Мои деревенские каникулы 1-3 глава

Нина Салина
                -1-               

      Я просыпаюсь поздно. В школу не нужно идти, наступили каникулы. И
как говорит моя мама: -"Можно потянуть ноги."- В  комнате тишина, только ходики отстукивают тик-так, тик-так. Раз-два, раз-два - перевожу я по своему их монотонный звук. Я перешла во второй класс и это были мои первые школьные летние каникулы. Был июнь месяц и мать очень беспокоилась за меня, беспризорную. Я ещё никогда не была без надзора. До шести лет меня смотрела бабушка Катя, мать моего отца. Потом, когда она умерла, дедушка мамин отец,  жил с нами. Дедушка жил с нами не долго , весну, лето и осень. Потом поехал в свою родную деревню и там тётки, мамины сёстры, женили его на какой-то бабушке. Которую звали Онисья Назаровна. Я сердилась на эту бабушку, потому, что очень сдружилась с дедом, а она его у меня отняла. Но потом смирилась с положением дел. Она ведь приглашала нас с мамой к себе в гости. Значит она не такая уж и плохая?

Я встаю с койки и вижу, что мама ещё спит. Заболела, что-ли и не пошла на работу? Я тихонько на цыпочках подхожу к изголовью и вижу, что это совсем и не мама, а какая-то другая тётя. Я рассматриваю её и думаю, что эту тётю я уже где-то видела. Вдруг она открывает глаза. От неожиданности я отскакиваю от кровати. А она смеётся. -"Что, напугала тебя?"- И я вижу, что это моя троюродная сестра из деревни. -"Когда ты приехала?"- спросила я. -"Да вот, рано утром на катере. Ты ещё спала."- Когда Валентина приезжает в город, то всегда останавливается у нас. Ходит по магазинам, покупает всякого товару, потом уезжает обратно.

В этот раз она приехала сдавать документы в педагогическое училище. Она мечтала работать учительницей начальных классов. У себя в деревне она совмещала учёбу с работой пионервожатой в школе. И это ей удавалось. Училась она хорошо, да и характеристику ей дали в школе отличную. -"Прямо хоть в рамочку вставляй и на стену вывешивай"- сказала моя мама, прочитав её. -"С такой характеристикой тебя должны принять в первую очередь"-рассуждала мама. -"Вот бы ещё экзамены сдать на хорошо"-мечтательно произнесла Валентина. Сдавать документы они пошли вместе с мамой. Валентина почему-то робела перед комиссией и мама решила сопровождать её. Накануне мама закрутила Валентине букли. На лбу и на кончиках волос. Утром они собирались ну прямо, как на демонстрацию. Валентина достала из вещевого мешка новое красивущее платье, погладила его. На ногах белые носочки с голубой каёмочкой. Синее платье в белый горошек и с белым кружевным воротником, очень было ей к лицу. Мама уложила ей локоны на косой пробор и в косы вплели голубые атласные ленты. Концы волос закрутились локонами. Валентина была красавицей. -"И в кого ты у нас такая смугленькая, да ещё с чёрными волосами? И в родне-то у нас чёрных-то никого нет!"- удивлялась мама. -"Не в мать, ни в отца, а в проезжего молодца!"- смеясь говорит Валентина. -"Ну скажешь тоже"- возмущается мама. -"Так отец говорит. А вообще-то в папиной родне, когда-то были цыгане. Вот мне и досталось по наследству.

Наконец они собрались, выходят из дома. Я иду провожать их до ворот. На лавочке сидит соседский паренёк, ровесник Валентины, Колька. Он с интересом рассматривает её, когда та, гордо подняв голову проходит мимо него. Я возвращаюсь от ворот и сажусь рядом с Колькой на лавочку. -"Кто такая? Родственница, что-ли?"- Я киваю головой. -"Ничего деваха, симпотная. Познакомишь?" -"Больно ты ей нужен!"- отвечаю я. Он оскорблён моим замечанием. -"Да и мне она не очень нужна. Так только спросил, для проформы. Деревенская небось?" -"На учительницу будет учиться здесь. Вот."- выдала я. Колька присвистнул. -"Мне такие учёные ни к чему. Нам бы, что попроще"-  отвечает он.

