Враги и братья

Борис Бызалов
  Борис Бызалов
    Враги и братья
    Москва
    2014г.               

                ВРАГИ  И  БРАТЬЯ


    Что с нами? Жила бы страна,родная! М.К.Янгель. В.Ф.Уткин. Л.Д.Кучма. Боевые заместители. Команда молодости нашей. Враги внешние и внутренние.


   Эти воспоминания были написаны в 1994 году по просьбе руководителей Конструкторского бюро «Южное» - одного из основных создателей советских военных и космических ракет. Их полный  текст был опубликован в 2004 году в газете «Конструктор», а его фрагменты в книге воспоминаний о Михаиле Кузьмиче Янгеле – Главном конструкторе этого КБ.

   После распада Советского Союза, развала целых отраслей его промышленности  и предпринимаемых нынче попытках возродить их былое могущество, эти воспоминания могут оказаться интересными не только для специалистов, занимающихся созданием больших систем с разветвленной кооперацией, но и для  нынешних политиков и социологов.
 
  Можно по разному относиться к событиям, происходящим сегодня в Украине и к государственным деятелям этой страны, но то, что  отображено в этих воспоминаниях было  честно ,объективно и без всяких примесей  вкусовщины и конъюнктуры. Например, мы, москвичи, на работе и в быту,  никогда и нигде, не только в Днепропетровске, но и в Киеве, Харькове, Краматорске, Кременчуге, Мариуполе, Донецке, Дружковке, и даже во Львове, не ощущали никаких признаков национальной неприязни. Откуда она взялась сейчас, в условиях гражданской войны в этой стране и обострения отношений между Россией и США? Скорее всего, это результат целенаправленного массового зомбирования украинского населения страны ее националистическим руководством. В течение одной человеческой жизни происходят не только войны, но изменяется и мировоззрение многих руководителей, бывших ранее добрыми соседями, а в молодости и хорошими друзьями.

   Вот, например, Леонид Данилович Кучма. В этих воспоминаниях, равно как и в других отзывах, можно узнать о нем много хорошего. Но ведь это ему принадлежат слова о жертвах сбитого четвертого октября две тысячи первого года над Черным морем российского самолета: «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба.  Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, все будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу!». Цинизм этого высказывания не требует комментарий. Невольно начинаешь думать, а не так ли уж бескорыстен Президент в трагедии с журналистом Гонгадзе? И почему коммунист Кучма – Генеральный директор крупнейшего советского ракетного завода стал убежденным «руховцем»? И почему сейчас, именно он,  экс -президент,  на переговорах о перемирии в гражданской войне выступает представителем правительства, в котором националистические экстремистские силы играют, отнюдь, не последнюю роль? А ведь когда – то в советские времена в его команде были и украинцы, и русские, и евреи и другие национальности. И все жили дружно!
 
  Ниже, без всяких купюр и искажений  приводится текст, опубликованный еще в мае 2004 года:

          О совместной работе ГКБ «Южное» им. М.К.Янгеля с ФГУП КБТМ и о                людях, ее совершавших.

    Совместная работа ГКБЮ с КБТМ началась еще в те далекие  пятидесятые годы, когда ГКБЮ называлось ОКБ – 586, а КБТМ – Государственным специальным конструкторским бюро транспортного машиностроения (ГСКБ «Трансмаш»). КБТМ подошло к этой, как сейчас выражаются, «судьбоносной встрече» уже сложившимся конструкторским коллективом, способным разрабатывать проекты сложных систем и агрегатов и осуществлять авторский надзор и инженерное сопровождение при их изготовлении.
 
   В нем были представлены три инженерных поколения: старшее – инженеры старой русской школы, которые в своей практической работе пользовались еще справочниками Хютте и ТУ ГАУ сороковых годов, среднее поколение – сорокалетние инженеры, пришедшие в КБ из послевоенной авиационной, оборонной, автомобильной промышленности и других отраслей народного хозяйства, и молодежь – с институтской и школьной скамьи. Среди тех и других было много участников войны, восполнивших свое образование в школах рабочей молодежи и вечерних институтах.

    К чести руководителей КБ и старшего поколения в коллективе была создана деловая атмосфера, осуществлялась взаимная по мощь друг другу в сложных ситуациях и неформальное практическое обучение молодых специалистов. До сих пор почтенные ветераны и пенсионеры КБ добрым словом  вспоминают  своих ушедших из жизни учителей.

