Маяк Хиртсхальс

Альберт Шаров 2
Маяк Хиртсхальс.

                « Море – это засада.»
                Виктор Гюго.

          Осенью 1959 года ,малый рыболовный рефрижератор РР- 1270,по прозвищу  «Колбасник» с грузом 60 тонн солёной сельди в бочках шел с промысла Северной Атлантики в порт Таллинн.Это судно было во истину уникальным,ибо во всех отношениях,в частности и вообще, хуже его, не было ничего на всем флоте и во всей этой, и без того паршивой и такой же серой, конторе ЭСТРЫБПРОМ.Изо всех ,такого плана контор,именно только здесь не было даже гостиницы,в которой рыбак мог бы переночевать,ожидая свое судно с морей.В общем сама контора и руководство предсталяли собой нечто вроде учреждения лагерного типа.

"Колбасник",как рыболовный траулер, не оправдал свой проект и сильно уступал СРТ (средний рыболовный траулер).Да был уже изношен,как старый ботинок,поэтому долго стоял в отстое и был переведен в транспорт.Но транспорт из него тоже был никудышный,ибо проектом в него не были заложены характеристики транспортного судна.На борту написано РР,значит рыб.рефрижератор.Но какой из него рефрижератор,если даже на новом его реф.установка вырабатывала так называемый холод,порядка +5- +7 градусов Цельсия.Т.е.включено или выключено,то результат один и тот же.

Этот бывший паршивый траулер- рефрижератор,маломерка,не был приспособлен возить грузы, и не был переоборудован в нечто другое, и был не то и ни сё. Ржавый,до дикости,обветшалый и нелепый внешний вид вызывал естественное отвращение у всех вообще.

По внешнему впечатлению "колбасник"был сравним только с каким-то обветшалым сортиром,где нибудь на задворках какого-то заброшенного огорода.Было совершенно непонятно,как такое судно выпускали в море и оно шло мимо берегов высококультурных и красивых иностранных государств,своим видом,подрывая престиж и авторитет государства флага.

Это было не судно,а сплошное недоразумение и,естественно,проблемы.Ширков уже тогда начал подозревать,что это судно было самым худшим изо всех судов флота СССР,а может быть и во всей нашей цивилизации.Для этого были все основания.А было оно таким по той простой причине,что там был такой капитан,который и довел его до такого состояния.

На промысел возили в основном продукты,в том числе мороженое мясо,что было вообще нарушением всех технологий,санитарных и других правил.Кроме того было несколько десятков наименований снабжения, часто несовместимых по хранению с продуктами,например,каменный уголь в мешках.

В связи с непригодностью такого судна для хранения и транспортировки продуктов и несоответствие такой деятельности проектной документации ,это было полным нарушением  всех основных правил грузоперевозок на море.Продукты, неизбежно, подвергались порче.А поэтому рыбакам,в разной степени,привозили подпорченные продукты или почти испорченные.

Поскольку в продуктах было некоторое количество колбасы,этого было достаточно,чтобы,в молве народа,судно получило кличку-«колбасник»,как наивысшее презрение такому дерьму,что полностью соответствовало всем обстоятельствам и всей истине.

Вообще рефрижератор- это элитное судно,в светлых тонах окраски, и на это никак не тянул этот «колбасник», страшно ржавый,не мытый и похожий на мусорный контейнер.Да и рефрижератор из него был сомнительный,по проекту он должен был вырабатывать холод от +5 до +7 градусов цельсия,но он очень редко работал и часто ломался.Этого охлаждения было достаточно для соленой сельди в бочках,но совершенно недостаточно для других продуктов.Да и какой это тут холод,курам на смех,если только для шутки,как петух слезает с утки.

В тесных жилых помещениях и трюмах веселились целые стада клопов и крыс,с которыми пыталась бороться команда и медики в порту,но все безуспешно.Когда,наиболее смелая и наглая крыса,прыгала на спящего моряка,сверху,то он,в ужасе, моментально просыпался и судорожно натягивал на себя одеяло,закрываясь с головой,и опасался,что она ,на бегу,откусит ему нос или ухо.А как тогда он будет сидеть на берегу в кафе с откусанным носом и все такое.Ведь там полно красивых да-ммс?
 
