Уличный художник

Александр Намозов
    Уличный художник, прячась от солнца, сидел под огромным увесистым зонтом на одной из тихих живописных улочек маленького курортного городка.
    Сегодня работы было немного. Несколько изображений экзальтированных столичных дам и портрет дембеля из Морфлота - вот и вся за день работа. До вечера было ещё далеко, это давало небольшой, но все- таки шанс выполнить ещё несколько заказов.
    Вадим работал не первый год, знал все тонкости и нюансы. Руку на портретах набил, мало кто с ним мог потягаться, хоть больше любил рисовать пейзажи и штормовое море. Но этим занимался не в сезон. В сезон заработок давали портреты.
    Сидевший неподалёку конкурент-коллега, бородатый Юра, так же скучал, выводя на ватмане какие-то каракули.
    Внезапно, по секундному оживлению на лице Юрия, Вадим сообразил: на подходе клиентура. Он бросил взгляд и увидел, как прямо на него грациозной походкой движется, как будто сошедшая с небес, сказочная фея. Вся такая, что и художнику описать трудно, нарисовать - другое дело. Легко и шикарно по-летнему одетая женщина вдруг изменила маршрут и остановилась не у него, а у конкурента-коллеги, бородатого Юры. Тут же Вадим учуял, ощутил запах её духов, это были «Шанель», да тот самый пятый номер. Женщина была зрелой и прекрасной.
    Самым интересным было то, что коллега никак не среагировал на такую прелесть. Просто взял и стал рисовать. Молча, без лишних вопросов и разговоров.
    - Это же надо таким железным идиотом быть, - подумал художник. - Сидит, рисует, пару гривен заработать спешит. А у неё же на лице написано, что одна на юг приехала, у супруга времени нет ей компанию составить - бизнесом занят. Что денег с собой тратить кучу привезла, на три сезона хватит. И вообще вырвалась отдохнуть и схватить от жизни то, чего дома достичь уже не удаётся.
    Женщина приняла величественную, картинную позу, а бородатый Юра продолжал работать.
    - Момент использовать надо, - раздумывал Вадим, - предложить окрестности посмотреть, пещеры. С аквалангом опуститься, горных цветов собрать. Много чего предложить можно. У костра посидеть вечером тёмным или рыбы с лодки половить в крайнем случае. Этого в городе нет, и ни один клуб или китайский ресторан таких развлечений не заменит. Эх, почему ко мне не подошла, - всё больше расстраивался уличный художник.
    - У вас хорошо получаются портреты? - оторвал от мыслей приятный девичий голосок.
    - Хорошо, - автоматически ответил Вадим и даже не стал бросать дежурных фраз на счёт того, что портрет такой симпатичной девушки явно плохо получиться не может, а лицо её так фотогенично, что его просто необходимо рисовать в анфас и профиль. Он просто немножко пододвинул стул и предложил девушке присесть. Девчонка была ничего, курносенькая немножко, но с очень выразительными большими глазами и приятной, до чёртиков приятной улыбкой.
    Сделав несколько первых штрихов, Вадим потихоньку успокоился и перестал сетовать на неверный выбор шикарной блондинки.
    Рисовать курносую милашку было легко, и художник делал это с видимым      удовольствием. Вглядываясь в глаза юной девушки, он как-то внутренне, автоматически сделал вывод, что где-то и когда-то он уже видел этот взгляд, рисовал эти глубокие, красивые глаза. На то он и художник, чтобы среди тысячи клиентов отличить, поймать нужный, запоминающийся штрих.
    - Вы не были у нас в прошлом году? - задал он вопрос позировавшей девушке.
    - Нет, - коротко ответила та.
    - Но я уже где-то видел эти глаза, - уверенно произнёс художник. - И я не могу ошибаться.
    - Я первый раз на море, - ангельским голоском вещала девушка. - Путёвку на конкурсе выиграла. Раньше к бабушке ездила, нет, не могли вы меня до этого видеть.
    Уличный художник рисовал, но вновь не мог успокоиться. Он был настоящим профессионалом и не мог ошибаться. Вадим прекрасно знал, что такое похожий взгляд и похожие глаза, но хорошо знал и то, что зря не волновался.
    «Почему взгляд этой юной, наивной девчонки так глубоко уколол, затронул душу?» - раздумывал он.
    Работа была закончена. Девушка рассчиталась и с довольным видом ушла в сторону моря.
    Вадим закурил и задумался. После третьей затяжки почему-то закололо сердце и абсолютно пропало желание работать:
    - Даму в белом почему не кадрил? - обратился к бородатому Юре.