Мама была рада приезду Валентины. Она хотела отправить меня на каникулы в деревню к дедушке, а тут такая оказия! -"Валентина отвезёт тебя, а обратно вернёшься с тётей Агашей. Её девчонки тоже едут в деревню, только чуть по позже и будут гостить у тёти Поли. Потом она поедет за ними и тебя привезёт заодно."- Говорит мне мама. Тётя Поля и тётя Агаша родные сёстры моего отца. Тётя Поля жила в той же деревне, что и дедушка, только на другом конце деревни, на крайней улице.

Я впервые уезжаю из дома так далеко. Мне тревожно и волнение не покидает меня весь день. Валентина сдала документы и ей сказали, что в августе будут экзамены. Целый день она моталась по магазинам, покупая по списку какие-то продукты, обувку и одежду для младших братьев и сестёр. А вечером нам нужно было уезжать. Мама тоже купила гостинцев дедушке с бабушкой. Положила мою одежонку   на сменку. И получилась большая сумка. -"Ну-ка подними? Осилишь?" -"Да ничего, осилю"- сказала я. -"Смотри, а то может, что убрать? Не донесёшь ведь? Идти от катера там прилично. Валентина тебе не помощница. У самой груза много."- И правда у Валентины был вещмешок и большая котомка.
                - 2 -

До деревни нужно было ехать на катере, либо на проходящем автобусе, который ходил два раза в неделю, но на него  не возможно было купить билет. А катера ходили ежедневно, но народу было тоже много. На пристань мы пришли пораньше. Я караулила вещи, а Валентина пошла за билетами. Я видела какая давка была у касс. Наконец через час она пришла, помятая, но довольная и с билетами. На посадку тоже была давка. В салоне нам не хватило места и мы устроились на палубе. Многим и на палубе не было мест и они ехали стоя у борта катера. Было восемь часов вечера, когда наш катер отошёл от пристани. Я во все глаза глядела по сторонам. Красивая природа, деревеньки мелькали то тут, то там, рыбаки рыбачили на лодках. Всё занимало меня. Иногда катер делал остановки, причаливая носом прямо к берегу. Тогда раздавался противный вой сирены и матрос с рупором ходил по катеру и кричал пассажирам, объявляя остановку и какие деревни находятся в округе. Пассажиры этих деревень сходили на берег, а катер отчаливал, извещая об этом воем сирены. С катера  спускали сходни и по ним пассажиры сходили на берег. Катер на волне не стоял на месте, а туда-сюда двигался и сходни тоже двигались и один пассажир не удержал равновесие и плюхнулся в воду.
   
         Иногда на встречу шли баржи, либо красавцы двухпалубные пароходы с отдыхающими. С них раздавались красивая музыка, там шло веселье. Тогда наш катерок сигналил. Так они приветствовали друг друга и определялись с какой стороны объезжать друг друга.Солнце стало заходить за горизонт, когда Валентина сказала, что нам нужно спускаться  вниз, в салон. -"Зачем? Ведь там нет места.  Что мы стоять будем  что ли?"-  Но она была  непреклонна. Места там действительно не было, многие уже  спустились с палубы и разместились прямо на полу. Мы тоже нашли себе уголок у входа, у лестницы. Валентина сняла вещмешок, поставила свою холщовую котомку и мою сумку на пол и села возле них с одной стороны, а  мне велела садиться с другой. Мне не хотелось садиться прямо на пол. Но я обещала матери слушаться сестру. Но в душе я сердилась на неё. Сидели бы сейчас на палубе, любовались закатом солнца. Так нет, теперь сидим на полу, да ещё в духоте. Но потом я оценила действия Валентины.