Зарплата на таком судне была ниже всякого нормального понимания и на это судно не хотел идти никто,даже под пистолетом или автоматом.А кто пришел,так чтобы только ошиваться здесь,а не то,чтобы работать или вахту стоять.Но это все- цветочки,а в главном там было ещё хуже,чем все это вместе взятое.

Поскольку это  судно транспортное,то его главная задача и работа это- перевозка грузов.Но на этом судне,во главе с капитаном,никто этой работой не занимался и не имел понятия,что это такое.

Капитан сказал и это подхватила вся команда,что за груз отвечает второй.Ну и пусть он как хочет,так и крутится.Продукты,конечно,испарялись и исчезали в различной степени утряски,усушки и всякого вымерзания.Ширков много раз слышал,как говорили ему во след.Даже,если его и в тюрьму посадят,да и ху с ним.

А все остальные ,конечно,не ослы,чтобы тут ещё работать за такую зарплату.А вот утащить колбаску,закусить там или ещё что,дело другое.Время тогда ещё было непростое и продукты стоили дорого.

О том,что вся эта масса продуктов и другого снабжения- это далеко ещё не груз,капитан не понимал совсем и не хотел понимать.Ширков уже тогда начал подозревать,что у капитана вместо головы- жо.

Груз- это сумма однородных масс предметов материальных ценностей,в упаковке,маркировке и пр.распределенный по партиям ,местам и определенный документами.Это все должны делать береговые службы.А здесь масса различных наименований представляла собой компот разнородных предметов,которые и повесили на одного Ширкова.Это все было в открытом хранении и всегда готово к хищению,порче и т.п.Грузы бывают открытого хранения,такие,как песок,щебень,кирпичи ,уголь и пр.Но продукты относятся к грузам закрытого и охраняемого типа.Этот очень важный момент на таком судне обеспечить было невозможно.

На плавбазах для работы с таким грузом выделялся специальный ответственный работник со своими людьми.На колбаснике такой тоже был-рыбмастер Федя Бондарь,но он,видя в этом тюрьму за недостачу, категорически от такой работы отказался.

- "Да за такую зарплату,на таком дерьме,брать на себя такую головную боль?
  Да я лучше лежать буду сутками и больше.
  Повернусь,что б пер- ь и дальше спать.Твою мать".
 
Капитан с ним ничего поделать не мог,поскольку тот- рядовой и ему все до фени.Может бросить все и уйти с судна.Проще все взвалить на штурмана,которому деваться вообще некуда.

Кадровик комплектовал экипаж,выискивая простодушных и новеньких,а то и всяких лихих штрафников.Палубная команда состояла из разного рода отбросов и была самая что ни на есть –хуже некуда.Что нибудь доверить или поручить было невозможно.

Особенно плохо было с питанием,потому что там был,конечно, и самый плохой повар в мире,а другой сюда просто не пойдет ни в каком случае,как и любой нормальный матрос или ещё кто.

Для грузового второго штурмана хуже этого судна вместе с такой же командой не было ничего в том прекрасном мироздании,которое сияло раньше и никак не могло быть плохим.Так бы оно и было,если бы не «колбасник».

Основное сообщество рыбаков отлично знали что это за  судно и нормальный человек туда просто не шел.Практически все знали,что туда идти нельзя.Что угодно,вплоть до увольнения, только не на этот «колбасник»,все что угодно,но только не на «колбасник».

Ну кто захочет плавать на дерьме, где ни зарплаты и ни уважения,а ещё с клопами и крысами.Вот эти твари считали там себя полными хозяевами,потому что матросы приходили и уходили,а они там оставались и были всегда.Их никто не кусал и не мешал спать,а они мешали всем и лазали ,где хотели.

Судно –его просто нельзя так называть,оно было недостойно этого слова,ибо это было самое настоящее дерьмо,а экипаж  палубной команды и того хуже.Это были отбросы кадров,которых на другое судно никто не брал.Одним словом это был «колбасник».