    К середине пятидесятых годов КБ приобрело уникальный опыт создания передвижных агрегатов для ракетной техники, основу которых составляло транспортное, заправочное, стыковочное и грузоподъемное оборудование. К этому же времени появился и первый опыт работы над комплексами тактических ракет разработки В.П.Макеева, что принесло в КБ понимание задач и построения ракетных комплексов. В пятидесятые в КБ с численностью всего в полтысячи человек одновременно разрабатывалось, изготавливалось и испытывалось до пятидесяти наименований оборудования.

   Первые контакты с ОКБ – 586 начались с привлечения ГСКБ к выполнению работ по созданию наземного оборудования для ракет 8К63, 8К64 и 8К65. Частые поездки в Днепропетровск по согласованию технических заданий и решению технических и организационных вопросов при разработке эскизных проектов, а в дальнейшем и рабочей документации раскрыли нам стиль работы специалистов ОКБ – 586,которым всегда было чуждо деление на «белых» и «черных», свойственное некоторым головным предприятиям не только в ракетно – космической отрасли.

    Мы встретили дружественную деловую обстановку и настоящие товарищеские отношения между людьми, которые выполняли одно дело и ощущали его патриотический характер. Взаимопонимание в решении уникальных технических проблем позволило в дальнейшем подойти к созданию ракеты – носителя и ее наземного оборудования как к единому средству выведения космического аппарата на заданные орбиты, что, естественно, сказалось и на облике ракеты и на технологической идеологии старта.

    За прошедшие полвека сотрудничества было разработано огромное количество агрегатов и систем наземного оборудования и созданы современные ракетно – космические комплексы, которые до сих пор успешно участвуют в выполнении отечественных и зарубежных космических программ. За эти годы конструкторам обеих организаций приходилось общаться друг с другом на всех стадиях создания комплексов и на всех уровнях исполнения и руководства. И если об истории работ и их результатах, в том числе и совместных с КБТМ, можно найти сведения в специальной литературе, то по их участникам таких сведений гораздо меньше. С благодарностью и признательностью хотелось бы рассказать о впечатлениях от встреч с этими людьми независимо от их должностного положения и характера выполняемых ими работ. Я осознаю, что эти рабочие и дружеские контакты недостаточны даже для воспоминаний, но и краткие штрихи со стороны могут дополнить образ, сложившийся вблизи.
 
   В разные годы, в зависимости от задач, специалисты наших КБ встречались на самых различных уровнях, причем эти деловые обсуждения всегда проходили в обстановке, когда не должность определяет участников обсуждения, а знание предмета. Вспоминается, как Михаил Кузьмич Янгель во время подготовки к пускам ракеты 8К67 наблюдал за пайкой проводов к пироразъемам, которую в силу необходимости проводил на открытом воздухе инженер КБТМ Вартан Меграбян, подбадривал его, помогал советом, да и подучивал рабочим приемам. Вообще Михаил Кузьмич, при всей кго жесткости по принципиальным вопросам и ответственности при выполнении работ оставался весьма демократичным в обращении с людьми, которых он уважал и ценил. Неоднократно мы участвовали в обсуждении технических проблем, по которым в горячих спорах, табачном дыму, в ненормируемое время в рабочей комнате рядом с кабинетом Янгеля вырабатывались единственно правильные решения. Михаил Кузьмич, участвующий в обсуждении, попыхивал сигаретой,  слушал, помалкивал, а потом принимал решение : «Вот будет так…»,  причем это решение, иногда не совпадающее с мнением большинства, всегда было, как правило,  верным. Природа и самосовершенствование наделили его даром убеждения, которое вкупе с глубокими знаниями и инженерным чутьем оказывало решающее влияние при принятии организационных и технических решений на самом высоком уровне руководства промышленности и страны.

    Мне пришлось быть у министра С.А.Афанасьева,  когда решался вопрос об организации работ по шахтным стартам для ракеты 15А14, вопрос, который  имел колоссальное, едва ли не решающее значение для создания системы сдерживания и паритета в «холодной войне»  СССР и США. Главный конструктор – разработчик и создатель шахтных установок для семейства «речек» Евгений Григорьевич Рудяк не смог преодолеть классического подхода к созданию принципиально нового вида ракетной системы повышенной защищенности от термоядерного воздействия, не нуждающейся в обустройстве шахт сложными и дорогими в строительстве и монтаже газоотводами, что, конечно, давало возможность сэкономить на развертывании системы защиты от возможного нападения колоссальные государственные средства.  Михаил Кузьмич, встретившись с таким непониманием со стороны своего смежника, высказал ему свое отношение к его позиции: «Ты, очевидно, не отдаешь себе отчета в том, что происходит, ты превратился в тормоз развития техники, ты мешаешь обороноспособности страны, тебе придется уйти». И, действительно, Янгель настоял на смене руководства соисполнителя и привлек к разработке эскизного проекта КБТМ, ведущий состав которого  полностью разделял концепцию КБ «Южное».

