Жизнь свою строчками рву...

Олег Гонозов
23 октября отметила 55-летний юбилей ярославский поэт, член Союза российских писателей, руководитель литературного объединения «Третья пятница» Любовь Новикова.

Редкий нынче талант
«У Любови Новиковой редкий нынче талант не к тому или иному художественному письму, не к пенью, не к крику, а именно к обнажению человеческой боли, к страсти страданья, - писал в 2008 году кандидат филологических наук Николай Николаевич Пайков в статье «Мука музы Любови Новиковой». - Из этого горнила вся ее поэзия. И жизнь, и память, и самая мысль — мука. И поэзия — мука. А без этой последней муки и жить нельзя — иссякнет источник».
Пожалуй, именно в боли, страдании и сострадании состоит особая  притягательность стихов Любови Новиковой:

Я надену платье белое.
Мне все белое к лицу.
Выйду к людям в белом белая.
Словно в гроб или к венцу.

Подойду к крыльцу , как к паперти.
И войду во храм судеб.
На столе, на белой скатерти,
В белом блюде белый хлеб.

И зачем разделен поровну?
Мне ж мое не отдадут.
Ведь такие ходят по миру.
Подаянием живут.

И всего-то мною нажито -
Ветер в поле, тень в пруду.
По холмам иду, по пажитям.
Белым облаком иду.

Кто ни встретится — оглянется.
Вспомнят — Господи, еси!
Но давно уже не каются
На святой моей Руси.

Уж не каются, не молятся.
Только охают во сне.
Невезушница, бездомница.
Помолитесь обо мне.

Раскрошу я хлеб по улицам
Белым птицам голубям.
И уйду. И все забудется...
Вечер. Ветер. Белый храм.

Любовь Новикова пишет стихи с тринадцати лет, и на сегодняшний день ее поэтический голос не спутаешь ни с каким другим. Ее стихи публиковали журналы «Звезда», «Волга», «Наш современник», «Русь», «Русский путь», «Мера», «Юность», они вошли в антологию женской поэзии ХХ века «Вечерний альбом», новые поэтические антологии «Форма огня» и «Земляки». В разных издательствах у Любови Новиковой вышло шесть  поэтических сборников: «Сирени цвет» (1988), «Лицом в ладони» (2000), «Молитесь обо мне» (2004), «Я зажгу свечу» (2009), «Задыхаясь от боли...» (2011), «На краю огня» (2013). Имя Любови Николаевны Новиковой включено в Малую литературную энциклопедию «Русская литература сегодня» (Москва, 2012), составителем которой стал известный литературовед и критик Сергей Чупринин.

Биография между строк
Дотошный читатель изучает биографию поэта по его стихам. И здесь Любовь Новикова не стала исключением. Очень многое в ее жизни можно прочесть в поэтических строках:

Хата побелена, ставни покрашены,
Дочиста двор подметен.
Век бы мне сестрины платья донашивать,
Век бы стоять у икон.
Что ты, дорога, не к дому повернута?
Надо бы мне поспешать.
Видишь, как низко склоняясь над ведрами,
Спину пригорбила мать.
Видишь, с покоса отец возвращается,
Пот вытирает с лица.
Вьется дорога, крестом завивается –
Нету отца…

Любовь Новикова родилась в селе Надежда Ставропольского края, в любящей песню семье. Ее мама Мария Ивановна, которой сегодня уже 84 года, помнила сотни народных песен, причем, даже не зная музыкальной грамоты, она умела раскладывать их на три голоса.
Сестра Татьяна на пять лет старше Любы, и младшей действительно приходилось донашивать ее платья. А любовь к чтению, поэзии и литературе Любе привил отец Николай Сергеевич, простой пастух с четырьмя классами образования. Во втором классе он взял младшую дочку за руку и привел в библиотеку. А в четвертом она уже не просто читала «Войну и мир» Льва Толстого, а как и многие ее сверстницы вела «Дневник прочитанных книг» и переписывая туда понравившиеся цитаты из романа.
Отец погиб, когда Любе было 13 лет. Николай Сергеевич возвращался домой по знакомой тропке над небольшим обрывчиком и вдруг снег поехал вниз… Его искали четыре дня – и все это время во дворе жутко выла собака. Отцу было всего 44 года.
В шестнадцать лет Любовь Новикова открыла для себя Сергея Есенина, стихи которого в ту пору можно было взять в библиотеке разве что по предварительной записи. И так Сергей Есенин ее очаровал, так запал в душу, что за несколько дней она практически переписала всю книжку в школьную тетрадку.
Потом был Ставропольский строительный техникум, по окончании которого в 1979 году Любовь по распределению попала в Ярославль. В тресте «Ярсельстрой» ее взяли на работу мастером арматурного цеха, которому она добросовестно отдала шесть лет жизни, да еще семь лет отработала инженером отдела труда и заработной платы. Жила в комнате общежития на трех человек — и писала стихи. 
А как-то набралась смелости и отнесла свою ученическую тетрадь со стихами в редакцию газеты «Северный рабочий». Там ее встретил опытный газетчик Олег Иванович Коротаев, который неплохо разбирался в стихах и поддержал молодого автора. Другим учителем для Любови стал председатель Ярославской областной писательской организации, поэт-фронтовик Иван Алексеевич Смирнов. Внимательно изучив ее стихотворные тетрадки и внеся в них первые правки и замечания, он сумел разглядеть в начинающем стихотворце поэта-лирика. А уже в 1980 году на страницах молодежной газеты «Юность» вышла целая подборка стихотворений Новиковой.

Когда стихи становятся Поэзией
У Любови Новиковой много хороших стихов, но мне почему-то больше других нравится одно, что вошло в большую подборку, опубликованную на страницах журнала «Юность» (№ 10, 2011 г.)