И поскольку это судно ничего не умело делать полезного,оно было и никому не нужно и начальство не знало куда его деть и что с ним делать.Проблема,да и только.

На таком судне,с таким капитаном нормальному честному и порядочному штурману работать было совершенно недопустимо.Но вот сюда,каким- то случаем, занесло молодого  штурмана,почти сразу с мореходки,который и предполагать не мог,что существует вот такое проклятое Судьбой и Богом судно.

Во- первых,Ширкова после окончания торговой мореходки,как и многих его
сокурсников,вместо элитных грузовых судов,принудительно,по приказу, загнали в рыбную промышленность,на средний рыболовный траулер.Это произошло,в то время, по причине перепроизводства морских штурманов в системе пароходства СССР.

Комиссия,которой на все было плевать, тогда разделила выпускников на счастливчиков и полных неудачников,если не сказать больше.Ширков,сиснув зубы, выстоял первый рейс  в три месяца с лишним,на палубе СРТ, со своим весом ,чуть больше 60 кг перед неподъемными бочками в 120 кг.Однако после отгулов ему вручили направление вот сюда.Штурман никогда не видел такого,с лагерным уклоном команду и судно, и по первости мало что понимал.Где он есть,почему и зачем.

Единственно,кого это судно устраивало,так это был капитан,который,как он написал позже,пришел с каких то научных судов и изначально не привык к производственной работе. Кроме того он почти не работал в должностях штурманов,никогда не был грузовым помощником, и поэтому не прошел и не освоил основную сферу главной деятельности на море – грузовое дело или транспортировку грузов морем.Каким-то образом его почти сразу после мореходки поставили старпомом.Ну и затем быстро стал капитаном.Он совершенно не владел ситуацией по грузам и грузовым работам.Все его понятия по этому вопросу решались одним словом,что за груз отвечает второй штурман,а он капитан к этому делу имееет очеь маленькое отношение,или совсем его не имеет.

Сам он по фигуре и внешнему впечатлению был хорошего роста и приличного упитанного телосложения.Так,если по нормальному понятию,то на нем можно было бы пахать пашню или воду возить. Ширков  тогда по молодости этого ещё не понимал и не знал,что это был за тип.А тот вместо организации грузовых работ и выполнения своих обязанностей в этом плане,при случае,пугал Ширкова тюрьмой.

А для капитана  «колбасник» был единственным местом,куда его могли поставить. Это судно и капитан были в одной линии судьбы,они ничего не умели,их некуда было деть и начальству была головная боль,как и куда их пристроить.Проблемное судно и проблемный капитан,ну вроде и нормально.

Для него это была- манна небесная ,каюта капитанская и оклад тоже,а остальное ему было до фени.Единственно,что он хорошо освоил и умел,так это примитивное морское судовождение на дурацком,без приборов судне. Гирокомпаса и радара нет,только магнитный компас и руль,с тяжелым ручным приводом.Но это все-головная боль штурманов,а у него была линия жизни- мягкий диван в каюте,ветер не дует и мухи не летают...Тяжелейшего для любого рыбака Гос.плана на "колбаснике" не было,хочешь плыви,хочешь стой,никому это не интересно.Поэтому он катался на пароходике,как мальчик в луна-парке.

 Судно конструктивно без радара, гирокомпаса, лага и только магнитный компас ,расположенный неудобно на верхнем мостике, куда надо было лазать на зверской качке и вообще по скоб- трапу. Маломощное судно  на встречном шторме имело скорость с отрицательным значением и пятилось назад по курсу и в сторону от него.Лага нет, скорость по оборотам машины (имеет смысл только при хорошей погоде, само значение скорости было также неизвестным, курс по магнитному компасу был изначально не точным, удержание такого рыскливого судна на заданном курсе тоже представляло проблему ,дрейф, снос, течение: ветровое, местное – всё с запредельными ошибками и длительное время в открытом море судно бывало без определения места.

