Шли годы... - часть третья

Валентина Кочубей
Ш Л И      Г О Д Ы …
Кончилась  война.  Кое – как  начали  справляться  с  голодом.  Школа  для  нас  оставалась  любимым  местом.  Учились  с  удовольствием.   Конечно,  не  по  всем  предметам,  но  литературу  обожали.   Особенно  долгожданными  и  любимыми  были  литературные  вечера,  новогодние  балы  в  костюмах  литературных  персонажей (костюмы,  конечно,  были  крайне  примитивными).  Танцевали,  веселились,  радовались  миру  и  празднику.  Да,  возраст  уже  был  такой,  что  любая,  даже  самая  маленькая  радость  утраивалась,  а  горе,  горе  как – то  потихоньку  отступало.    Мы  жили  сегодняшним  днём.  В  10  классе  мы  узнали,  что  умер  И,В, Сталин.  Сообщила  нам  об  этом  наша  классная  Анна  Ивановна  Сомова  со  слезами  на  глазах: «5  марта  умер  наш  дорогой  вождь  Иосиф  Виссарионович  Сталин»  и  от  горя  и  старости  села  за  учительский  стол – стоять  не  было  сил.  Мы,  стоя,  переглянулись.  Нужно  было,  наверное,  заплакать,  а  мы  стояли  молча.  Нет,  мы  не  были  тупыми  и  жестокосердными.  Просто  у  нас  не  было  слёз:  мы  выплакали  их  во  время  войны,  в  детские  годы.  Анна  Ивановна,  немного  успокоившись,  сказала: « Там,  в  коридоре  оборудовали  уголок  с  бюстом  Сталина,  нужно  два  человека,  чтобы  дежурить,  отдежурить  должны  все,  меняться  будете  через  каждые  полчаса,  первыми  пойдут  староста  и  комсорг.    Пошла  я  - староста  и  комсорг – Коля  Ермолаев.  Мы  понимали,  что  это  горе,  горе  для  всей  страны.  Но  мы  пережили  войну,  потеряли  родных,  самых  родных,  самых  близких.  Когда  встали  у  бюста,  украшенного  флагами,  я  сокрушённо  сказала: « Как  же  мы  теперь  будем  жить?»  На  что  мудрый  комсорг  ответил: «Ничего,  свято  место  пусто  не  бывает.  Всё  возвратится  на  круги  своя.»  Заплакать  нам  так  и  не  удалось.  У  бюста  нехорошо,  неприлично.  Когда  пришла  домой  и  сообщила  эту  новость,  мама  сказала,  что  на  заводе  был  митинг,  а  бабушка  повернулась  к  иконам и,  перекрестившись,  произнесла: «Царство  ему  небесное,  хороший  был  человек»
Шёл  1953  год…  и  жизнь  пошла  своим  чередом…  Опять  огромные  очереди  за  хлебом.  Правда,  уже  без  карточек  и  можно  было,  кроме  хлеба,  купить  ещё   сладкую  булочку,  если  достанется.  Но  самое  главное  в  нашей  жизни  была  школа,  где  было  весело  и  интересно.
После  школы  попыталась  поступить  в  пединститут  на  историко – филологический  факультет.  Сдала  всё  отлично,  но  по  географии  получила  4,  и  меня  не  зачислили.  Вместе  с  подругой  Аллой  Новосёловой  (у  неё  было  две  четвёрки)  нас  пригласили  в  деканат  и  откровенно  сказала: « Девочки,  вы  умнички,  но  по  разнарядке  мы  должны  принять  несколько  человек  из  Китайской  народной  республики,  мы  зачислили  новосибирцев,  которым  не  нужно  общежития  и  китайцев.  А  вы  с  этими  экзаменационными  листами  можете  поступить  в  любое  другое  учебное  заведение».  Сейчас  я  бы,  пожалуй,  повоевала,  но  тогда  мы  с  Аллой   спокойно  уехали  в  Кривощёково  (это  Кировский  район  города  Новосибирска  )  и  поступили  сразу  без  экзаменов  в  радиотехникум.  Аллочка  закончила  его  и  работала  в  Новосибирске  на  потоке  одного  из  радиозаводов.  А  я  проучилась  один  семестр,  сдала  всё  на  отлично   только  из  престижа   и  оставила  радиотехникум.  Поняла,  что  это  не  моё  и  уехала  в  школу.
