Матвеевские церкви

Ольга Колова
На иллюстрации:
1) Ансамбль церквей села Матвеева. Фото до 1910 года.
2)Новый храм. Фото 19 августа 2007 года.
3) Освящение нового Храма во имя Царственных страстотерпцев и новомучеников российских. 24 августа 2005 года.

*  *  *

Село Матвеево исстари являлось духовно-просветительским центром, охватывающим своим влиянием жителей множества окрестных деревень. Более трёх веков церковь была здесь основой всех духовно-нравственных устоев, основой в построении отношений между людьми в семье, в обществе. Православие пронизывало собою весь быт крестьян, формировало народную культуру и традиции.

К 1633 году в Матвееве уже были построены две деревянные церкви. Одна из них была посвящена празднику Рождества Пресвятой Богородицы, вторая – апостолу Матфею.

Со временем церкви ветшали. И в 1712 году потомок первого владельца вотчины князь Никита Иванович Репнин в прошении на Высочайшее имя писал: «В Галиче моей вотчине в селе Матвееве есть церковь Рождества Преподобной Богородицы с приделами св. пророка Илии и пр. о. Макария чудотворца холодная, а крестьяне оной моей вотчины обещались в том же селе построить вновь церковь во имя Воскресения Христова, да в приделе арх. Михаила тёплую, и прошу – вели, государь, из патр. каз. приказа о строении вышеупомянутой церкви Божией дать Благословенную грамоту».

Подписано: «Дать указ», отмечено: «Указ дан».

А в феврале 1716 года князь составил уже следующее прошение:
«По указу и по грамоте из патр. каз. в Галиче в моей вотчине в селе Матвееве церковь Воскресения Христова да придел архист. Михаила деревянные построены, а не освящены, и прошу о освящении вышеупомянутые церкви Божии и приделы дать грамоту тоже моей вотчины священнику матвеевскому Никону Петровичу и антимин [*]».

Подписано: «Выдать».

И 14 февраля 1716 года был дан указ об освящении и антимине. Документ этот был опубликован в № 7 «Костромских епархиальных ведомостей» за 1894 год.

Деревянные церкви со временем ветшали, и «тщанием прихожан» возводились новые. Так, в 1758 году была сложена деревянная церковь в честь Рождества Богородицы. А в 1796 году рядом с нею высоко вознёс свои купола каменный Воскресенский храм.

Возле нового храма возвышалась и каменная колокольня, устремившаяся крестом далеко в небесную высь.

Далеко и вольно разносился звон колоколов матвеевской звонницы, заполняя собой всю округу, перелетал леса и поля, уносился за речку Вохтому, сливаясь со звонами ближних приходов.

В 1816 году в Матвеево приехал священник Фёдор Никитич Елизаров – первый, обосновавшийся здесь и потянувший за собой священническую ветвь рода Елизаровых-Розановых, в нескольких поколениях являвшихся служителями и устроителями здешних церквей. Фёдор Никитич в последствии стал дедом известного философа, писателя, публициста Василия Васильевича Розанова -  оригинального мыслителя, интересовавшегося вопросами пола, семьи, религии.

Хотя сам философ родился в 1856 году в городе Ветлуге, Матвеево – родина его отца, Василия Фёдоровича Розанова, где тот провёл детские годы.

В 1839 году, будучи старшим священником прихода, Фёдор Никитич Елизаров в клировой ведомости записал, что «каменная церковь с такою же колокольней» – крепка, а Богородицкая крепка стенами, однако крыши её «уже ветхи… и полы опустились». К середине сороковых годов появилась необходимость в строительстве нового храма.

О создании каменного храма повествует И.Х.Тлиф в книге «Корень рождения моего…» (К истории рода В.В.Розанова): «Возведение храма – это дело эпохальное. Возглавлял его начальный священник, но строили храм всем приходом. Объявили сбор средств, устроили в определённых местах кружки для пожертвований, состоятельные горожане поддерживали предприятие крупными вкладами. По составлению нужной суммы отправили прошение епископу – о разрешении строительных работ. По приходе храмозданной грамоты начали подвозить лес, железо для кровли, известь, камни для фундамента. Если же случалась поблизости годная глина, прямо на месте выделывали кирпич, ставили печи для обжига, сараи для его хранения.