Солнце село и по реке пополз туман. Дул встречный ветерок и на палубе было видимо очень холодно. Салон был полн, даже встать не где было. Люди стояли на лестнице и у дверей. Иногда ветерок доходил и до нас.  И я  начала подмерзать. Валентина достала мне и себе тёплые кофты и повязала на голову платки. И всё равно мне было холодно. В не прикрытую дверь дул сквознячок и я ёжилась от холода. Она положила руки на вещмешок, опустила голову и закрыла глаза. И мне тоже сказала, чтобы я положила голову на сумку и не много соснула. Я так и сделала, но сон не шёл ко мне, а так дремота какая-то. И как только я забывалась, как раздавался противный вой сирены и матрос в рупор называл остановку, перечислял близлежащие деревни, стоя на лестнице ведущей в салон. Валентина лежала тихо и мне показалось, что она уснула. И я с тревогой думала: -"А вдруг мы не услышим и проедим свою остановку? И, что тогда?"- Я стала неотрывно смотреть на неё гипнотизируя, чтобы она проснулась. Наконец, она видимо заметила мой неотрывный взгляд и открыв глаза спросила. -"Ты чего не спишь?"- Я сказала ей о своих опасениях. Она улыбнулась. -"По этому ты не спишь? Не бойся, не проедем."- Она посмотрела на круглый циферблат часов, которые висели на стенке салона и сказала. -"Вот видишь, только час ночи. Нам ещё ехать, да ехать. Обычно мы приезжаем часам к четырём утра. А сегодня такой туманище! Хоть по течению катер плывёт, а медленно. Видимо капитан боится сесть на мель, либо не дай бог столкнуться со встречным судном. Так, что облокатись и спи спокойно."- Я успокоилась и видимо уснула.

Проснулась я от Валиного голоса. -"Вставай соня, сейчас наша остановка будет."- Я встала и оглянулась. Народу стало значительно меньше, даже проход был свободен. -"Надо же сколько народа повыходило, пока я спала"- подумала я. Мы вышли на палубу, подхватив свои пожитки. Раздался противный вой сирены, катер развернулся и осветил лучом прожектора берег. На реке был густой туман, как будто разлили белое молоко. Катер уткнулся в берег. Матрос, молодой парень, поставил сходни и подмигнув Валентине сказал. -"А ну пошла, красавица."- Она подхватив и мою сумку, как козочка сбежала по сходням, не смотря на то , что они юлили из стороны в сторону. Теперь моя очередь. Поставив поклажу на песок, она развела руки в разные стороны и крикнула мне: -"Спускайся, а я тебя тут поймаю." Но я испугалась и дрожала, и от холода, и от испуга и ни как не хотела идти. Я вспомнила, как вчера вечером один пассажир упал в воду и боялась. -"Ну чего ты? Айда. Я же тебя ловлю"- уже сердилась на меня Валентина. Видя заминку, капитан сказал: -"Ну, кто там трусливый такой? В чём задержка?-  Ему видимо сказали, что это ребёнок и он прокричал в рупор. -"Что там мужиков нету что-ли?"- В этот момент меня подхватили крепкие мужские руки, бегом пробежали со мной по сходням и поставили на берег. Я даже не успел понять, как это случилось. Следом за нами сошли муж с женой. Раздался вой сирены и катер отчалил от берега и через минуту его не стало видно, только слышался шум мотора,  луч прожектора виднелся по реке. Муж с женой направились в противоположную от нас сторону и через минуту они исчезли в тумане. И их тоже не стало видно. -"А куда они пошли?"- спросила я. -"В Николаевку наверное. Она в той стороне."- ответила Валя. По тропинке мы взобрались на крутой берег.

Валя медленно шла вдоль берега, отыскивая тропинку по которой мы должны были идти. Наконец она отыскала её и мы  пошли по полю, засаженное рожью. Что там посажена рожь, я узнала позже из разговоров. Всё было в росе и подол наших платьев быстро намок. Шли быстро в верх по уклону и  я не успевала за Валентиной. Сумка мне сейчас казалась такой тяжёлой. Я останавливалась и отдыхала. Потом шла, догоняла Валю, которая поджидала меня на тропинке. Наконец мы прошли поле и оказались у деревни. Крайние дома стояли через дорогу, которая шла вдоль ржи. -"Вот видишь, как мы сократили путь по этой тропинке? Напрямки шли, через рожь. А то бы в обход в два раза дольше идти. Намаялась я правда с тобой. Уж больно тихо ходишь. Не ходок! Я одна-то далеко бы ушла, а из-за тебя мне пришлось лишний крюк сделать"- выговаривала мне Валентина. Мы подошли к крайнему дому. -"Ну вот здесь теперь и живёт твой дед. Иди стучи в дверь. Рано ещё, спят наверное."- И она развернувшись пошла прочь. Этого я никак не ожидала и растерялась. Я думала  она зайдёт со мной в дом, скажет, что привезла вам внучку. А теперь  нужно самой идти и знакомиться с новой бабушкой. Я растерянно села у ворот на лавочку и не знала, как мне дальше поступить? Валентина обернулась. Увидев меня сидящую на лавочке вернулась, поставила свою котомку и решительно взяв меня за руку,  открыла ворота. Зайдя на крыльцо, она так же решительно  стала стучать в дверь, затем подошла к окну и постучала в него. Потом подхватив свою котомку, она пошла прочь сказав мне -"Жди. Сейчас тебе откроют дверь."-