Была  средина  учебного  года,  поэтому  мне  пришлось  подменять  учителей,  ушедших  в  декретный  отпуск.  Поработала  в  Барабке,  потом  в  Преображенке,  где  моими  учениками  были  высланные  с  Западной  Украины  сельские  жители,  так  я  и  не  поняла,  за  что.  Благо,  что  потом  некоторые  из  них  получили  образование,  некоторые – высшее,  а  некоторые – среднее  специальное.  Немного  поработала  в школе  №  2  пионервожатой,  но  эта  работа  мне  не  нравилась,  я  хотела  быть  учительницей  литературы.  Часто  ходила  на  уроки  ведущих  учителей,  училась  на  примерах  заслуженных.  В  августе  готовилась  поступать  в  пединститут,  но  случилось  непредвиденное.
В  очередной  отпуск  решила  съездить  к  двоюродной  сестре  в  Харьков.  Поездка  оказалась  судьбоносной.  У  сестры  Ани  родители  погибли:  папа – на  фронте,  мама – на  заводе.  Во  время  войны  Харьковский  завод  фотоаппаратов  был  эвакуирован  в  Бердск.  Аня  работала  там,  а  когда  Харьков  освободили,  завод  вернулся,  и  Аня  уехала  с  заводом.
Я  поехала  к  ней,  но  даже  не  подозревала,  что  живёт  она  в  очень  стесненных    условиях:  в  старом  бараке  в  посёлке  Красные  Зори,  в      комнатке    6  девушек – работниц,  и  я  приехала  седьмая.   Побыв  немного  с  Аней,  я  решила  устроиться  на  лето  на  работу.  Приехала  я  к  ней  в  конце  мая,  Аня,  конечно,  отговаривала:  « Это же  не  Искитим,  где  работы   полно,  это же  миллионный  город».  Но  я  не  растерялась,  пошла  в  Обком  Комсомола,  и  они  взяли  меня  отрядной  вожатой  в  Богодуховский  пионерский  лагерь,  только  нужно  было  пройти  недельный  семинар.  С  удовольствием!
Собрались  мы  на  семинар   во  Дворце  пионеров  замечательном  старинном  доме  со  стеклянным  куполом.  Пришли  несколько  парней  и  девушек – все  студенты.  Начали  делать  перекличку: « А  где  ваш  Кочубей?»   « Сейчас  придёт,  он  сдаёт  последний  экзамен,  мы  уходили,  ое  уже  начал  отвечать».  Слышу: «Можно?»  «Да, да  проходи,  мы  уже  ждём».