Мастеров-строителей обычно присматривали загодя. Справлялись в других приходах, а порою и за пределами епархии, прочен ли и благолепен видом их новый храм. В случае, если работа сделана по совести, сговаривали умельцев к себе на взаимовыгодных кондициях».

Новый Рождества-Богородицкий храм был готов к 1855 году (в некоторых источниках указывается 1858 г.). В 1859 году его устроители, в том числе Евгений Фёдорович Песков, также и староста церкви, отличившийся особым усердием при возведении церковной ограды, были отмечены наградами епархиального начальства. Фёдор Никитич на вручении наград не присутствовал, он умер за год до открытия храма – 20 января 1857 года.

Преемник отца Фёдора, священник Николай Птицын, в докладе епископу сообщал: «Храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя Святого Пророка Илии и преподобного Макария Унженского Чудотворца… как по обширности своей, так и по богатству отделки внутри, заслуживает внимания. Иконостас и в нём колонны позолочены червонным золотом на полименте [**]. Стены украшены живописью лучшего письма, и, вообще, всё в этом храме носит печать величия и торжественности…».

Нужно обратить внимание на то, что писал это человек, хорошо сведущий в церковном искусстве, образованный, способный дать глубокую оценку в соответствии с духом времени и общественными потребностями.

Через четыре года после смерти Фёдора Никитича под сводами новой церкви зазвучал «крепкий басовый голос» его внука, дьячка Петра Елизарова. Внуку в ту пору было 19 лет.

Хранительницей духовного здоровья, наставницей и очагом просвещения для жителей села и его округи была церковь. Её духовный строй и лад пронизывал всю жизнь прихожан, их быт и бытие; она же воспитывала и обучала их. В той же книге «Корень рождения моего…» Ирина Тлиф приводит такое свидетельство: «…И малые и взрослые исповедники, чтобы не стояли праздно, не дремали, а другие не говорили пустых слов, все по приглашению Священника сбираются со всего храма в одно место и слушают: взрослые – Заповеди Господни, а малолетние научаются необходимым молитвам. Для взрослых Катехизис читается Диаконами, а для малолетних молитвы причетниками. Порядок преподавания простой – сначала складывается вопрос, потом передаётся ответ и повторяется раз пять и более с изустным толкованием…».

Поскольку крестьянские дети привыкли к такой понятной им методике образования, открывшееся в 1851 году в Матвееве начальное училище, существовавшее на попечении палаты государственных имуществ, было скоро упразднено – «за малочисленностью и малоуспешностью обучавшихся». А вот открытая в 1861 году при церкви школа была востребована. «Пособия на её содержание не выделялось, своего помещения школа не имела – дети занимались прямо на дому одного из местных священников. Поочерёдно, «всем причтом», обучали их грамоте и письму, катехизису и Священной Истории, и к концу года выучили 109 мальчиков и девочек, – повествует И. Тлиф, приводя далее свидетельство священника Василия Арсеньева (зятя Ф.Н.Елизарова). – …Успехи учеников нас радуют, все… они учатся без всяких принудительных мер с нашей стороны, каждый по способностям своим учиться… а с малоуспешными мы занимаемся гораздо более, особенно, если замечаем в них сильное желание выучиться…».

Естественно, что такая духовная атмосфера, тот авторитет церкви в обществе и тот духовный комфорт, ею создаваемый, не могли не оказать влияния на людей, живущих в этой среде, воспитываемых ею. В атмосфере этих духовно-просветительских традиций взращивались выдающиеся личности, которые в последствии способствовали созиданию и развитию русской культуры.

Так, в 1834 году в семье приходского священника Евсигнея Фёдоровича Пескова родился будущий церковный историк Евгений Евсигнеевич Голубинский – автор фундаментального труда «История Русской Церкви».

Детство будущего учёного проходило в Матвееве, в доме отца. И детские впечатления, оставившие яркий след в его памяти были описаны им в своих «Воспоминаниях», где он, будучи уже маститым учёным, он приводит ряд ярких эпизодов из жизни матвеевского причта.

