По следам Мёртвых душ

Нина Богдан
 
                Нувелла.
               

      И свет так  редко проникал в маленькие окна  низкого домика, что они привыкли жить в сумерках.
Очень бы удивился великий писатель Николай Васильевич  Гоголь, осмотрев жилище  моих героев. Очень сокрушался бы  создатель  Плюшкина,  увидав, что и в  двадцать первом  веке  жив и здоров его Заплатанный.
Но неужели напрасны  были призывы великого Мастера Слова о спасении погибающих душ?  Неужели напрасны были его слёзы о людях, забывших  в себе Образ Творца?  Неужели напрасны?..... Напрасны...
И вот вам мои герои: В маленьком низком доме, в сумерках, как  и было сказано выше, проживали два...существа. Люди не люди, растения не растения. Животные не животные. В общем...грибы. В посёлке их так и прозвали: грибки.
Грибок, как известно неопределённого вида, и как известно грибок это плесень.
Сколько жили на свете эти двое - никто не помнил.Та, что когда-то звалась женщиной, стала сухонькой пигалицей, с вороватым взглядом быстрых глаз. Хозяйство своё забросила она давно, и пыль на  мебели лежала плотным  сукном серого цвета.
       На почти съеденном молью ковре, на потолке, на стенах, всюду - чёрной паранджой гнездились многочисленные мухи. Сдохшие насекомые падали на пол, и образовывали маленькие пирамидки по углам, куда изредка заталкивали их старики, тяжёлым движением шаркающих старых ног в дырявых тапочках. 
       Три времени года: весной, осенью и зимой, старуха ходила в изношенной болоньевой куртке семидесятых годов прошлого столетия. Летом же на ней  можно было  заметить одно и тоже платье, вернее некое отрепье из одежды середины двадцатого века. На голове носила она косо повязанный платок. Глаза из под платка  глядели зло и завистливо. Впрочем взгляд этот никто не мог поймать, так как старуха всегда ходила с опущенной головой.
       Старик не одевался вовсе. Со двора он никуда не выходил, потому  решил, что одеваться и не следует. С утра, а просыпался он часов в двенадцать дня, прямо на давно не стиранное исподнее, повязывал бедолага какие-то платки сверху и снизу, и в таком виде передвигался по дому.