                - 3 -
       За дверью послышался   шорох, затем сонный голос спросил     -"Кто там?"-     -"Я"- ответила я детским тонким голоском. -"Кто это я?"- переспросил старушечий голос.  -"Я, внучка Егора Захаровича, из города к вам приехала, в гости."- произнесла я с волнением в голосе.   Послышался стук открываемой щеколды и дверь отворилась. На пороге стояла старая женщина с всклоченными волосами, в длинной серой рубахе поверх которой была наскоро одета юбка, которую она застёгивала на пуговку. Она посмотрела куда-то мимо меня и сказала -" Ну заходи, внучка, коли приехала в гости. Батюшки! Ты одна что ли?"- удивилась она. Узнав, что сестра оставила меня, а сама ушла, она возмутилась -" Бросила, как кутёнка. А если бы нас не было дома? Тогда как? Снимай обувку у порога."- Я босыми ногами протопала по полу, оставив на нём мокрые следы и села на лавку. -"Батюшки! Да ты мокрущая вся! Сменка то есть?"-  Я утвердительно киваю головой и показываю на сумку.  -"Там  и гостинцы которые мама вам прислала."-  Она переодевает меня в сухое. Открывает на сундуке большой замок и достаёт свои шерстяные носки. -"Одень, на ноги - то, быстро согреются. Не дай Бог тебе заболеть у нас! Я сейчас согрею воды и заварю травку. Попьёшь и хворь не пристанет!"- Я не вижу дедушку и спрашиваю её о нём.  -"Да в карауле он, по ночам колхозное добро стережёт. Часам к десяти дома будет. Вот ему, старому, радость-то будет! Он тебя часто вспоминает. Пока я разожгу таганок, ты лезь на печь, там тепло и быстро согреешся. А как ты меня звать то будешь?"- спрашивает она меня. -"Бабушкой! Мама велела тебя бабушкой называть."- простодушно отвечаю я. Ей понравился мой ответ и гостинцы, особенно чай. Она одевает кофту, подвязывает под горлышко платок и хлопочет на кухне. Ставит на печь таганок с чугунком воды, разжигает под ним дрова. Я лезу на русскую печь. Всё мне вновь.  На печи постелен тулуп, подушка и лоскутное одеяло. Я одеваюсь одеялом, мне тепло. Я пригрелась и мигом засыпаю. Все волнения позади, мне тепло и уютно.
Меня будит бабушка. -"Вставай. Сейчас завтракать будем. Дедушка пришёл с дежурства и тоже тебя ждёт."- Я слезаю с печи и бегу к деду. Мы не виделись целую вечность! Я обнимаю его за шею и целую в мягкую седую  бороду. Он немного смутился перед бабкой от такой ласки. -"Иди лицо ополосни под рукомойником. А то помятая со сна-то"- говорит мне бабушка. То, что она командир в доме, я поняла сразу. Да и мама наказывала мне, не перечить ей. Я сажусь около деда. На столе пыхтит пузатый медный самовар. Начищен он до блеска и я вижу в нём своё отражение. На столе стоит сковорода с яичницей. Бабушка даёт мне ложку и говорит: -"Ешь селянку. Она вкусная."- Подаёт ломоть чёрного хлеба, намазанного маслом. Масло круглое, жёлтое и такое аппетитное стоит на столе в маслёнке. Такого в городе я не видела. Да и хлеб на удивление вкусный. На столе стоят конфеты, привезённые мной в качестве гостинцев. Дедушка интересуется всем. Хватило ли дров нам с мамой на зиму, которые он заготавливал нам по осени. Интересуется моей учёбой. Спрашивает про Захара с которым рыбачил  на озёрах. Я подробно отвечаю на его вопросы. Затем он лезет на печку поспать после дежурства. А мы с бабушкой хлопочем по хозяйству. Она тоже обо всём меня расспрашивает, про маму, про тётю которая живёт в Челябинске, про дядю из Хабаровска, про город, всё ей интересно. Мы идём на подворье выпускаем из загона свинью, коз и курей. Идём за травой для коз и свиньи.