Когда пришли на промысел,то оказалось,что привезенное с таким трудом мороженое мясо,там не нужно.На плюсовой температуре оно разморозилось и уже сразу частично пришло в негодность.Неразбериха и беспонятие,А это все капитан хотел показать,как видимость работы и наколбасил ,дальше некуда.Сам создавал проблемы и все валил на грузового помощника,которому казалось,что у кепа вместо головы- жо,тем более,что так оно и было…Потому что как-то иначе объяснить все это не представляется возможным.
Но вот наконец раздали все же груз,загрузились рыбой и шли в порт.Ширков, после обеда ,что то без 5 минут 12.00  поднялся и зашёл в тесную штурманскую рубку .На откидном стульчике, занимая и загораживая проход, спокойно и безмятежно сидел третий штурман Петрович Ч. ,постарше возрастом ,из рыбацких матросов и Пярнусскими курсами штурманов.Он писал судовой журнал.

На карте было поставлено место судна по счислению где то в середине моря и очень далеко от берега. Ширкову ещё идти целую вахту и не дойти до ближайшего мыса или маяка. На контакт с берегом будет выходить старпом ,когда придет на следующую вахту.

В штурманской рубке и на мостике была умиротворяющая тишина и полное спокойствие.Судно шло в сплошном тумане.

Ширков пролез через штурмана в рулевую рубку  и едва устоял на ногах,потеряв дар речи!

То, что он увидел через лобовые окна рубки,прямо перед носом судна,мгновенно может поразить любого своей внезапностью, полной нереальностью и невозможностью такого положения.Ярко выраженный песчаный берег,на который стремительно вылетал «колбасник»... Это был не сон и не потустороннее видение, это была стремительно летящая реальность.

Судно ,в разрыве тумана,которого над берегом не было, на полном ходу под прямым углом полным ходом в 10 узлов шло на берег. Оно не приближалось где то на расстоянии, а оно уже в полосе белого прибоя вылетало на пляж.

Справа по скуле над судном высился прекрасным исполнением архитектуры и летел навстречу маяк ХИРТСХАЛЬС ,подающий сигналы и работающий световыми вспышками по своему периоду.

На смотровом балконе ,опираясь на перила,  с изумлением на лице и широко раскрытыми глазами, стоял и смотрел на все это,бывалый и умудренный всякими видами, смотритель этого маяка.

Прямо перед носом «колбасника» на песчаном очень интересном пляже, также с изумлением и каким то ожиданием чего то невероятного, готовые разразиться неистовым восторгом и экстазом, стояли и смотрели на судно человек 15-20 гуляющих здесь людей с детьми в красивой европейской одежде. В районе маяка были три- четыре малых двухэтажных отелей,которые красиво рисовались в этом пейзаже и дополняли мощь,и авторитет маяка...

"Колбасник"на полном ходу шел прямо на берег,будто здесь не было никакого берега,а простирался до горизонта простор моря!

Ширков мгновенно понял всё и вся. Времени не было даже секунды, может микросекунда ,которая стремительно и мгновенно пролетела , и навсегда  исчезла в тумане за кормой.Положение было смертельно опасным и безнадежным по причине того,что все было уже поздно.

В очень тесной рулевой рубке, у тяжёлого ручного штурвала, с таким же тяжёлым механическим рулевым приводом, уткнувшись в магнитный компас , рулил ,видя только это, вахтенный матрос- рулевой. В море кругом был сплошной густой туман ,и только у берега была  видимость.

Ширков, кинулся ,как зверь, типа рыси и, сбив с ног рулевого, жестко отбросил его от штурвала.Он полетел туда  к телеграфу и углу рубки, и свалился там в шоковой волне и недоумении.

Он мгновенно включился в рукоятку штурвала и в сверх бешеном изнеможении начал вращать его лево на борт, перекрыв все возможные теоретические и практические пределы. Так крутить он научился на своем СРТ в предыдущем рейсе.Времени и расстояния уже не было.

Крутить, как турбину, тяжёлый ручной штурвал, очень даже непросто. Но сейчас не было времени, чтобы мигнуть глазами и тем более думать. Тем более давать какую то команду или ещё докладывать капитану.

Машинный телеграф был на правой стороне рубки, а штурманская – на левой. Ширков успел заметить изумленные глаза и лица этих людей на берегу ,которые уже улетали в сторону по правому борту на развороте, и ждал неминуемого удара о грунт.

