О скульптуре О. Родена Мыслитель

Любовь Бартенева
О СКУЛЬПТУРЕ О.РОДЕНА " МЫСЛИТЕЛЬ"

 Данная статья -обзор носит научный характер, и написана, опираясь на данные, взятые из интернета :Википедия,Биография скульптора Огюста Родена,Д.Алигьери, " Божественная комедия",М.изд. Эксмо, 2011год,экскурсии в музее О.Родена в Париже.

" Мыслитель"( фр.Le Penseur ) - одна из самых известных работ  французского скульптора Огюста Родена.Оригинал экспонируется в музее О.Родена. который находится в бывшем особняке маршала Бирона, 7 квартала Парижа, на улице Варенн, недалеко от Собора Инвалидов.
Интересным является тот факт, что скульптор  изобразил человека, как бы задумавшегося над решением сложной задачи, человека, задающего себе  внутренний вопрос.По словам того же О.Родена - " Кто я ?,Откуда пришел?,Куда я иду? и  Какова моя цель? ".Автор придал  скульптуре портретное сходство с автором " Божественной комедии", средневековым поэтом - Данте Алигьери ( 1265 - 1321), идентифицировав этим  два понятия: поэт  и мыслитель.
Почти семь веков  прошло с того дня, когда прах Данте был заключен в мраморный саркофаг, установленный в Равенне ,в церкви Сан- Пьер - Маджоре, но образ великого поэта и его творчество, его " Комедия", уже ближайшим поколением прозванная "божественной",остаются высочайшими духовными ориентирами человечества.
 Каждая новая  эпоха культуры,привносившая  с собой иное мировоззрение, иное знание,иные ценности, неизменно обращалась к творчеству Данте как к абсолютному образцу и непогрешимой мере своей духовной состоятельности.

В 1880 году Роден получает заказ правительства на оформление главных дверей Музея декоративного искусства в Париже. Приступая к этой большой работе, он, естественно, обратился к аналогичным образцам в искусстве прошлого и прежде всего к знаменитым «райским дверям» Флорентийского баптистерия, которые поразили его в Италии.Баптистерий ( крещальня)Сан- Джованни,во Флоренции известен тем, что 26 марта 1266 года в Страстную субботу,в нем прошла  пышная и торжественная церемония крещения, которая проводилась в Италии, во Флоренции по тем обычаям,только один раз в год. В том числе, получил крещение в этот день- через год после рождения-, и  будущий  известный поэт средневековья Данте Алигьери.
Впоследствии, вход в  баптистерий был украшен тремя  дверями с бронзовыми рельефами, великолепно исполнеными Андреа Пизано(1336г.),и  более известным скульптором эпохи Возрождения Лоренцо Гиберти (1424 и 1452г.)
 И как бы отталкиваясь от замысла, предложенного родоначальником современного барельефного искусства в европейской скульптуре Лоренцо Гиберти (1378–1455), Роден выдвигает свой собственный грандиозный замысел. Он решает выполнить «Врата ада», украсив их бронзовыми барельефами по мотивам «Божественной комедии» Данте. Впоследствии замысел неоднократно менялся, появился и ряд образов, не связанных с произведением Данте.

Творение Родена, полное напряженной внутренней борьбы и трагизма, взволнованное и страстное по содержанию, решенное в динамической, экспрессивной форме, резко отличается от четкого, уравновешенного и спокойного декоративного произведения Гиберти. Роден, уделявший большое внимание использованию классического наследия, всегда требовал творческого подхода даже к самым высоким образцам. Он предостерегал молодых художников от механического подражания классикам: «Уважая традицию, умейте различать то, что она заключает в себе вечно плодотворного: любовь к природе и искренность. Это – две сильные страсти гениальных мастеров... Сама традиция предлагает вам беспрестанно вопрошать действительность и запрещает слепо подчиняться какому-либо мастеру».

Гигантская  работа над «Вратами ада» продолжалась до конца жизни Родена, а в бронзе «Врата» были отлиты уже после его смерти.Врата завершала фигура Мыслителя - которая была меньших размеров, чем экспонируемая сегодня скульптура - в саду музея О. Родена. Многие фигуры и скульптурные группы, предназначенные для включения в композицию дверей, получили самостоятельное существование («Мыслитель». 1880; «Три тени». 1880; «Адам». 1882; «Ева». 1882; «Уголино». 1882; «Старуха», «Вечная весна», «Поцелуй». 1886 и др.). Поистине колоссален диапазон мыслей и чувств, выраженных в роденовских образах. Многие из них как бы концентрируют и обобщают явления, имеющие общечеловеческий смысл. Трудно представить себе более полное воплощение пытливой и мучительной человеческой мысли, чем то, которое заключает роденовский образ «Мыслителя». И, пожалуй, нигде еще в такой страстной и одновременно целомудренной форме не прославлялась в скульптуре любовь, как в знаменитом «Поцелуе».