    Юра вяло махнул рукой и молча закурил сигарету.
    - Я домой, - продолжал Вадим, - что-то настроение работать пропало. Всех денег всё равно не заработать. Завтра будет день и будет пища.
    - Давай! - так же молча кивнул Юра.
    Дома, приняв душ и поджарив холостяцкую яичницу, он в раздумье прилёг на тахту. Девушка не выходила из головы, хотя по идее легохонько печалиться можно было лишь о богатой даме в белом, с пятым номером «Шанели» и запахом лишних денег.
    Перед глазами проплывали взгляды несметного количества партнерш и любовниц, четырёх жён, подруг по институту и просто случайных знакомых.
    Затем он открыл дверку старинного, ещё бабушкиного шкафа, где хранились законченные и незаконченные, так и не нашедшие своего применения работы. Рылся долго, смахивая пыль с рисунков и портретов, но результат был достигнут. С пожелтевшего ватмана на него смотрела несколько часов назад позировавшая слегка курносенькая девчонка с большими и выразительными глазами.
    Вадим всматривался в рисунок и уносился далеко далеко, туда, на двадцать лет назад, в то прекрасное время, когда он, выпускник художественного института, начал самостоятельный жизненный путь.
    Теперь он точно вспомнил её, ту наивную курносую девчонку, которую он выбрал среди многих из-за красивых и томных глаз. Он много рисовал её на холсте и листе бумаги, красками и карандашом, стараясь как можно естественнее передать живой образ оригинальной девушки.
    Он прекрасно знал, что она так же, как и десятки других, влюбилась в него, и он не упустит свой шанс. Вадим никогда не упускал его, ни тогда, в добрые светлые времена, ни сейчас, в более жёсткие и злые.
    И ещё вспомнил художник, сидя на тахте с портретом в руках, как эта юная глупышка со временем заявила ему, что ждёт от него ребёнка. Помнил, как он показал ей от ворот поворот, точно так же, как делал с другими, отвечая на их глупые непристойные предложения насчёт отцовства и необходимого бракосочетания.
    Она расстроилась более других, эта глупая, влюбчивая кроха из какого-то Богом забытого восточного городишки или посёлка горняков.
    Девушка ещё слала ему письма, которые он не читал и даже не раскрывал конверт, дабы не загружать голову глупыми мыслями.
    - Может быть, ошибся? - на минуту оторвался от мыслей художник. Но тут же (в который раз) взглянул на портрет, чётко и твёрдо заявил сам себе: - Нет, ошибки быть не может.
    На душе стало темно и грустно.
    Вадим закурил и, отложив портрет, уставился в одну точку.
    «Быстро жизнь летит, - размышлял он. - Пятый десяток уже разменял, выросли дети, которых и не видел никогда, не догадывался даже об их существовании. А я всё также один, сижу двадцать лет на том же месте за мольбертом, треугольник замкнутый: дом-работа-новая женщина, ресторан или кафе в сезон. Всё - производственный конвейер. Когда-то было интересно, теперь всё меньше и меньше».
    - Судьба-злодейка, - снова закралась в голову грустная мысль, - портрет дочери нарисовал, ещё и деньги с неё взял, по полной, без скидки. Кому сказать - не поверят, да и говорить некому. Коллеге, бородатому Юре, так ему всё равно, давно на жизнь насмотрелся, ещё не такое видывал.
     Вадим поднялся и, подойдя к бару, достал водку. Пил один, закусывая сигаретой. Хохотал, плакал, снова хохотал так, словно потерял рассудок. Хотел куда-то идти, бежать, лететь...
    Утром болела голова и дрожали руки. Похмелившись водой из-под крана, Вадим повесил на плечо этюдник и поплёлся работать.
    Сегодня работы было немного. Молодая пара, очевидно, не так давно отпраздновавшая свадьбу, позировала. Маленькая девочка с папой и неизвестной национальности иностранец - вот и все клиенты.
    Совершенно неожиданно, словно из-под земли, у этюдника выросла легко и шикарно одетая женщина - вчерашняя фея в белом.
    - Вчера меня рисовал ваш коллега, сегодня хочу сделать портрет у вас, - обратилась она к нему, усаживаясь в пластиковое кресло.
    - Я сегодня не работаю, - ответил уличный художник и, даже не глянув в сторону открывшей от удивления рот шикарной женщины, бросил на землю кисть и решительно зашагал в сторону моря.