Заметки о монгольских народах

Виктор Балдоржиев
2014 год. Наброски в ответ на публикации о национальном самосознании бурят-монголов.

Очевидное и вероятное

Говорить о национальном самосознании любого народа в условиях России, как это ни печально, просто смешно. Но тем не менее этот вопрос никогда не будет уничтожен в глубинах души любого народа и человека, которые лелеют очень далёкую перспективу самостоятельной государственности или объединения с братьями по крови и духу. Вот почему ни о каком современном сепаратизме и отчуждении от государств, режимы которых находятся на территориях разных народов, не может быть и речи. Люди, живущие на этих территориях, давно стали своими друг другу, более того - кровно породнились, стали братьями и сёстрами. Весь вопрос в развитии общества, в его культуре. А предлагаемый материал, не более чем наброски к неумирающему вопросу.

В каждом мире есть свои обогащённые сообщества людей, впитавшие на уровне генетического моделирования всё лучшее от других народов, иногда во многом превзошедшие своих учителей, но при этом сохранившую свою идентичность. Никакие другие люди, тем более - громоздящие друг на друга нелепицу дутых крепостей из исторических и национальных фактов и фантазий, не способны противостоять вызовам мирового сообщества с тем, чтобы сохранить национальный мир, кроме этих обогащённых сообществ и людей. Они понимают, что ошибки предшественников не от недостатка материала или менталитета народа, а исключительно из-за обеднённости ума. Наученные и обогащённые жизнью, они живут и работают, молча, не соприкасаясь, как и всегда, с режимом, любое контактирование с которым только обедняет ум и душу, ничего не отдавая взамен.
Но именно таких людей история выдвигает на роль наследников и продолжателей великих культур, ибо они уже не только их генетические носители, но и органически сотканы из этих культур.
Только эти люди способны адекватно отвечать на любые вызовы времени. Запомним это.

В то же время остальные "деятели-нацмены", бесполезные плоды всех существовавших на территории их родины режимов, находясь у власти, все ещё продолжают влиять на общество, поучать других, выставляя напоказ все присущие им комплексы и неестественный для нормальных людей национальный менталитет. Чем больше они служат режимам, тем надрывнее обедняют самих себя и народ, ибо цель всех режимов - укрощение всего и всех путем наибольшего упрощения. В результате и от национальной культуры, которую эти "деятели" пытаются проповедовать, остаются одни лохмотья.
Вот эти обедненные умом чиновники-дельцы, орудующие от имени народа, сегодня наиболее активны и уверены в себе: общество готово в очередной раз обмануться. Естественно, как и их учителя, они признают только два мнения: своё и неправильное. Именно в этом и сокрыт секрет обеднённости их ума, не способного зачать мысль, а потому готового на всё ради признания.
Этих жизнь ничему не научила, они всегда служили всем режимам одновременно, потому так бесцеремонны с остальными и собой, трудами далёких от них мыслителей и литераторов. С пугающей легкостью они становятся мыслителями, вершителями судеб, судьями всего и всех, оперируют глобальными понятиями и космическими масштабами, нагромождая исторические нелепицы и фантазии воспалённого невежества. Стоит только взглянуть на их писателей или общественных деятелей: абсолютно не способны читать (интересно, как пишут?), но критикуют всё, что ни попадется им на глаза. Будто боятся, что кто-то может их затмить. В чём?
Эти люди абсолютно не способны отвечать даже на самые слабые вызовы времени. Их удел - приспособленчество в любых формах. Запомним и это...

Этими многословными периодами выше, я попытался оценить роль бурят в развитии монгольского мира. Вполне вероятно, что меня могут посчитать умалишенным и кем угодно ещё, но в перспективе решать эту задачу придётся именно бурят-монголам. Кто будет иметь большее влияние - обогащённая интеллектом или обедненная умом часть бурятского общества?
Именно от этого и будет зависеть дальнейшее развитие всего монгольского мира в условиях современной геополитики. Либо это - обогащение и полёт на равных с представителями цивилизованного мира, либо предательство интересов своего мира, обеднение ума, презрение и забвение.

После развала империи большая часть монгольского мира до ХХ века развивалась исключительно в границах своего сообщества. И только бурят-монгольский этнос оказался на пересечениях интересов России и Китая, идеологий и наций, языков и культур. Негативные, казалось бы, для этноса явления воздействовали на него таким образом, что сегодня именно бурят-монголы могут в перспективе способствовать либо развитию, либо исчезновению монгольского мира.