 Машина молотила полным,но обороты упали.Днище судна вплотную ползло и чертило иероглиф по песку дна. Под килём было меньше невозможного. Почти выйдя на обратный курс, Ширков также лихорадочно ,но уже уверенно быстро открутил штурвал на прямо руль, почувствовав рукой сопротивление песка грунта, и выскочил на правое крыло рубки.

 Корма была ближе близкого от берега,а от бурлящего винта на эту группу людей вылетала смесь песка с водой, ракушки , гравий ,медузы и грязно-зелёные водоросли.

Брызги этого компота попали на белую куртку какой то молодой элегантной дамы, с очень интересным запахом духов «Фиджи» или «Ай-Ай»,которая поздно начала отбегать в сторону.

 Более расторопные уже раньше отскочили и сейчас отпрыгивали от летящих на них от винта камушков и ракушек вместе с водой и песком. Несколько рыбин, штук пять, попали в эту катавасию и были выброшены далеко на берег струёй бурлящего, ничего не понимающего и возмущённо-удивлённого винта ,и ошеломлённые упали и прыгали на песке, шлёпая хвостами. Дети гонялись и выхватывали друг у друга эти рыбины, а потом зажарили их на маяке. Ширков  видел потом лёгкий дымок от их печки.

 А эта молодая дама, датчанка, вроде показывала штурману, что надо или куртку почистить или ей новую купить. А у Ширкова в кошельке лежали только два рубля на трамвай.Очень часто, почти всю или полностью,зарплату штурмана высчитывала бухгалтерия за недостачу груза.

Позже они, с упоением и восторгом, рассказывали на маяке и ещё по всей Дании, что тут вытворял этот русский Митя ,который выбегал на крыло мостика в своём известном русском ватнике ,которые носят только русские рыбаки.

Такие номера никто никогда здесь не делал  и делать не будет . Такого никогда тут не было. Это только русский Иван или Митя и всё. И этот Митя всем тут показал, какой он точно Митя, вот пусти такого в Европу. Нет .таких, вместе с Дунькой, сюда пускать нельзя.

Вся команда «колбасника» высыпала на палубу и довольная от такого концерта и ,беседуя между собой, показывали пальцем на мостик, на второго штурмана Ширкова, что вот пришёл с пароходского училища,а такие номера тут выкидывает. Мы такого никогда в жизни не видали.

Всё было нормально и тихо, пароход спокойно плыл по морю домой ,кругом туман и ничего не видно и ничего не было. Всё было спокойно ,пока этот штурманец не зашёл на мостик. А как зашёл на вахту свою ,так и устроил все это. Такие концерты никто никогда не устраивал.Этот второй точно не как все. Он тронутый ,ненормальный ,он вообще треугольный ,может такое натворить ,что никто такого не видел.

"Ах!Так он в мореходке был отличник.Ну точно тронутый.Они же все такие.Ну вот мордой,мордой его в это самое!Этого отличника"!

Все и всё валили на Ширкова и только один он  понимал, что на мель завёл судно третий штурман,у которого была навигационная ошибка. Каким-то чудом, последним маневром,в последний момент,удалось отвернуть от берега.Как и что было непонятно и самому штурману.Будто это все делал кто-то.Внезапное появления маяка и берега прямо перед судном,беготня и все треволнения при полном отсутствии времени и места.И вот пронесла нелегкая.

Но все показывали пальцем на грузового штурмана и весело гоготали. Что он полный дурак это точно и таких недотёп и дураков за всё время конторы тут никогда не было. Это первый такой ,совсем не знает ,как плысть по морю и как вообще плавать. Сотворить такое и такой номер выкинуть, это все видели и все скажут. И ещё и начальник в конторе предупреждал, что это наверное дурак, а теперь мы знаем, что это уже точно дурак ,наверное, и родился дураком и теперь дураком и умрёт потом, по всем статьям.