   Так же жестко Михаил Кузьмич поступил и с руководством ГСКБ В.П.Петровым, который был по предыдущему богатому профессиональному опыту прекрасным конструктором – агрегатчиком, но растерялся перед несвойственной для него работой по проектированию и созданию сложных комплексов оборудования, связанных с большими объемами и сжатыми сроками строительства сооружений и производства строймонтажных работ. В ре6зультате к работам по созданию экспериментальной стартовой позиции для новой ракеты 8К67 был привлечен коллектив инженеров ГСКБ, способных выполнить поставленные перед ними задачи, а главным конструктором был назначен В.Н.Соловьев, в которого Михаил Кузьмич поверил, и в дальнейшей совместной работе не разуверился ни в коллективе, ни в руководителе предприятия.

   Это было время, когда от начала проекта в июне 1962 года до первого пуска ракеты 8К67  в сентябре 1963 года прошло немногим  более одного года – темпы работ невиданные в ракетно – космической технике ни до, ни после создания этого комплекса. Напряженная работа над проектом ракеты, стартовой и технической позиции, тяжелые климатические и бытовые условия работы непосредственно на объекте строительства комплекса еще более сблизили коллективы КБЮ и КБТМ, а почти постоянное присутствие на полигоне главных конструкторов, их заместителей, руководителей промышленности страны и заказчика создавали идеальные условия для практической учебы молодежи, которая в дальнейшем пришла к руководству предприятиями военно – промышленного комплекса и в значительной степени составила кадровый потенциал отрасли.
 
   Работали не считаясь  ни со временем, ни с личными проблемами, не особенно обращая внимания и на здоровье, что было характерно и для молодежи и для руководителей работ. То же относилось и к М.К.Янгелю. Напряженная работа, сзнание своей ответственности перед страной, оторванность от семьи и особенно трагедия «неделинской» катастрофы,  свидетелем которой он был, подкосило сердце и Михаила Кузьмича.

   Помню, как на одном из Советов главных конструкторов, пленарное заседание которого проходило в актовом зале КБЮ, Михаил Кузьмич сидел на сцене за председательским столиком с землистым мокрым лицом, слушал доклады участников Совета и беспрерывно курил. За три часа работы Совета была выкурена пачка «Новости». Для М.К.Янгеля было несвойственно житейское спокойствие, хотя внешне он выглядел очень спокойным и рассудительным человеком. Для него, я думаю,  самым главным в жизни было его творчество во имя его страны, его государства, его родного конструкторского бюро.

   С Владимиром Федоровичем Уткиным в шестидесятые годы представители КБТМ встречались реже, чем с М.К.Янгелем. В те годы он, как заместитель главного конструктора, руководил разработкой конструкций непосредственно самой ракеты и к ее наземному оборудованию имел меньшее отношение, чем проектанты, занимавшиеся разработкой комплекса в целом. Вопросы связи с ракетой решались на уровне отделов и не требовали обращения к руководству предприятия. Зато, когда во имя выполнения ТТТ на новое поколение ракет возобладала идея совместного проектирования ракеты с ее наземным оборудованием, участие первых лиц стало необходимым, поскольку приходилось принимать неординарные решения. Владимир Федорович подробно вникал как в состояние дел, так и в технические проблемы.

   Почти все разработки КБЮ отличались реализацией в них технических новшеств, вызывающих озноб у многих высших чиновников из управленческого аппарата министерств, военно - промышленной комиссии и Центрального комитета партии. Разработка ракетно – космического комплекса «Зенит», например, проходила в острейшей конкурентной борьбе за внедрение самого мощного  в отечественном и зарубежном ракетном двигателестроении четырехкамерного ЖРД 11Д520, вызвавшего при его разработке длительную дискуссию и конкурсные разработки. Поддержка Владимиром Федоровичем и В.П.Глушко варианта, разработанного в НПО «Энергомаш» , в значительной степени повлияла на выбор двигателя для РН «Зенит».