Перелистаем страницы собственной, устоявшейся в сознании и наполовину выдуманной истории, обращая особенное внимание на взаимоотношения с сильными мира сего, как с чужаками, так и со своими. И увидим очевидное: опасность кроется в том, что обеднённая умом часть бурят, на потеху другим всю жизнь боровшаяся друг с другом за место возле какого-нибудь русского начальника, позоря весь бурятский этнос на десятилетия вперёд, с легкостью может погубить непостижимую для неё обогащённую интеллектом часть бурят-монгольского народа.
Ведь именно этим и занималась эта часть населения с начала первого соприкосновения с русскими, в период проживания с ними в царской России, а также за весь советский и постсоветский период. Перелистайте, перелистайте историю и перед вами проявятся все факты гнусного предательства и лицемерия, выдаваемых, кстати, за традиции и целесообразность для выгоды этноса.
Видимо, считают: всё, что целесообразно и выгодно только им - это и есть традиции и обычаи. На самом деле – это только повадки изощрённого, но все же настолько обеднённого ума, что ему остаётся только изворачиваться и хитрить. Ни на что большее он не способен. Во взаимоотношениях с руководителями-нацменами (не в обиду им) помнить об этом следует всегда.

Но только обогащённая интеллектом и сотканная из культур народов, повстречавшихся на исторических путях, часть бурят-монголов способна вместе с демократами и интеллигенцией народов Монголии сохранить монгольский мир, соединить в её границах опыт традиционного и гражданского общества, азиатские и европейские ценности с тем, чтобы создать сильное и независимое государство, обитель монголов всего мира, способных не только дружить, но и конкурировать с другими народами во всех сферах.

Только эта часть бурят-монголов прекрасно понимает, что такие понятия как: русская культура, европейская дипломатия, философские учения Запада и Востока и многое, многое другое, что создано величайшими талантами, (но не смердами), – общечеловеческие достояния.
Не довольствуясь достижениями собственных культур, эти таланты овладевали другими, более развитыми, культурами и пересаживали их семена в гумус родных почв. В результате: созданные ими культуры становились общечеловеческими достояниями. И этими достояниями надо и нужно пользоваться во благо своего народа и всего человечества. Более того, в эволюционном процессе обладание такими достояниями – обладание самым мощным оружием. Побеждает, как известно, тот, кто лучше других владеет оружием.
Именно в памяти тех бурят-монголов, которые уже лучше других владеют этим оружием, постоянно горят и тревожно звучат слова П. А. Столыпина: «Народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы».

В том, что мировой или российский капитал попытаются поглотить монгольский мир со всеми природными богатствами и ресурсами, нет никакого сомнения. Такова природа наиболее сильного, а приличия только ради протокола и этикета. У каждого свои интересы. Дружат отдельные люди, но государства и общества конкурируют. Иногда до полного исчезновения.

Не беда, что я пишу эти строки в эпоху, когда народы Монголии и буряты России неохотно признают друг друга. От этого непредсказуемый мировой порядок и вызовы современности не меняются и развиваются не только независимо от народов и племён, но и с явным намерением поглотить тех, кто зазевался. Поскольку всё большое поглощает маленькое, то и думать приходится тоже по большому счёту. И этой науке надо учить своих потомков.

P. S. Материал написан не с целью навязать свое мнение, но пробудить мысль читателя. Народы Монголии и буряты России связаны настолько сильно и такими живыми узами, что исчезновение одних влечёт за собой исчезновение всего монгольского мира.
Автор прекрасно понимает бесперспективность создания единого государства для всех монголов в ближайшем будущем. Но эта бесперспективность продиктована многолетней деятельностью именно той, обеднённой умом, части монгольских народов, которая, находясь у власти, служит интересам совершенно других сообществ и капитала, нежели интересам монгольского мира. Это не в их интересах, им, впрочем, как и всем невежественным чиновникам, важна сакрализация власти, в силу которой и находятся при власти все недалекие умом представители разных народов. Ведь при подлинной демократии они станут абсолютно не нужны, ибо ничего не умеют делать. У них никогда не было и они никогда не думали о национальном самосознании народа, к которому они принадлежат. А то, что мы иногда наблюдаем в интернете и прессе - тоже только повадки. Не надо их путать с порывами души и сердца.

Тем не менее, пусть и далёкая, перспектива создания демократического государства для всех монголов будет жить пока существуют монгольские народы, что совершенно не означает предательство интересов тех стран, гражданами которых они являются.
Историю ещё никто не обгонял:))) Всему своё время и место.

(Материал постоянно в работе).



___________________________________________________