Отец историка, Евсигней Песков, служил в церкви села Матвеева с 1832 по 1862 год, после чего уволился за штат и переехал на жительство в село Горелец к своему зятю священнику Иоанну Груздеву.

По архивным документам известно, что Голубинские-Песковы в 1842 году понесли тяжёлые утраты: неожиданно умерла мать семейства, Анна Кузьминична, и сгорел дотла недавно построенный отцом Евсигнеем дом. Известно также, что дом был отстроен заново. Несомненно, что оба дома стояли на «церковной земле», но память об этом за 100 лет стёрлась.

Об известном выходце из священнического рода Елизаровых-Розановых, Василии Розанове, уже говорилось. Кроме того, и многие другие потомки устроителя Матвеевского храма отца Фёдора Елизарова стали известными учителями духовных училищ, церковноприходских и земских школ. Все они, будучи носителями духовных и культурных традиций русского православия, являлись просветителями, хранителями нравственности и культуры в России.

Пришедшие к власти в октябре 1917 года большевики воинственно ополчились против духовных традиций русского народа, против всей Церкви. 23 января 1918 года новой властью был издан декрет «Об отделении церкви от государства», по сути дела, объявивший все институты Православия в России вне закона. Все священнослужители и члены их семей лишались гражданских прав. А в начале 1922 года власть обрела давно желаемый повод для борьбы с Церковью. В самый разгар голода началась агитация якобы за использование церковного имущества для оказания помощи голодающим. За малейшее неповиновение властям суду предавались не только отдельные лица, но и целые церковные причты. По всей стране начали закрываться и предаваться поруганию храмы. А с 1930-х годов начались массовые репрессии священнослужителей.

До 30-х годов XX в. матвеевская церковь, хотя и отделённая от государства, оставалась духовным центром прихожан, по-прежнему велись службы. Но церковное имущество, собираемое несколькими поколениями предков, приходу уже не принадлежало. Верующие, объединившись в Рождество-Богородицкую общину, по договору, заключённому с Парфеньевским советом рабоче-крестьянских депутатов, получили право пользоваться храмом, предметами богослужения и церковной утварью за арендный налог. В книге «Корень рождения моего…» И. Х. Тлиф приводит следующие факты: «Налоги за аренду храма были столь велики, что община едва расплачивалась с «многочисленными инспекциями».

Сам Павел Петрович (речь идёт о правнуке о. Фёдора Елизарова. – О. К.), будучи не в силах выполнить личный план по сдаче сельхозпродукта, в 1930 году был отправлен на принудительные работы в парфеньевские леса.

В поисках защиты от местных властей прихожане направили ходоков в Иваново-Вознесенск с прошением о снижении налогов. Просили также возвратить их священника в храм, поскольку о. Петру Розанову, ставшему на место сына, службы справлять по преклонному возрасту было уже трудно. Это только ускорило естественный ход событий. В конце 1930 года Павел Петрович Розанов был арестован. В вину ему вменялись «срыв индивидуального плана» и «антисоветская пропаганда». По свидетельским показаниям, о. Павел «в церкви рассказывал верующим проповедь, в которой выражал недовольство Сов. властью. Он говорил, что Советская власть задушает религию путём непосильных налогов… Но всё это пройдёт – как волны морские…».

27 ноября 1930 года тройкой ОГПУ П.П.Розанов был осуждён на три года лишения свободы и выслан в «Севкрай». Через два года он из ссылки бежал и, не имея на руках никаких документов, «вёл бродячий образ жизни», скрываясь от ОГПУ в тех самых местах, над которыми ещё горели купола церкви, строенной его прадедом. Опасаясь за судьбу жены и дочери-подростка, в бывшей семье убежища он не искал. <…>

В январе 1935 года Павла Петровича полулегально, на свой страх и риск, взяли псаломщиком в церковь села Селина Межевского района (часть бывшего Кологривского уезда). Там он продержался ещё несколько месяцев, а в конце 1935 года «за антисоветские действия и пропаганду» арестовали весь причт селинской церкви. Обвиняемых направили в горьковскую тюрьму, где находился в то время краевой суд. <…> Во время этапирования Павел Петрович вновь совершает побег, хотя бежать, конечно, было некуда… <…> След Павла Петровича обнаружили в Архангельске. Он был снова арестован и препровождён в лагеря, в которых пробыл до 1946 года <…>

Розанов Павел Петрович 28 октября 1992 года на основании ст. ст. 3 и 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года был реабилитирован полностью».