        Ходили слухи, что красив он был в молодости, как  киногерой, и что старуха,  положила жизнь свою,  «отбивая» красавца у подруг.Ходили слухи будто  пил он от неудавшейся своей жизни со злой старухой, не просыхая. И что  издевался над  нелюбимыми  детьми, но жена прощала ему всё. Дети ей были безразличны.  Главное: о н  рядом.  Главное:  угодить ему: высокому брунету с огромным плотоядным подбородком. Но  это  слухи. Да такой давности, что и вспоминать об этом  не стоит. 
        Сейчас мой герой старик с неопределённой внешностью, с тяжёлым взглядом бесцветных глаз и беззубым шамкающим ртом. Старость свою коротает он под  одеялами, тулупами и всяким тряпьём, в котором давно уже вместе с ним  уютно устроились целые колонии вшей и тараканов.
        Летом он ещё как-то прохаживался по огороду и  комнатам, а в холодные дни и вовсе не вставал. Дом отапливался газом, а газ стоил денег. И в зиму, и холодные дни, старики его не подключали. Если только немного - попить чаю и сделать себе супчик. По той же причине «экономии», чтобы не тратить газ на подогрев воды,  мыться они перестали совсем. Может быть только летом, когда старуха ставила огромный таз на солнце, и вода нагревалась  от горячего воздуха, грибки ополаскивали себя тёплой водицей.
        Однако, надо заметить вам одну странность. Жалея деньги на газ и отопление, старики не жалели  их на чревоугодие. Колбаса и сладкие булки сделались для них радостью и единственным счастьем в их сизой жизни.   
        Человеческий  организм устроен так глупо, что ему постоянно требуется пища. Не знаю сколько может голодать человек, не помню. Однако, через  сутки, уже  что-то бурчит в животе, что-то кряхтит, и требует  хлеба, мяса, и много разных  других продуктов. Но  этими излишествами страдает молодость и зрелость.
А к старости, к нормальной старости, человек всё-таки  должен  помнить, что надо бы меньше поддаваться этой привычке напихивать в себя побольше жирного и сладкого! И что надо бы идти в Храм. А в Храме  есть книги, в которых написано, что нужно поститься и готовиться к жизни вечной, и поменьше пищи животной потреблять, а переходить на хлеб и воду. Потому что старому организму много ли надо? И правильно это!
        Но мои герои не ходили в Храм. И по-прежнему питались животной пищей.  Да и более того: старик, как и в молодости любил водку.    
      - Но на пенсию немного купишь водки, да ещё и колбасу со сладкими булками, –  скажет мне мой читатель.
        И будет совершенно прав! Разве на  пенсию можно прожить в нашем  добром государстве? Ведь тем, кто ведает размером этой пенсии, тоже надо  кормить своих матушек и деток, а жёнушкам ежедневно покупать  «французское мыло сообщающее  необыкновенную белизну коже и свежесть щекам».*
        Значит старикам  помогают дети и внуки?  Нет. Перестали к ним ездить и дети и внуки. Оттого, что принимались  холодно и безразлично, оттого, что на вопрос: «Почему у вас такая грязь, папа и мама, бабушка и дедушка?» - всегда был один и тот же ответ:« Поезжай к себе и наводи там порядок! А нас не трогай!»
        Сыну своему, пожилому седовласому мужчине, лет пятидесяти, старуха, вдруг, начинала говорить какие-то мерзости о сестре его, дочери своей, прибавляя в конце: « Что бы она сдохла!»
        Дочери же своей говорила то же самое о её брате, своём сыне, прибавляя в конце всё ту же фразу. И дети перестали ездить к матери, пересылая ей деньги по почте. Однако, всё, что получали  грибы от своих детей, пряталось на «чёрный день». Под подушку.  И умирало там навечно.
        И если мы имели возможность заглянуть под ту самую подушку, то увидели  бы по складированным под ней деньзнакам, все реформы нашего доброго и честного государства за последние двадцать лет.
        Значит остаётся  пенсия? Но, как мы уже решили  с вами, уважаемый читатель, на пенсию  никак не проживёшь. Тогда что же? Секунду прошу подождать. Был у них ещё кой-какой огородик. И, иногда весной, старуха что-то бросала  в землю. Какие-то старые семена, невесть как завалившиеся под скатертью. Или  гнилую картошку, найденную в погребе. И семена эти,на удивление, всходили, и старики  питались несколько месяцев  зеленью и овощами
        А ещё пищу  приносили односельчане. И, закрыв нос от запаха, исходящего из сумеречного дома, по причине жуткой неопрятности хозяев, убегали, не взирая на крики старухи:
      - Посуду забери!
        Но и посуда не нужна была, принесшим в ней еду. Побыстрее удалялись они, чтобы не чувствовать гнилостного запаха старости. Тарелки и чашки создавали многоэтажные небоскрёбы для мух, потирающих от удовольствия передними лапками.
        Однако всё приносимое не утолило бы голода двух чревоугодлевых  грибков.
Так вот, основным средством к существованию было попрошайничество. Занимались этим старуха. Как и герой Гоголя, Плюшкин, старики потеряли душу, но не потеряли хитрости и смекалки. И приходила  старуха в то время, когда народ собирался в магазине после работы.
        Она вставала  у прилавка, и начинала хныкать и гнусавить. Говорила она  всегда одно и то же: мол дети, мерзавцы, бросили её, и лучше бы они сдохли. И  внуки, гадкое отродье её детей, тоже забыли свою добрую бабушку. И что старик будет её бить, если она не принесёт ему водки.
        Продавцу легче было дать ей бутылку водки и батон докторской или любительской колбасы со сладкими булками в придачу, чем выслушивать это враньё. К тому же, на прилавок, от старухи всегда что-нибудь сбегало по рукавам платья: то таракан, то блоха, то ещё какое-нибудь невиданное насекомое.
        И чтоб скорее избавиться от зловонья и букашек, продавщица поспешала отделаться от попрошайки. Жители посёлка привыкли к этому, и отдавали продавцу часть денег. Сколько кто мог. Не могла же она одна содержать двух стариков. Иногда старуху прогоняли. Но это было редко.
        Русский народ отличается от всех других народов своим  щемящим  милосердием. И никто этого милосердия у него не отнимет. Плохо это или хорошо
один  Бог ведает.
        Вторым местом «кормёшки» был железнодорожный вокзал. И в хорошую погоду, пигалица,  останавливалась у отходящего поезда, и говорила давно заученную речь о том, что дети и внуки бросили её. И она нищенствует.
        Пассажиры, обрадованные дальней дорогой и приятностью свободы предстоящего пути, отдавали ей целые свёртки с едой.
        Так что мои герои жили почти безбедно, питаясь иногда не только колбасой, но и отварными курами, сваренными вкрутую яйцами, и пирожками с капустой. Набив свои утробы  жирной  и сладкой пищей, они начинали бранными словами осуждать своих детей, внуков, знакомых, соседей, передачи, жизнь, судьбу и всё, всё на Свете, что попадалось на злую их память, применяя при разговоре самые изощрённые матерные слова и выражения. Потом засыпали. Следующий их день повторялся в точности же.
        Зачем родились эти люди, зачем  жили? И сами не помнили...Всё хорошее  стёрлось в их  сумеречной  памяти навсегда.
        Автор мог бы обрадовать читателя, сказав, что эта история выдумана.
Увы. Не обрадую я уважаемого читателя. А лишь напомню  слова великого Гоголя:
       «И до такой ничтожности, мелочности, гадости, мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду. Всё может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Малодушно легкомысленен человек!Придёт пора, и в минуты горького отрезвления возопит он в тоске: « ГОСПОДИ! Что же я сделал с жизнью, с душою своей? Загубил в себе образ!Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте  с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не п о д ы м е т е     потом. Грозна, страшна, грядущая впереди старость, и ничего не отдаёт назад и обратно.Могила милосерднее её. На могиле напишется: здесь погребён человек.
Но ничего не прочитаешь в хладных  бесчувственных чертах бесчеловечной старости.»*