Высокий,  чуть  сутуловатый  блондин,  вьющийся  чуб,  в  клетчатой  рубашке,  в  мятых  брюках  и  белых  тапочках.  Внешне,  похож  на  папу,  что – то  кольнуло  под  сердцем.  « Вот  этот  парень  будет  моим  мужем», - подумалось,  но  надежды  в  сущности  никакой – у  него  без  пяти  минут  диплом  о  высшем  образовании,  а  у  меня  в  этом  плане,  как  говорят  в  народе,  «и  кот  не  валялся».  Вожатка  с  10  классами – и  всё!  Я  была  отрядной  вожатой  у  самых  маленьких,  шестилеток.  Володя – у  самых  больших,  у  семиклассников.  Нам  давали  выходные  в  один  день.    Еда  и  питьё  были  пустяшными,  но  у  нас  зарплаты  были  такими,  что  денег  не  хватило,  и  Володя  побежал  через  лес  в  лагерь,  чтобы  взять  деньги,  а  меня  оставил  «в  залог».   Долго  потом  смеялись: «Я  боялся,  что  тебя  арестуют».  Не  зря  боялся,  время  было  такое,  что  нашли  бы,  к  чему  придраться.  Он  угощал  меня  яблоками,  часто  бродили  по  лесу,  пока  у  детей  был  «тихий  час».  Всем  лагерем  ходили  в  походы,  пели  песни  у  костров,  было  весело.  За  ним  бегали  многие  вожатки,  но  он  уделял  много  внимания  только  мне.  Я  не  была  красавицей,  но  за  что – то  я  ему  нравилась,  наверное  правду  говорят : «сердцу  не  прикажешь».  В  молодости  я  была  крученая,  очень  любила  танцевать.  В  Искитимском  Дворце  Культуры  каждый  вечер  пропадала  на  танцах.  Подкрашу  зубным  порошком  свои  коричневые  туфли – брезентушки  на  высоком  и  пошла  на  танцы.   Володя  совсем  не  умел  танцевать  и  отговаривался :» Не в  чем  мне  было  ходить  на  танцы,  да  и  не  было  у  меня  к  этому  способностей».  Зато  пел  он  очень  хорошо,  особенно  украинские  песни.  Когда  мы  жили  в  Искитиме,  были  постоянными  участниками  художественной  самодеятельности.  Володя  руководил  учительским  хором.
Помню  как – то  весь  вечер  протанцевала  с  одним  парнем ( молодая  еще  была),  он  хотел  проводить  после  танцев,  я  наотрез  отказалась.  Пошла  домой  с  подружками.  Шутили  потом: «Зря  отказалась,  такой  красавец,  девчонки  из  второй  школы  лопались  от  зависти».  Потом  нашли  фотографию  какого – то  американского  артиста,  который  играл  Тарзана,  подарили  мне  с  надписью  «Похож,  не  правда  ли?»  Но  тем  не  менее  мой  Володя,  мой,  лёг  на  сердце,  хотя  танцевать  абсолютно  не  умел,  не  умел  и  рассказывать  анекдоты,  но  дороже  его  не  было  у  меня  никого  на  свете.  Все  три  лагерных  смены  прошли  как  одно  мгновение.  Нужно  было  расставаться.  Володе  ещё  целый  год  учиться  и  сдавать  государственные  экзамены,  а  мне  нужно  было  только  поступать.  Я  уезжала  в  октябре  домой.  Постуженная  (тёплых  вещей  у  меня  не  было),  похудевшая.  Аня  смеялась  «от  любви».  Она  ни  на  Йоту  не  верила  в  серьёзность  наших  отношений.  Надо  отдать  ему  должное:  он  вёл  себя  предельно  скромно  и  ничего  не  позволял.  Анна  проводила   меня  и  убежала  на  работу,  а  Володя  зашёл  в  вагон,  помог  занести  вещи,  сел  и  заплакал: «Валя,  ты  не  вернёшься,  я  боюсь,  что  ты  не  вернёшься.  Как  я  буду  жить  без  тебя?  Вернись,  пожалуйста!»  « Я  приеду,  Володя,  обязательно  приеду».  Мы  расстались  почти  на  2  года.  За  это  время  я  успела  поступить  а  Новосибирский  пединститут,  на  историко – филологический  факультет,  поработала  в  качестве  бригадира  студенческой  бригады  в  колхозе  села  Шурыгино,  Черепановского  района,  успели  дать  пару  концертов.  Начинала  учиться  в  парашютной  секции,  но  её  вскоре  распустили, т.к.  у  одной  девочки  не  раскрылся  парашют,  и  она  погибла.  Всю  зиму  занималась  лыжами  и  регулярно  получала  письма  от  Володи.  Хорошие  письма,  любвеобильные.  Сейчас  очень  жалею,  что  я  их  не  сохранила.  В  каждом  письме  была  просьба  приехать.  Я  обещала  после  зимней  сессии.  Оказалось,  что  его  пытались  женить  в  Макарово,  родители  подсмотрели  там  девушку,   у  которой      было  большое  хозяйство:  свиньи,  корова,  куры.  Но  Володя  наотрез  отказался : «У  меня  есть  невеста  в  Сибири».   « У  неё  есть  хозяйство?»  « Нет,  у  неё  ничего  нет,  но  я  её  люблю».   Спас  положение  старший  брат  Вася.  Он  от  имени  родителей  написал  мне  письмо: «Валя,  приезжай,  у  нас  Володька  дуже  хороший  чоловик».  Жаль,  что  не  сохранила  это  замечательное  письмо.  Мой  друг  по  институту,  Юра  Савенко,  носил  мне  постоянно  письма  от  Володи  с  возгласами:  « Майне  либе  фрау,  вам  письмо  от  Кочубея».  Прекрасное  было  время!