В те страшные годы гонений на духовенство кроме П.П.Розанова репрессиям подверглись ещё четверо служителей матвеевской церкви: священник Михаил Смирнов (расстрелян в 1937 году) – последний священник в Матвееве в годы советской власти; регент Александр Степанович Кузнецов (в 1930 году выслан в Магнитогорск, где умер от голода); дьякон Иван Иванович Кузнецов (выслан в 1930 году); дьякон Василий Александрович Груздев (арестован в 1932 году).

А в 1931 году в Ильин день (2 августа) с матвеевской звонницы были сброшены колокола. Затем были сняты кресты с церквей и звонницы. В 1934 году здания храмов были отданы под МТС. Машины и трактора, въехавшие на церковный двор, сравняли с дорогой прилегающее к церкви кладбище, где покоились останки местных священнослужителей. Вскоре после открытия МТС была снесена и церковная колокольня.

Церковное имущество было разобрано, разнесено и припрятано по домам сердобольными старушками, а что не удалось унести, было сожжено. Так, был предан огню красивейший иконостас, множество церковных книг. Иконы, по воспоминаниям старожилов, сжигались уже в войну, когда не хватало дров. Смолистые кипарисовые доски щепались на лучину для растопки печей. Великолепная настенная роспись, которой был украшен летний храм внутри и снаружи, истово соскабливалась, закрашивалось рьяными богоборцами от новой власти. Но чудесным образом после очередного поругания вновь и вновь проявлялись на стенах святые лики. Как ни старались, не смогли закрасить образ Илии пророка на внешней алтарной стене храма. Рядом хорошо узнаваемо на стене и сегодня изображение святого Макария Унженского.

Храмы использовались для ремонта и содержания техники более 70 лет. Здесь был и гараж, и кузницы в бывшем алтаре, токарный стан находился тут же. В церковной сторожке была оборудована пекарня. Кирпич церковной ограды использовали на кладку печей в школе. После того, как сняли кресты с храмов, начала разрушаться кровля, её «латали» по мере сил. Дважды церковные здания горели. Такое варварское обращение привело к окончательному обрушению кровли и превращению святынь в руины.

На долгие 70 лет осталось село без своего прихода. Те, кто хранил веру и стремился участвовать в жизни Православной Церкви, по мере сил и возможностей посещали богослужения в действовавших храмах в Парфеньеве и в Ильинском. О своих церквях, об их загубленной красоте оставалось только сокрушаться и горевать.

Несколько поколений выросло в селе без храма, в отрыве от православной веры. Но с течением времени и сменой власти коммунистов, насаждавшей идеологию воинствующего атеизма, люди стали духовно прозревать, ощутив свободу, потянулись к Богу, к своим родным православным традициям. Тут-то и стали поруганные храмы живым укором безбожной власти, которая, разрушив внешнюю и внутреннюю красоту народной жизни, не смогла построить взамен ничего достойного, и самому народу, волею судьбы оказавшемуся орудием этой власти. Осознание духовной утраты пришло слишком поздно: поруганные, разрушенные здания церквей уже превратились в руины, и реставрация их была невозможна. А потребность и желание иметь свой храм в селе росла и укреплялась в сознании людей, становясь их светлой мечтой. И этой мечте сужено было воплотиться благодаря пониманию и душевной отзывчивости местного предпринимателя Александра Васильевича Кольцова - уроженеца ближайшей деревни Григорово. Он всей душой откликнулся на пожелание земляков и взял на себя и возглавляемое им предприятие «Север» все заботы и расходы по возведению храма.