        Великий Гоголь! Как точны его слова.Я же позволю добавить от себя:
помни, Человек - ты создан по образу и подобию СОЗДАТЕЛЯ, и не имеешь никакого права бросать в грязь Подарок Творца. И помнить ты обязан, что являешься
высоким гражданином Высокого Небесного Гражданства!
        Должен помнить. Мои же герои  забыли об этом. Оставим их, распрощаемся с ними навеки.И пойдём далее по следам «Мёртвых душ».

       «Сатирой ничего не возьмёшь; простой картиной действительности, оглянутой глазом современного светского человека никого не разбудишь. Богатырски задремал нынешний век»* писал Николай Васильевич  с болью за свою Отчизну, и вопрошал: «Что  я должен сделать для тебя, Русь?»
        И в снах и неустанных молитвах, услышал он ответ Чудной Власти:
«Не бойся! Трудно дело твоей жизни, велика же будет награда. Пришло время спасать людей. Исполнись терпения и поведай правду о жизни. Иди туда, где должно родиться  одному из младенцев народа твоего. И да будет жизнеописание его в поучение и спасение людям. Брось человеку с берега доску и закричи во весь голос, чтобы спасал он свою бедную душу! Ибо он далеко от берега. И уже несёт и несёт его ежедневное сонное опьянение  текущей жизнью, с её обманами, поклонением копейке. И нечувствительно облекается он плотью, и стал уже весь-плоть! И  уже почти нет в нём души! Без живой души  человеческой погибнет Земля.
Пусть в Мире будут  ж и в ы е, а не мёртвые души!»*
   