   Во время моих частых рабочих поездок в КБЮ  Владимир Федорович, узнав о моем нахождении на территории предприятия, всегда находил возможность для встречи, хотя зачастую особой необходимости для участия Главного конструктора в решении вопросов не требовалось. Тем не менее Владимир Федорович находил время для детального разговора по технике и ситуационной обстановке, складывающейся в процессе проектирования комплекса. Это были встречи единомышленников, в которой всякий раз проявлялась убежденность  В.Ф.Уткина в принципиальной правильности принятых решений. В последний раз мне пришлось встретиться с ним в Государственной Думе на заседании комитета по промышленности и конверсии, на которое он приехал уже в качестве директора ЦНИИмаша. В аудитории находились руководители российских предприятий со всех концов страны, в основном не из оборонного комплекса. Владимир Федорович выступил со свойственной ему убежденностью и проникновенностью, в которой сквозила боль за жалкое состояние промышленности,  в которой она оказалась после развала СССР в наступившем периоде разрухи и бесхозяйственности.

  В конце  60- х  годов при строительстве и вводе комплекса 11П869 на Байконуре сложился дружный и работоспособный коллектив ведущих инженеров, представлявших головные предприятия, участвовавшие в создании комплекса. От МКБ «Стрела» ведущим по системе в целом работал А.З.Поляков, по РН 11К69- Л.Д.Кучма, по космическим аппаратам -В.В.Бебенин, Э.Л.Голодницкий, С.Г.Рашевский и по наземному оборудованию – И.Л.Козак и И.М.Перельман. Это были молодые энергичные инженеры, уже получившие технический, организационный и житейский опыт на предыдущих комплексах и конструкторской работе, свободные от бюрократических пут и обладающие большим стремлением к внедрению всякого рода технических новшеств.

   Надо ли говорить о том, что единые интересы, общая и личная ответственность сложили этот ведущий состав проектантов и конструкторов. Все они остались работать в ракетно-космической отрасли, приобретя в ней известность и авторитет. Л.Д.Кучма, пройдя путь от ведущего инженера почти через все этапы служебного роста, стал Президентом Украины. Можно вспомнить очень много  рабочих и житейских эпизодов из совместной работы в Днепропетровске, Байконуре и Москве. И если в быту они носили незначительный, повседневный характер, связанный, в основном с отдыхом после напряженного трудового дня,  то по работе не помню случая,  чтобы в результате обсуждения  каких-либо острых вопросов мы расходились не удовлетворенные позицией и решениями ведущего по ракете.

  Уже будучи парторгом КБ, Леонид Данилович во время наших частых поездок в Днепропетровск по другим заказам продолжал помогать в решении вопросов, если по каким-либо причинам возникали препятствия. В Байконуре, учитывая излишнюю скромность руководства КБТМ, не имеющего на полигоне даже приличной представительской машины, Леонид Данилович часто давал мне свою директорскую "Волгу" для дальних поездок на другие площадки полигона, что значительно облегчало преодоление формальных и режимных трудностей. Я не говорю уж о более серьезных примерах доброжелательного отношения к нуждам своих смежников и примерах решения рабочих вопросов.

  Последний раз мы встретились с Леонидом Даниловичем четыре года назад на похоронах В.Ф.Уткина, куда он приехал с частным визитом, как его бывший ученик и товарищ. Встретились накоротке, я с группой КБТМ выходил из почетного караула, а Леонид Данилович входил в зал: "Борис, и ты здесь?"- улыбнувшись спросил он. "Леня, дорогой! Здравствуй"- только и успел сказать я, и нас развели.

  Вспоминаю об этом не для того, чтобы показать свою близость к  Президенту, а потому что далеко не у всех сохранились такие качества, когда через 5-20 лет после последних встреч, люди, добившиеся высоких государственных постов, узнают своих облысевших, поседевших и постаревших товарищей молодых  и даже зрелых лет. Иногда предпочитают и не узнавать.  Леонид Данилович, как видно, не из таких, хотя за годы его президентства и работы премьером  перед ним прошли тысячи и тысячи людей.

  Доброе слово нужно и должно сказать о заместителях главного конструктора и руководителях тем. Они составили крепчайший фундамент руководства предприятием,   при том, что в их работе никогда не наблюдалось формализма, а, наоборот, проявлялось творчество, независимо от направлений, которые они вели.