Я разглядывала место, где мне теперь жить. Улица, на которой живут мои старики, центральная, по ней ездят машины, трактора, даже городской автобус, на который не достать билеты. Я думала, что это конец деревни, а оказалось, что у них дом №1 - начало деревни. За дорогой идут горы, вернее большие холмы, поросшие травой. А за деревней ровное место, видно вдали лес, как сказала бабушка, там затопляемые заливные луга, озёра и болота, в них много рыбы. Иногда дед с рыбаками выезжают туда на рыбалку. А вот через недельку пойдут ягоды и мы с тобой пойдём за ними. Вот тогда полакомишься, потом пойдут орехи и их нарвём. Да и травки всякой насобирать надо, душицу, зверобой и лечебной травки нарвём. А вот за этой горой течёт из горы родник. Вода там целебная, вкусная. Как-нибудь сходим и туда за водичкой. Мне всё интересно. А сейчас мы гоним коз на гору, чтобы они паслись. Пасутся они самостоятельно, а вечером приходят сами домой. А вот овец бабушка отдаёт в стадо. И их пасёт пастух. Утром их выгоняют, а вечером пригоняют домой. Они умные и сами знают свой дом. А бабушка встречает их хлебушком с солькой. Мы рвём полные мешки лебеды и красной травы. Потом бабушка, мелко рубит её топором, запаривает в большом чугунке, смешивает с варёной толчёной картошкой и кормит этим свинью и курей.

        Так начались для меня мои первые деревенские каникулы. Всё, что делает бабушка делаю и я. Она учит меня, если мне что-то не даётся, либо рассказывает мне что-нибудь интересное. И ей нравится, что у неё появилась внучка. Своих детей у неё никогда не было и она  окружила меня заботой и вниманием. Вечером, подоив козу, она наливает стакан тёплого процеженного молока и говорит: -"Пей. Козье молоко самое полезное. Будешь румяной и красивой, а главное здоровой." Но я не могу его пить. Оно мне не нравится и я не могу пересилить себя. Она сердится на меня за это. Но вскоре она нашла выход из этой ситуации. Мимо ворот идёт женщина. Они здороваются и она говорит: -"Никак внучка объявилась у тебя Назаровна на старости лет?" -"Да"- не без гордости говорит бабушка. -"Баская девчонка, баская и какая у неё хорошая коса."- Бабушка кивает головой соглашаясь с ней. Та уже отошла от ворот, как бабушка снова окликнула её. "Постой, Татьяна, я вот с тобой о чём хочу поговорить."- Она выходит за ворота и они, что-то говорят между собой и посмеиваясь смотрят в мою сторону. Затем бабушка громко говорит: -"Ну так ладно, я по утрянке к тебе заходить буду."- Та кивает головой и опять хитро смотрит на меня. -"Шабра наша. Огороды то у нас через межу, а дом то стоит на той улице. Вот договорилась с ней. У неё корова есть. Буду по утрам обменивать крынку козьего молока на коровье. А у неё старенькая мать, очень уважает козье молоко. И ей хорошо и тебе."- Теперь по утрам бабушка шла через огороды к соседке и совершала обмен молока. И я пила его за милую душу. Только став взрослой, я узнала, что никакого обмена не было. Каждое утро бабушка с крынкой молока уходила в сад. Там постоит в вишняке и идёт домой. Так я всё лето пила козье молоко. Про этот случай бабушка потом рассказывала всей родне и они подсмеивались надо мной.

Мне становится скучно, нет сверстников с которыми можно было бы побегать. И бабушка знакомит меня с двумя сестрёнками с соседней улицы. Они немножко постарше меня. Но дружба у нас не задалась. Как к ним не придёшь, у них вечно одна работа на уме. Как я потом, встав взрослой, поняла, что они были главными помощниками у своей матери. Мать работала дояркой, приходила поздно и уходила рано. И весь дом держали они. И скотину, и кухню, и огород. Мне городской девчонке было не понять этого. А они вечно посмеивались надо мной. Им были не понятны мои суждения. Потом я перестала к ним ходить.