Лет 30 прошло. А точнее сказать — 28.
Тогда начиналась дождливая поздняя осень.
Не то чтоб со смыслом, скорее, наверное, в шутку,
Ты мне подарил свою тонкую белую трубку.

Она ни к чему мне, давно я курю сигареты.
Они — моя слабость. Хоть, в общем-то, я не об этом.
Хорошая трубка. Она бы тебе пригодилась.
Ты можешь забрать ее. С ней ничего не случилось.

Что может случиться с обычною трубкою белой.
Ну, чуть пожелтела. Так я подбелю ее мелом.
Почищу ее, и опять она станет как новой.
Что может случиться с обычною вещью грошовой.

Ведь лет миновало всего ничего — 28.
Забыл? Я напомню: стояла дождливая осень.
Что ты говорил мне и что я тебе отвечала —
Я все сберегла, сохранила и не потеряла.

На черный денек твой. На тот непредвиденный случай,
Когда ты забьешься в тяжелой тоске, как в падучей,
Когда от тебя отворотятся, как от чумного.
Ты вспомни меня, позови. Я приму и такого.

Такого. Любого. Любовь — она сраму неимет.
Она приголубит. Она твои плечи обнимет.
Она пожалеет. Она тебя примет, как милость.
Ты можешь забрать ее. С ней ничего не случилось

В предисловии к этой публикации Любовь Новикова признается: «Стихи станут поэзией только тогда, когда поэзия для тебя станет жизнью. Я человек крайних суждений и действий, между «да» и «нет» у меня мало оттенков. Уж если отдавать, то отдавать надо все, не торгуясь». Такое она дает напутствие всем начинающим авторам. А начинающих авторов через литобъединение «Третья пятница» при юношеской библиотеке имени Некрасова, которым она на общественных началах бессменно руководит уже шестнадцать лет, прошло немало.

И куда ни приду - называют чужой.
Мои звезды окутала темень.
Я хожу, я блуждаю, я стала седой.
Я ищу свое время.

И друзья повздыхали да враз разошлись.
А враги, те махнули рукою.
И под ноги мне пылью стекается жизнь.
Что мне делать с дорогой такою?

Заметает следы, и не слышно шагов.
И ни станции, ни полустанка.
По сквозным площадям задремавших веков
Я блуждаю, как нищий с шарманкой.

Никого. И такое молчание тут!
Только лязгают строчек оковы
И слова мои гулко летят в пустоту.
И ко мне возвращаются снова.

В 1981 году, пройдя творческий конкурс, Любовь Новикова отправляется поступать в Литературный институт имени Горького... В 1982 году едет снова, сдает вступительные экзамены и, чувствуя, что опять не добирает проходного балла, начинает паковать чемодан. И тут на ее счастье появляется руководитель курса — литературовед и критик Валерий Васильевич Дементьев, для которого главное не полученные баллы, а стихи.
Любовь Новикова не скрывает, что годы учебы в Литературном институте дали ей очень многое: она обошла в Москве все музеи и выставки, вплоть до нашумевших в ту пору французских импрессионистов, благодаря студенческому билету побывала во многих столичных театрах.
Но ни лекции, ни семинары ей никогда бы не принесли того, что она получила в общежитии Литературного института во время общения с однокурсниками. Это были постоянные до глубокой ночи  споры о новинках литературы, поэзии и месте поэта. Больше всех тогда она общалась с ребятами, приехавшими с Украины. И один из них, разглядев в девчонке из Ярославля тонкого внутреннего лирика, посоветовал Любе не прятаться в стихах за общее, говорить от себя. И только после третьего курса Любовь Новикова осмелилась писать от своего собственного я. Но при этом еще больше ужесточила внутренние требования к себе.
Рукопись первого поэтического сборника Любови Новиковой «Сирени цвет» прежде чем стать в 1988 году книгой пролежала в Верхне-Волжском книжном издательстве шесть лет. Вторая вообще пропала бесследно. И только в 2000 году вышла еще одна тоненькая книжечка стихов «Лицом в ладони», в которой автор уже была по взрослому строга и придирчива к себе:

Не отболела. Такие болезни,
Стихнув, гнетут изнутри.
Нет меня каменей, нету железней,
Нету бессмертней – смотри
Как я пишу тяжело и устало,
Жизнь свою строчками рву.
Вот она вся – под откос и пропала.
Я и без жизни живу.   

Получив в 1993 году писательский билет Союза российских писателей,  Любовь Новикова несколько лет отработала библиотекарем в Ярославском государственном педагогическом университете имени Ушинского, а потом связала свою жизнь с журналистикой. Работала корреспондентом газеты  «Городские новости», корреспондентом и редактором отдела писем областной газеты «Золотое кольцо».

А и вспомнит кто, скажет: «Зря жила -
Не пополнила ни добра, ни зла».
Пронеслась звездой, пролилась водой
Над землей, и стала землей.
Разве стоило ворошить слова.
Говорить слова, что слышны едва.
В пол-души жалеть, в пол-свечи гореть.
А потом
Совсем умереть.
Стать травинкою, стать сухим листом.
И лежать молчком, и лежать тишком,
Никому - не боль, никому - не страх.
Жить, чтоб только - в пыль.
Жить, чтоб только - в прах.
То, что по уму, так и быть тому.
Как на лобном месте - в своем дому.
Сожжена душа, горло порвано.
А добра и зла так же поровну.

«Как и любой не случайный поэт Любовь Новикова стихов не сочиняет и не придумывает, - заключает Николай Николаевич Пайков. - Она ими мыслит, понимает, полнит собственное существование. От них она отсчитывает остальное».