 Это Станислав Николаевич Конюхов- нынешний Генеральный конструктор , руководитель КБ, всегда вдумчивый и ответственно решающий сложнейшие проблемные технические вопросы, взваливший на себя бремя руководства таким большим и сложным коллективом,  как КБ "Южное". Примером решения таких вопросов по наземному оборудованию явилось обсуждение с последующим принятием окончательного технического документа по системе удержания ракеты-носителя "Зенит" на пусковом устройстве, да и много других решений уже в нынешние времена.
  Николай Федорович Герасюта, не сразу воспринявший специфику "наземки", а проникнувшись ею, ставший активно помогать нам в осуществлении автоматизированных "безлюдных" стартов.
  Это Юрий  Алексеевич Сметанин, активное внимание которого к идеологии стартовых комплексов мы постоянно ощущали в нашей совместной с КБЮ работе и, в особенности, по морскому старту.
  Это Михаил Иванович Галась с молодых лет, еще в ранге ведущего инженера, работавший с наземщиками, отлично знающий людей и нашу специфику.
 Это Грачев Виктор Васильевич, полжизни проведший на полигонах,             которого,  мне кажется, уже  ничем невозможно было удивить. О легендарных М.И.Галасе и В.В.Грачеве местные байконурские барды слагали песни и пословицы.
  Это обаятельный и остроумный  Эрик Михайлович Кашанов, преждевре5менный уход из жизни которого стал потрясением для М.К.Янгеля и всех тех, кто его знал и кто с ним работал.

  При Генеральном конструкторе КБЮ существовала группа главных ведущих инженеров, молодых, оперативных, знающих свое дело людей, способных самостоятельно принимать решения и продуктивно работать с предприятиями-соисполнителями. Руководители КБ поручали им самые разнообразные вопросы, начиная с организации работы Советов главных конструкторов, участия в решении принципиальных технических проблем, ответственных поездок в вышестоящие организации и к руководителям смежных предприятий, кончая встречей и бытовым устройством участников совещаний и гостей КБЮ.
  Это была разносторонняя и суровая школа руководителей. Многие из них и становились руководителями работ, комплексов, начальниками отделов, заме5стителями главного конструктора. Для такой работы надо было еще обладать и соответствующими личными качествами. Короче, это был кадровый руководящий резерв.
   КБТМ с благодарностью и признательностью  вспоминает годы совместной работы с Владимиром Геннадьевичем Комоновым, Владимиром Николаевичем Федоровым, Владимиром Владимировичем Зуевым, Георгием Георгиевичем Бедняком, Анатолием Васильевичем Агарковым, Николаем Всеволодовичем Цупканом.

  Особое место в истории деловых дружеских отнощений КБЮ и КБТМ занимает 55 отдел КБЮ. Его бывший начальник Игорь Исаевич Щукин, патриарх КБЮ,  с самого начала наших совместных работ, еще в середине пятидесятых годов, сумел установить и сохранить в дальнейшем атмосферу доброжелательности между сотрудниками обоих предприятий. Интересно то, что первое массовое общение произошло в поезде Москва- Днепропетровск, которое и заложило основы будущего взаимопонимания. При всем при этом дружеское общение не исключало строгого спроса друг с друга и взаимную учебу.
 Евгений Андреевич Шрамко, Виктор Михайлович Улисеев, Станислав Михайлович Погорелый, Александр Антонович Захаров, Владимир Васильевич Семенов, Аркадий Александрович Селезнев, Владимир Петрович Болгарин, Лев Мечиславович Шаматульский с коллективом 55 отдела и специалистами КБТМ скрупулезно отрабатывали все тонкости наземной эксплуатации сложнейшей техники в т.ч. и ее создание, и проведение пусков на полигоне.

  Идеология совместного проектирования ракеты- носителя и ее наземного оборудования требовала совместного участия проектантов и конструкторов. почти всех подразделений КБЮ и КБТМ. Конечно, вряд ли мы добились бы общих успехов без непосредственного участия в работе 101, 103, 58, 125, 330 и других отделов КБЮ и их славных представителей, руководителей отделов, ведущих инженеров и специалистов: Владимира Ивановича Кукушкина, Валентина Николаевича Автономова, Владислава Харлампиевича Репетило, Борниса Мих айловича Лавриненко,  Станислава Яковлевича Козина, Николая Владимировича Гумилевского, Леонида Алексеевича Грибачева, Александра Андреевича Михальцова, Юрия Николаевича Тиссельского,  Иосифа Менделевича Игдалова, Игоря Глебовича Писарева, Сергея Алексеевича Матюшенкова, Марка Леонидовича Волошина, Анатолия Михайловича Попеля,  Владлена Леонидовича Онищенко, Бориса Евгеньевича Хмырова, Владимира Григорьевича Гудима.