"А лучше бы его в тюрьму посадили,накой он нам нужен такой,а мы бы выпили за это и закусили колбаской и все довольны были бы.А то плаваешь на "колбаснике"и колбасы не поесть?Другой бы накормил команду этой колбасой до самого некуда...Сам навернааа такие барыши тут делает,нам и не снилось..."

Ну ,конечно молодой ещё, глупый пока совсем, что с него взять, может потом поумнеет. Хотя таких дураков больше нигде не найти ,а только у нас на пароходе. Ну только чтобы ещё чего не наколбасил, а то надо домой дойти, там же невесты ждут, семья и дети.А тут ещё этот дурак на нашу голову.

Вся команда, довольная от этого кино, и тем ,что они всё-таки умные, потому что на мостике совсем дурак штурман Ширков. Они видели его своими глазами, всю его ненормальную глупость,который такие номера выкидывает.Ну  разошлась по своим делам.

Это всё устроил этот второй и пока его не было на мостике, всё было тихо и нормально. Третий штурман совершенно спокойный,записал журнал и исчез с рубки.

После полного разворота на обратный курс и поставив руль прямо, и убедившись, что берег начал удаляться за кормой, удара о грунт не было, грузовой мельком бросил взгляд на часы. Было ровно 12.00 и только с этого момента официально началась его вахта.Он бы мог влететь на берег точно в момент приема вахты.Ну теперь можно было быть спокойным.Место поставлено точно,маяк есть,курс проложен на карте,как надо,ну и проблем нет.Впереди должен был быть плав.маяк Скаген.

Капитан,когда после этого поднялся на мостик,увидел только последнюю вспышку маяка,который,вслед за этим,тут же растворился в глубоком тумане.Все было нормально,точное место есть,судно на курсе и двигатель работает полным ходом.Будто бы ничего и не было.Никаких треволнений он не проявил,а тревожить свои нервы было не в его вкусе.Поэтому он,в своем спокойствии,ушел обратно в каюту на свой диван.

Этот капитан даже не подумал,что то изменить в судовом журнале или в прокладке на карте.А ведь такой провал в навигации,полный ляп в прокладке на картах и координатах в судовом журнале, был полным основанием для лишения диплома у капитана и вахтенного помощника.А этот журнал и сейчас,возможно,лежит в архиве Эстрыбпрома.Хотя такой,как колбасник скорее всего мог его просто уничтожить с концами.

Ширков открыл ящик с картами и на предыдущей карте увидел, что третий штурман вначале своей вахты перешёл на другую карту и ошибся в координатах по долготе миль на 60-70,поэтому так и получилось, что по карте далеко в море, а на самом деле  были близко от берега.

Действительность показывает истинное место по факту, а все остальные определения -только версии с определённой степенью вероятности. Тот третий штурман  свою вахту уже отстоял ,а теперь была вахта второго штурмана. Штурман Ч. думал очень просто, что на его вахте было всё нормально и он свою вахту почти сдал, а что там второй вытворял, это уже другое дело.

 А тот рулевой тогда дня три заикался и брал таблетки от бессонницы и потом старался стоять вахту с другим штурманом ,кому то говорил, что этот второй точно бешеный и он его боится. Такой и убить может и загрызть насмерть как волк или другой бешеный зверь а может рысь. Так толкнул в рубке ,теперь бок болит и левая сторона жо,сидеть больно. Мог бы сказать ,если бы был нормальный. Лучше от него подальше.

Ширкова очень тогда удивило ,что судно было на грани катастрофы и этого никто не понял. Да и не надо ,раз так. Главное ,что удалось отрулить от берега. Да и вообще ,просматривался какой то философский смысл ,что ,если всё обошлось ,то всё ,что было ,уже неважно.

Никому тогда там и не было до этого никакого дела. У всех своих этих дел, интересов и впечатлений достаточно.

И только он один помнит это событие так ,как будто оно было вчера. Во первых, в лабиринте сознания и подсознания возник ,первый по важности,
фактор внезапной опасности и готовность немедленных действий. Много было в море моментов внезапности или близко к этому ,но Ширков уже был готов к ним. «Море –это засада !» написал Виктор Гюго.

Рядовой грузовой штурман понял смысл этого утверждения именно после того момента.