       И Мастер дерзнул. И написал Поэму о судьбе человека, поклоняющегося копейке, и забывшего о душе своей. Написал « в поучение и спасение людям». Воззвав к дремлющему человеку!Прошло  сто семьдесят лет со дня выхода в мир величайшего произведения русской литературы. И что же? 
       Быть может призывы Гоголя о Спасении души, слёзы его и боль за Отечество были не напрасны?
       И быть может в двадцать первом веке, человек всё-таки задумался о нравственности, а не о копейке?
       Быть может кого-нибудь  о т р е з в и л а  великая поэма «Мёртвые души»?
И градоначальники больше не секут невинных вдов и не крадут? И дураков стало меньше, а дороги лучше? Давайте заглянем с вами в тот же город NN, отстоящий от столицы где-нибудь в двести вёрст. И начнём, как и герой  чудной поэмы, с объявлений и реклам. Благоволите!

       Вот свежий номер газеты. Читаем: «Молодая красивая девушка предлагает свои услуги. Рассмотрю любые предложения с эскортом».
       У Гоголя: «Продаётся дворовая девка 19 лет, упражняющаяся в  прачечном деле. Годная и для других работ.» Да-с. "Годная для других работ" - неизменно...
И теперь девку не продают. Она сама себя продаёт.
       Читаем далее: « Требуются мойщики машин европейской внешности.»
Почему? Может быть люди с европейской внешностью чище моют машины? Или цвет  кожи отражается на цвете железных коробок? В «Мёртвых душах» тоже требовались мойщики экипажей, однако там было указано только одно условие: желательно трезвый. Вот маленькое различие. Сто семьдесят лет назад цвет кожи не играл особенного значения для  мойщиков, теперь же…   
        Читаем далее: «За один день методом эмоциональной терапии освобожу от алкоголизма навсегда. Можно и без пациента, с фотографией. Телефон, эл.адрес. Спросить Таню» Что ж! Пожелаем удачи местным алкоголикам.
        А вот ещё: «Требуется преподаватель-мужчина, для изучения немецкого языка. Ученица бальзаковского возраста. Дамам-преподавателям: просьба не звонить»
        Далее помните, у Николая Васильевич: «Продам душу» - прочёл Павел Иванович Чичиков на заборе. На остановке такси читаю теперь: « Продаю всё!»  Объявление написано на тетрадном листочке, в конце же проставлено три восклицательных знака. Верно очень эмоциональный человек написал.Что ж, не буду более утруждать читателя глупыми объявлениями, так  как картина ясна. За сто семьдесят лет темы объявлений сохранились почти в точности.
   