  В этих заметках названы лишь те, с кем я лично в течение многих лет имел удовольствие поддерживать дружеские и деловые контакты. У каждого из тех сотрудников КБТМ, кому по работе приходилось встречаться с людьми из КБЮ,  сохранились теплые воспоминания о годах совместной плодотворной работы.
  У всех у нас по- разному сложились судьбы. Но несомненно,  каждый из тех, о ком я здесь написал, внес свой посильный вклад в развитие и историю ракетно- космической техники.
                Б.Ф.Бызалов.

    На этой жизнерадостной строке заканчиваются опубликованные в днепропетровской  газете воспоминания. Не о всех здесь сказано. Один  Антон Михайлович Бондаренко чего стоит! Высокий, могучий, добродушный! Ему бы приклеить обвислые усы, да на бритую голову прикрепить чуб- ну вылитый Тарас Бульба! Ветеран Великой Отечественной войны, ногу потерял на войне, мучился на деревянном протезе. Но был всегда тщательно выбрит, аккуратно одет,  полон деловой энергии и доброжелательного юмора. Несправедливость какую- либо не терпел. Догнала его война- рано он ушел из жизни. Жаль его. И у нас в КБ были такие же. Особенно из бывших солдат прошедшей войны.

  И кто же скажет, что мы не братья? У нас даже враги одни и те же!

   Внутренние враги: зажравшиеся подонки, добравшиеся до бесконтрольной власти в регионах,  в центральных и местных управленческих структурах, в законодательных и судебных органах страны. Явные и подпольные миллиардеры,  которым глубоко наплевать на историю страны и ее, отнюдь, не богатеющий  народ. Оборотни в силовых структурах, разваливающие вопиющие уголовные и коррупционные дела. Неграмотные и непрофессиональные руководители в социальной сфере, демографии, здравоохранении, образовании и жилищно- коммунальном хозяйстве. Экономисты, убивающие не на словах а на деле свободное предпринимательство в промышленности и сельском хозяйстве, губящие  отечественное  производство товаров и продуктов и ставя, тем самым, под угрозу продовольственную и промышленную  безопасность страны. Это лжепатриоты, которые любовь к своему месту рождения, к своей Родине и гордость за свое Отечество заменяют легкоусвояемой ненавистью к другому цвету кожи и чертам лица. Это, наконец, армия прихлебателей в средствах массовой информации, которая лжет и скрывает правду от своего народа.
 
 И внешние враги у нас тоже одни и те же. Это недобитые во время Второй мировой войны фашисты и взращенная ими молодежь, стремящаяся поиграть в "войнушку" и установить очередной диктаторский режим. И если мы не смогли сделать наш образ жизни привлекательнее западного, это еще не значит, что заменой ему может быть диктатура нацизма.  И что такое "бандеровцы" мы тоже помним.

  А в Украине произошло, именно, то самое. Майдан, который первоначально выступил против своих внутренних врагов, захватили "западенцы", и дальнейшее развитие пошло по их сценарию при полном попустительстве корумпированной, развалившейся власти Януковича, и политической, финансовой и военной поддержке ненавидящего нас Запада.
 
  Взорвался котел! Лопнуло терпение! У них, у наших братьев, украинцев, порог терпения оказался ниже, чем у нас. И началась кровожадная Гражданская война. Когда гибнут невинные дети и разрушаются жилища.  Даже в прошлую Гражданскую войну ни Белые, ни Красные не разрушали города, поселки и деревни, не уничтожали мирное население! В Отечественную войну это делали немцы.  Вы, нынешние руководители Украины взяли на вооружение их исторический опыт?

  А с внутренними врагами и нам надо решать. Потому что пар перегревается! Уже была Кандопога, Пикулево, Пугачев, Бирюлево, Арзамас, Болотная и многое другое. Разве мы тоже хотим кровожадной войны? Она пострашнее будет! Результатом могут стать очередные десятки миллионов жертв и разрушение целостности России. Мы этого хотим? А если не хотим, то надо, наконец, навести порядок в своем доме,  и пока народ еще безмолвствует уничтожить причины, побуждающие его заговорить. Не надо нам ни миллионных жертв, ни разрушения наших жилищ!

 А пар продолжает перегреваеться!