Проходите, молодой человек, присаживайтесь. – Густой бас настолько не вязался с тщедушным старичком, что Ветров непроизвольно оглянулся, ища настоящего хозяина замечательного голоса.
-Не хотите ли сигару? – Предложил старичок, нисколько не смущаясь эффекта, произведенного своим голосом, и глядя почему-то на Ткачевского, а не на Ветрова. – Кубинские, замечательные…
-Спасибо, я не курю. – Ветров осторожно присел на край кушетки, обитой кожей того же самого неизвестного ему существа, что и диван в приемной.
-А вот это очень правильно! – Воскликнул старичок. – Кстати, забыл представиться – Иван Иванович, доктор психологических наук, профессор, и прочая и прочая.
-Иван. Уфолог.
-Ну что же, давайте приступим к вашей проблеме.
-Мне выйти? – Спросил Ткачевский, присевший на краешек широкого кресла в противоположном углу кабинета.
-Нет, Андрей Иванович, в этом нужды не будет. Никаких тонких струн души мы затрагивать не будем…
-Итак, молодой человек – Иван Иванович откинулся в своем кресле. – Мне ваш коллега обрисовал в общих чертах, что у вас стряслось, но я, как специалист, сами понимаете, хочу услышать из первых уст…
-Что, собственно, рассказывать… -Пожал плечами Ветров. - Прожили с женой в браке два года, все было замечательно, душа в душу, можно сказать, прожили, потом черт нас дернул пройти соционическое типирование…
-Так-так-так. Вы, значит, соционикой увлеклись?
-Ну, не сказать что увлекся, просто попалась в руки книжка этой…Как ее там…Прочитал, вроде понравилось, дал жене прочитать.
-И вы друг друга, что называется, «типировали»? Прошли тесты, чтобы определить соционический тип?
-Да, именно так.
-И что же случилось дальше?
-Ну, понимаете, оказалось, что я – этико-сенсорный интраверт, а моя жена логико-интуитивный экстраверт, моя полная противоположность. Или я – ее противоположность…И получается, что мы никак не можем быть вместе.
-Но ведь вы до этого прожили в браке два года. Разве это не доказательство обратного?
-Поначалу я тоже так думал. Но после этого проклятого типирования наши отношения совсем испортились.
-И вы пришли ко мне за советом, как сохранить брак?
-Да. – Сказал Ветров и потупил взор, разглядывая замысловатый узор на ковре.
-В целом, картина мне ясна. – Сказал Иван Иванович, кладя недокуренную сигару в пепельницу. – Давайте-ка я вам расскажу одну поучительную историю.
Он встал с кресла, оказавшись при этом еще ниже ростом, чем думал Ветров, и, заложив руки за спину, принялся смотреть в окно.
-Давно, лет сорок или пятьдесят назад, в Америке жил ученый-психолог по фамилии Форер. И вот, как-то раз, он задумал провести такой забавный эксперимент – раздал всем своим студентам опросники, и потом, на основе ответов студентов, каждому из них он выдал якобы профессиональное заключение о свойствах их личности. Я говорю «якобы», потому что все заключения – а их было несколько сотен – были абсолютно, до последней запятой, одинаковыми.
-Хорошая шутка. – Заметил Ткачевский.
-Еще бы! Но Форер пошел дальше, и попросил студентов оценить по пятибалльной шкале соответствие выданного им заключение реальности. И что бы вы думали? Средний результат был между четырьмя и пятью! То есть каждый из нескольких сотен абсолютно разных человек, прочитав абсолютно одинаковый текст, признал, что он в основном соответствует действительности.
-То есть, получается, он умудрился составить такое описание, что оно подошло каждому из сотен? – Спросил Ветров.
 -Именно.
-Ну, это говорит о том, что у Форера был писательский талант. Но какое отношение этот опыт имеет к моей ситуации?
-Самое прямое, молодой человек, самое прямое! В так называемой соционике действует точно такое же правило – человек, которого, что называется, типировали, примеряет описание своего социотипа на себя и обязательно с ним соглашается.
-Тексты составлены таким образом, что с ними нельзя не согласиться?
-Да. Идем дальше. – Иван Иванович снялся с места и принялся неслышно расхаживать по толстому, гасящему звуки ковру. – Давайте мы с вами, молодой человек, проделаем простой опыт. Я назову вам последовательность из трех чисел. Вы сделаете предположение, какой принцип лежит в основе данной последовательности, и дадите свою, а я скажу, подходит она под мой принцип или нет. Затем вы дадите новую последовательность. И так до тех пор, пока вы не поймете этот принцип. Готовы?
-Готов.
-Два-четыре-шесть.
Ветров на секунду задумался.
-Восемь-десять-двенадцать?
-Верно.
-Семнадцать – Девятнадцать - Двадцать один?
-Верно!
-А, я понял! Каждое число больше предыдущего на два.
-А вот здесь, молодой человек, вы ошибаетесь. На самом деле, в основе числовых рядов лежит очень простое правило – каждое последующее число просто должно быть больше предыдущего, на один ли, на два – неважно. Предлагая свои последовательности, вы не искали решение поставленной задачи, а просто пытались подтвердить свою гипотезу о том, что каждое следующее число больше предыдущего на два. На самом деле, для правильного ответа на мой вопрос необходимо сформулировать несколько разных гипотез и проверить их, но вы, к сожалению, этого не сделали. 
-Вот уж воистину, эрраре хуманум эст. – Подал реплику со своего места Ткачевский.
Ветров с минуту сидел молча, пытаясь осмыслить услышанное.
Иван Иванович тем временем вернулся к своему столу устроился в кресле и обвел кабинет торжествующим взором, словно перед ним было не двое ученых, а целая аудитория, полная восхищенных слушателей.
-Мы с вами, друзья. – Сказал он – только что были свидетелями проявления одного из забавных свойств человеческого разума – так называемого «подтверждающего искажения». Его открыл английский психолог Питер Уэйсон еще в шестидесятые годы двадцатого века… Такое «подтверждающее искажение» может иметь место во всех сферах человеческой жизни, в том числе при оценке одного человека другим. Как в соционике, например.   
-То есть вы хотите сказать…Вы хотите сказать, что …-Начал было Ветров, но Тван Иванович опередил его.
-Я хочу сказать, что вся так называемая соционика строится на умении одних ловко сочинять тексты и умении других заблуждаться, а затем безоговорочно верить в свои заблуждения. К психологии и к реальной жизни вообще данное явление отношения не имеет, чему доказательство – два года вашего счастливого брака…И если, как вы сказали в начале нашей беседы, вы хотите от меня совета о том, как вам сохранить семью, то вот он: перестаньте забивать голову всякой ерундой, забудьте обо всех этих социотипах и просто будьте счастливы.