Я  сдала  сессию,  постаралась  всё  на  отлично,  знала,  что  меня  примут  в  другом  ВУЗЕ  только  с  такими  оценками  и  собралась  уезжать.  Мама  в  слёзы: : «Почему  он  сам  сюда  не  приедет?»  « Мама  он  вчерашний  студент,  откуда  у  него  такие  деньги?»  Поплакала  моя  мама  и  собрала  в  дорогу,  за  что  я  ей  очень  благодарна,  что  не  остановила,  не   запретила.  Только  сказала  чуть  позже : « Ну,  нашла  ты  себе  счастье!»  Конечно,  было  сказано  с  иронией.    Женихи – то  в  Искитиме  были  с  квартирами  и  хорошей  зарплатой,  а  мне,  кроме  Володи,  никто  был  не  нужен.  Он  получил  диплом,  назначение  в  Дубновское   культпросветучилище  в  качестве  преподавателя,  где  до  института  учился  сам.  Мама  собрала  мне  некоторое  приданое:  2  простыни,  2  наволочки,  2  пододеяльника,  матрас.  Из  матраса  я  вытрясла  всю  вату,  сложила  туда  свою  библиотечку   и  поехала,  как  мама  сказала: « Куда  глаза  глядят».  В  Харькове  меня  встречала  Аня.  Помогла  сделать  пересадку  на  Львовский  поезд,  который  останавливался  в  Дубно,  и  я  помчалась  навстречу  своему  53 –летнему  счастью.
Да,  мы  прожили  с  Володей  53  года  и  4  месяца,  и  я  ни  разу  не  пожалела  и  не  раскаялась,  что  тогда  к  нему  приехала.  Мы  любили  друг  друга  всю  жизнь.  И  уже  за  секунду  перед  последним  вздохом,  он  сказал: « Боже  мой,  Валя,  как  я  тебя  люблю».  Это  дорогого  стоит.  Я  плачу все  эти  годы,  знаю,  о  ком  и  знаю,  о  чём.  Как  мне  без  него  тяжко!