        Обратимся к рекламе! Приехавший в город N, «господин средней руки» Чичиков, прочёл не без удовольствия, следующие рекламы: « Отель "Лондон!"»,
«Питейный дом», «Харчевня» а под названием нарисовано было огромное свиное рыло, с воткнутыми в него огромными же вилками... Страшновато.
        Ещё: « И вот заведение!», «Иностранец Василий Фёдоров», «Бани! Попарим, поправим и молодцом поставим!», «Питейная лавка!», «Воздушные шары», « Пускаем кровь. Пиявки», «Вечером, в саду  иллюминация!», и заключил Павел Иванович, что это хороший город. Не хуже чем другие!"
        Возможно такой же вывод сделаем и мы?
Реклама в городе N стала значительно гуще. Почти на каждом доме восседают плакаты, плакатики, огромные щиты и щиточки с указанием услуг и удовольствий, которые сию же минуту будут исполнены для граждан, если только войти туда.
        Прочтём же, что именно написано теперь на этих плакатах:
Итак: "Итальянская Пицца!», « Якиттория суши», « Бонусы-бонусы,бонусы» ( внизу доморощенным художником нарисовано всё то же свиное рыло, но без вилок), кафе  «Вась-Вась»; « Доставлю воздушные шары!»,( без шаров видимо никак не обойтись!) «К вашим услугам: мастер фейерверков!», «Дриньк- хауз», « Дриньк-кофе», «Книгас- Вегас»( это что-то совсем новое!). Явно правнук иностранца Василия Фёдорова,"нью иностранец" Иван Фёдоров, дошёл до такого интересного словосочетания!
        Гуляем далее: Кафе «Траттория!», ресторан «Грёзы Востока»(На рекламе ресторана «Грёзы Востока» изображён улыбающийся якут, с трубкой в руке, и сидящий на корточках), «Мини-супер-маркет», «Роллы - наш рулевой!», «Суши!»,
« Анти-суши!» ( Под этим названием тем же доморощенным художником нарисован суровый самурай, со сложенными на груди руками).
        А вот заведение:«Пиццерия Соsа Nostra!» Итальянское гостеприимство у нас!На рекламе изображены  два пистолета стреляющие в разные стороны. В центре ковбой в шляпе, в руках  браунинг. Завораживающее гостеприимство! Понял ли сам составитель рекламы, что сморозил? Нет, таким гостеприимством мы не воспользуемся.За время прогулки у автора разыгрался аппетит. И надо бы что-нибудь перекусить. Может быть расстегайчик? Или кулебяку с сомовьим плёсом?  Или того же поросёнка с хреном и со сметаною?
        Но нигде, никакого намёка на русскую кухню, кроме лотошниц, в неопрятных фартуках, торгующих холодными блинами с икрой, по цене 18О рублей блинок. Что ж, придётся воспользоваться  «Анти- сушами.» Заодно и узнаем, что же это за суши, но анти! До кафе с таким названием нам придётся вернуться на два квартала вниз, так  как забрели мы далеко.
        Дорога... Ах, эта  дорога маленьких уездных городков! По прежнему она из заплаток и ухабов, с сияющими островками зеркальных лужиц, после дождя. Немного пройдёт гладью, порадует колесо и ноги, а потом опять канавки, да рытвинки. За сто семьдесят лет  извоза водители так привыкли к ней, что с грациозностью балерины, легко объезжают все  неровности и ямки.
А вот и  «Анти-Суши!» Пройдём!Неопрятная девица с раскосыми  алтайскими глазами, приносит меню.Робко задаю вопрос, так как от девушки исходит жуткое не настроение обслуживать клиентов:
       - А почему ваше кафе  называется «Анти-суши»? Какие  здесь интересные блюда?
Подняв глаза к потолку, и как бы говоря: « Как вы меня все достали этим вопросом!» Отвечает:
       - Реклама такая. Чтобы  отличиться. В меню тоже самое, что и во всех Якитториях. Что будете есть?
Заказываю роллы.Через двадцать минут она приносит мне «лепнины» из непромытого риса, которые прикрыты  кусочками лососины. Рядом лежит острый корейский(!) салат из моркови, и три помятые маслинки, ещё какие-то дурно-пахнущие  соусы, и палочки, без бумажек.Кусочки из красной рыбы верно уже пролежали на лепнине часов десять, и облачком навис над ними неприятный запах чего-то кислого.
Оглядываюсь: в кафе ещё три посетителя. Пусто и печально. Что сказать? Действительно «Анти-суши». Уж лучше холодный блин с икрой! 
Всё на своих местах в городе NN.
Те же пошлые рекламы, за которыми обман, и поклонение копейке
Та же нажива на глупости людской.
Город как город. Не лучше и не хуже других.