А во-вторых ,с этого момента  навсегда запомнил прекрасный маяк Хиртсхальс ,который проходил потом десятки раз, на разных пароходах в различных штурманских и капитанских должностях.

К этому маяку стремятся все суда,корабли и пароходы,капитаны и штурмана ,когда идут с моря,с дальних плаваний,  в пролив Скагеррак и дальше на Балтику.Это первый маяк на берегу,который, своим ласковым желтым лучом, приветствует приближающееся с моря судно.До порта прибытия ещё далеко,на Балтике или где-то в проливах.Но Вас радушно встречает этот маяк уже здесь.И с первой вспышкой маячного света ,всегда,как и в первый раз- всплеск радостных эмоций очень короткого секундного по времени счастья,но и его хватит,чтобы улыбнуться в душе и воздать благодарность судьбе и Всевышнему.Если ночью.

А,если днем,то штурман судна с томительным ожиданием,со своим лучшим биноклем,сначала в общих чертах,а чуть позже,уже без бинокля чувствует себя в этом очаровательном пейзаже с таким великолепным маяком и под его надежной навигационной сенью. Тысячи маяков,разных модификаций и конструктивных разработок воздвигнуты и построены на мысах и берегах,и каждый по своему индивидуален. Так и Хиртсхальс – превосходное творение красивой мысли и человеческих рук как  эталон такого сооружения,всей красоты геометрии,белого цвета и точнейшей филигранной работы в стиле ЕВРО.

Здесь только несколько небольших отелей с туристами,взору которых открывается потрясающим беспредельный очарованием, восторг простора берега и не яркого северного неба,с  этой белоснежной жемчужиной у моря ,которая есть Хиртсхальс...Он встречает Вас открыто,поскольку здесь почти нет деревьев и больших строений. И только вся эта красота и Вам чудится,что Вы тоже прекрасны и превосходны,как этот великолепный маяк,который дарит вам свой привет и эту  радость.

Ширков всегда выходил на крыло мостика своего судна,и находился там долго ,когда  приветствует своим лучом  давний приятель –маяк Хиртсхальс.Но так близко,как тогда Ширков уже никогда не приближался,а только так,как надо.А тогда занесла судьба и они были почти рядом.А такое не забывается.

А вот смотрителя,который выходил на верхнюю площадку маяка,Ширков запомнил.Он  даже приснился однажды в интересном сне,как наяву.В то время газеты пестрели сообщениями о гибели большого и великолепного лайнера «Коста Конкордия».А Ширков будто снова попал на «колбасник» и проходил очень близко от маяка.

Знакомый смотритель вышел на балкон,поприветствовал рукой и сказал,что бывал в Таллине.Он там сидел в кафе и слышал,как один крутой мореман говорил всем,что если бы на «Конкордии» был Ширков,то такой катавасии и передряги там бы не было.

»Коста Конкордия» и сейчас бы бороздил моря и радовал пассажиров.Да Ширков и сам это знал.Он такое уже слышал, от истинных и добрейших профессионалов,которых не так много.

А ведь действительно.Ну вот не выскочи тогда,в ту секунду, Ширков на мостик.Гадать не надо,что знаменитым в такой дурости был бы не великолепный лайнер"Коста Конкордия",а вот этот "колбасник".

Но,что тут поделаешь…На судно посылает кадровик,кого на лайнер,а кого на «колбасник».А тот мореман работал в одной конторе и лично был знаком с Ширковым.
 
Много маяков по всем морям,берегам и по всему свету.Но этот маяк особенный.Очень красив,это точно,но это одно дело. А примечательно  то,что именно здесь заканчивается Ваше малое плавание и именно отсюда,удаляясь от привычных своему взгляду берегов, начинается  уже Ваше дальнее плавание.

Знакомый и приветливый всем морякам  маяк Хиртсхальс посылает Вам свой прощальный луч.

Счастливого пути,счастья и удачи.

2-й помощник капитана                Альберт Шаров.             1959 год.

Примечание.

СРТ- средний рыболовный траулер ,времен СССР,работал в Севернорй Атлантике.

Фото из интернета.