А  теперь  о  том,  как  он  меня  встретил,  и  как  мы  жили  все  эти   годы.  Поезд  не  дотянул  мой  вагон  до  платформы.   Он  остановился   прямо  у  какого – то поля.  Володя  стоял  напротив  моего  вагона,  высокий,  в  длинном  чёрном  пальто,  в  чёрной  фуражке,  я  до  сих  пор  вижу  его  таким,  особенно  после  его  смерти.  Что  значит  любимый  человек!  Бросился  помогать  мне  снимать  вещи:  ведь  поезд  стоял  совсем  немного,  он  шёл  дальше,  во  Львов,  надо  было  торопиться.  Я  не  помню,  на  чём  мы  ехали  со  станции.  Привёз  он  меня  на  частную  квартирку,  на  Кирпичную  улицу.  Хозяйка – полячка  с  закутанной  в  тёплый  платок  поясницей,  наверное,  мучил  радикулит,  встретила  приветствием.  Но,  Боже  мой,  теснота  потрясающая.  Напичкано  квартирантов – жуть.  5  или  6  ПТУшников,  Миша – младший  Володин  брат  восьмиклассник,  да  ещё  приехала  я.  Зять  хозяйкин  Боря  чех,  бухгалтер,  жена  его,  Рая  не  обнять  необъятное.  Нас  поместили  в  дальней  комнатке  1,5 х 2,5  жилая.  Топчан – корыто,  полное  соломы,  у  нас  всё – таки  солому  набивали  в  матрасовки  (по  бедности),  а  здесь  просто  прикрыта  домотканым  рядном,  грубым  и  колючим.  Я  и  до  этого  не  жила  богато,  но  такой  нищеты,  как  на  Кирпичной  в  польском  доме,  я  не  видела  нигде.  Застелила  рядно  белоснежной  простынёй.  Сходили  в  городскую  баню,  мылись  под  душем  ,  в  разных  кабинках (  мы  были  оба  очень  скромные).  Под  ногами – мыльная  слизь,  грязь  несусветная,  стены – неоштукатуренный  цемент,  но  из  душа  текла  горячая  вода  и  всё – таки  мы  помылись.  После  ужина  (не  помню,  из  чего  состоящего),  легли  спать.  Утром  Володя  спешил  на  работу  - была  министерская  проверка.  Она  вытряхивала  из  него  все  силы,  приходил  с  работы  в  полуобморочном  состоянии.  Хотя  по  закону,  я  знала  по  школе,  что  нельзя  устраивать  проверки  тем,  кто  работает  первый  год.  Но  в  училище  господствовали  старички  и,  конечно,  натравливали  комиссию  на  молодых  преподавателей.  Всё  это  сказалось  потом  на  Володином  здоровье – неврастения  была  страшная.  Месяц  лежал  в  больнице.  Мы  были  счастливы,  что  мы  вместе,  а  жизненные  бытовые  неурядицы  нас  волновали  меньше  всего,  если  бы  не  больница.
Всю  нашу  жизнь  в  этот  период  1959  года  можно  было  назвать  хождением  по  мукам.  Володя  пил  бром  и  ещё  какие –то  лекарства,  но  через  месяц  выписался.      
          Из  Новосибирска  я  выехала  в  конце  февраля.  У  нас  это  ещё  глубокая  зима,  а  в  Дубно  - весна,  зелёная  трава  пробивается,  солнышко  греет  по – весеннему.  1  апреля  была  так  называемая  «свадьба».  Я  не  хотела  расходоваться,  но  Володя  сказал :  «Надо,  иначе  нас  не  поймут».  Пришлось  сунуть  голову  в  огромные  долги.  Немного  с  готовкой  помогли  хозяева  мадам  Ляховицкая  и  Рая.      Мы  были  им  очень  благодарны.
Но  самое  интересное  произошло  28  марта  1959  года,  когда  мы  решили  зарегистрировать  наш  союз.  Пришли  в  ЗАГС.  В    Дубно  это  маленькое  помещеньице,  куда    протиснуться  можно  только  боком.  Мадам  чиновница  говорит: « Пишите  заявление  и  через  месяц  приходите».  Володя  ей: « Мы  итак  уже  месяц  думали,  так  что  расписывайте  сейчас».  «  Я  вас  распишу,  а  вы  через  год  придёте  разводиться,  меня  уволят,  а  чем  я  буду  кормить  своих  детей?»  Володя даёт  ей  10  рублей  (по  тем  временам  это  хорошие  деньги)  и  бутылку  шампанского  со  словами: « Через  год  мы  придём  к  вам  регистрировать  сына».  Так  и  случилось.