Надо бы заглянуть и в городской сад!  Быть может своей тенистой прохладой, он успокоит голодного путника. 
За  сто семьдесят лет парк города N значительно разросся.
Деревья зелёными  пирамидами  радуют глаз. Разносится тихая музыка. Счастливые люди гуляют по парку. С детьми и внуками, собачками и кошечками. Ах, да!
Ведь сегодня воскресный день. И  довольные горожане отдыхают на витых лавочках, или прогуливаются вдоль тенистых аллеек. Заботливой властью установлены  даже столики, и мангалы для шашлыков, и даже качели для детей!
- Слышали, сегодня будет какая-то супер иллюминация! – Говорит довольный гражданин своему спутнику.
- Да, да, слышал. Посмотрим!...  Какие  деньжищи на народ тратит наш градоначальник! Все эти эстрады и цветы.  Разное… прочее. Ну, молодца! Молодца!  Помните, лет двадцать назад, здесь  нельзя было кружечки пива купить. А теперь: любое!
- Слов нет. Хотя конечно, -подмигнув соседу лукаво, отвечает собеседник,  - он и о себе не забывает! Слышали ведь, что  вкладывает  деньги  куда-то! Не то на запад, не то на Восток.
Приятель удивлённо смотрит на товарища, и отпив несколько глотков из банки, умозаключает:
- Ну не без этого! У него семья большая. Хорошая, дружная. Её же кормить надо, милый!
Главное  о народе  н е   за б ы в а е т! Вот что главное…А для наших детей он сколько сделал? Бассейны, спортивные  залы, лодочная станция!  Натурально  он и его команда всё для народа делает!
- Да…Нам повезло с  градоначальником.
Говорящие стоят под  огромным щитом с рекламой пива, и довольно оглядываются вокруг, попивая солёный напиток.
  На щите была  изображена  красная кружка-великан, из которой водопадом свисала  белая  пена.  В углу же,  маленькими буковками, приписано было следующее: «Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью!»
Но никого не пугала  маленькая эта приписка на рекламе. 
Под щитом рекламы устроен мусоросборник. Он набит доверху. И горожане бросают  отходы от пищи рядом с ящиком для мусора.
Под зелёной свежестью листвы, по всему парку, разбросаны бутылки от пива и водки, кока-колы и кваса, фантики от конфет и жвачек, стаканы от вездесущего коктейля «Макдоналдс», и прочей разной дряни.
Однако  гуляющим это всё равно.
Гражданам это безразлично,  они улыбаются, смеются,  весело о чём-то  говорят.
  И, из невольно услышанных разговоров, автор понял одно: особенную радость у горожан  вызывает забота  властей,  во главе с градоначальником, о чистоте и порядке в городе, о фейерверках, которые давались по вечерам и праздникам  над небом города, о бассейнах, спортивных площадках для детей, о новых  парках, эстрадах и огромных клумбах с цветами, о магазинах "эконом класса", и тому подобное и прочее..
- Конечно, приворовывают в администрации, - говорили граждане.
- Где честных  взять? - Отвечали им другие.- Главное о народе  не забывают! И нищих стало меньше!
- Много меньше,- вторили третьи…
 А вы помните какой был фейерверк на последнем празднике?- Спрашивает пожилая дама у своей подруги. В руках у них поводки, на которых  пританцовывают два маленьких мопса, пытаясь попасть в такт  шагов своих хозяек.
- О! Что Вы, милая, такое не забудешь! Серебристые брызги из красных световых фонариков! Ах, как красиво!
- Именно, именно брызги. А потом, помните, они потихоньку начали таять, таять,  но по прежнему сверкали! Какой фейерверк!
-  Да……. А шары! Сотни ярких шаров были выпущены в небо. И летали над нашим  городом, как разноцветные птицы. Всё-таки молодец наш градоначальник! Как он заботится о своих горожанах!
- Что Вы, что Вы, милая моя! Нам так повезло!  Правда, я слышала, что  у детей его какие-то огромные дома в Германии. А супруга его скупает земли в Австралии.
- Да нет!-  строго перебила подругу первая дама,- Ни детям, а внукам, и не в Германии.
Тут она  припала к ушку приятельницы, и долго о чём-то говорила ей, оглядываясь по-сторонам.   
И мы с вами, читатель, так и не  узнаем: где именно «скупает земли» супруга градоначальника.
Понятно только одно: « все граждане, в едином порыве,  по прежнему  трепещут в избытке благодарности господину градоначальнику!», и так же «струят они потоки слёз в знак признательности властям! *…
Кажется, всё на своих местах в городе  N.: и дураки и дороги. 