Новую церковь было решено ставить на месте бывших торговых помещений в центре села. Проект здания нового храма был разработан костромским архитектором Леонидом Сергеевичем Васильевым. В июле 2001 года состоялось торжественное освящение уже заложенного фундамента будущего храма.

Строительство велось четыре года. Вдохновляемый поддержкой земляков, Александр Васильевич не останавливался ни перед какими трудностями. И жители села не были в стороне от этого благого дела: убирали территорию у возводящегося храма, ездили в лес за мхом для его утепления, проводили уборки и внутри строящегося здания. Во многих работах принимали активное участие дети, умело направляемые главным энтузиастом возведения храма Людмилой Евгеньевной Зерновой. Дружная и деятельная семья Зерновых внесла неоценимый вклад в строительство и обустройство новой церкви. Людмила Евгеньевна ежегодно являлась неутомимым организатором летних самодеятельных концертов, где собирались пожертвования на строящийся храм. Большинство жителей села и горожан, отдыхающих здесь летом, так или иначе, внесли свою посильную лепту в дело возведения храма.

После того, как были произведены основные строительные работы бригадой Николая Федоренко, за внутреннюю отделку помещения взялась семейная бригада Ивана Ивановича Боня. Замечательные мастера и знатоки своего дела, семья Боней прекрасно отделали помещение церкви внутри. Затем заботами А.В.Кольцова были поставлены печи.

Когда основные работы завершились, в храме было совершено первое богослужение. Состоялось оно в светлый праздник Сретенья Господня 15 февраля 2005 года. Провёл первую службу о. Владислав Шулькевич – настоятель Горелецкого храма. Вызвавшись служить в этот праздник по собственной инициативе, о. Владислав откликнулся на просьбы прихожан и впредь совершать богослужения в новом храме, по возможности в те дни, когда нет службы в Горельце. Таким образом, храм стал действовать и принимать прихожан раз в две недели.

Первые службы проходили без иконостаса, при пустых стенах. Несколько икон были принесены прихожанами, а всё необходимое для богослужений привозил с собой о. Владислав. Но велико было воодушевление жителей села, наконец-то получивших возможность прийти и обратиться к Господу в своём храме, посещая богослужения, участвовать в жизни Православной Церкви и в согласии с этим строить свою духовную жизнь. А за лето церковь была убрана полностью: поставлен иконостас с образами, старанием прихожан появилось множество икон, было приобретено всё необходимое для богослужений, члены церковной десятки покрасили полы. И 24 августа 2005 года храм был торжественно освящён архиепископом Костромским и Галичским Александром.

В торжественном чине освящения и Божественной литургии владыке сослужил архиерейский хор Костромской епархии. В этот день новый храм, посвящённый Царственным страстотерпцам и новомученикам российским, широко открыл свои двери всем жителям и гостям села, представ пред ними во всей своей новизне и великолепии.

Для прихожан, особенно для коренных жителей села, это торжество и воодушевление было настолько волнующим, что многие не скрывали светлых и радостных слёз, принимая всею душой обретение храма во всей полноте, осознавая это как великий праздник.

30 августа из нового храма вышел крестный ход, направляющийся к старой Рождества-Богородицкой церкви, посвящённый её 150-летию. Обойдя крестным ходом стены разорённого храма, верующие отстояли панихиду по священнослужителям, что были захоронены у стен церкви. Совершил богослужение благочинный, протоиерей Александр Шастин.

Так началось возвращение к духовности, возвращение к тем народным традициям, которые издавна отличали и возвышали это место, просвещали и облагораживали людей, здесь живущих. И хочется верить, что это духовное движение будет углубляться и расширяться, захватывая все сферы жизни, общественные и просто человеческие отношения.
_______________________________________________
[*] Антимин (антиминс) – освященный плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа и со вшитыми в него частицами святых мощей; кладётся на престол при совершении святой евхаристии.
[**] «В древнерусской иконописи полиментом (из ср.-греч. Polymeles – «многосложный») называли жидкий, быстросохнущий клеящий состав из минеральных красок – охр, яичного белка и небольшого количества растительных или животных жиров» (Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: Т. VII: П. – СПб., 2007).