А Русь- тройка всё равно мчится куда-то!
По кривым и ухабистым далям необъятного своего простора: от моря и до моря!
Мимо заброшенных деревень, мимо городов-призраков, мимо убогих маленьких посёлков! Мимо! Мимо…
Мимо мчится и тройка господина Чичикова. Только не  Селифан уже сидит в той тройке, а  сильный и наглый, коротко стриженный плут с пистолетом за пазухой ; и везёт он иного Чичикова. Не  мёртвыми душами торгует теперь этот чиновник, а живыми людьми!
И всё та же  «копейка» сияет перед ним, всё тот же образ скупки  и приобретения занимает всю его жизнь. Не услышал он воззвания, не схватился за доску, брошенную с берега,  и по- прежнему обрастает он плотью. И стал уже весь плоть.
Не отрезвила наследников Чичикова поэма «Мёртвые души».И по прежнему "богатырски дремлет век нынешний."

-Но почему же,- спросите Вы,- не наказывает БОГ этих мошенников и плутов? И в конце концов  почему сам Гоголь позволил избегнуть своему герою справедливого наказания?
Но на этот вопрос,  хочу предложить Вам ответ выдающегося  читателя поэмы "Мёртвые души" господина Набокова, автора знаменитой "Лолиты":
 " Перед Гоголем стояла двойная задача: позволить Чичикову избегнуть  справедливой кары при помощи бегства, и в т о же время отвлечь внимание читателя,  от куда более неприятного вывода -  н и к а к а я    к а р а    в пределах человеческого закона не может настигнуть  посланника сатаны, спешащего домой… в ад." *

Быть может поэтому и сжёг Мастер второй том «Мёртвых душ»,  где Чичиков становился честным праведником? Быть может определил для себя  великий сатирик, что на Земле  плуту и мошеннику никогда не стать честным и неподкупным, ибо не Господь  руководит  таким  Чичиковым. 
Но об этом мы никогда не узнаем.   
И не перевернётся уже в своём гробу великий писатель Гоголь, созерцая  непроходимую глупость и пошлость, против которой он так боролся!
Не перевернётся.
Ибо это уже случилось тогда, когда  потревожили его прах.
Да и ни к чему теперь переворачиваться в гробу Великому Мастеру слова!
Дух его уже давно созерцает  высокие и праведные  пространства Света.
И давно уже  в ы м о л и л   он спасение для своих героев. И встретился с ними.
И  Там, в Небесном Гражданстве,  души их просветлели. И теперь вместе со своим  автором не устают они молиться  о русском народе:
Народе простом и загадочном, несчастном и великодушном, милосердном и доверчивом. Народе, в котором проявляются «высшие  свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо.»*
Народе, равных которому нет на Земле.  Ибо  своими страданиями и покаянием в грехах, пролагает он дорогу  Н е б е с н о й   Руси.
И донесётся она, Святая Русь-тройка,  до необъятных просторов Света.
И даст  ответ всему Миру.

Даст Ответ, Вдохновенная  Богом, Русь!


 ****    -  Поэма Н.В.Гоголя " Мёртвые души."
         -  Переписка Н. В. Гоголя.  2 т.


2007 год.