Ragnarok - 1975

Вадим Яловецкий
Жемчужина новозеландского прогрессивного рока. Рагнарёк в германо-скандинавской мифологии - что-то вроде конца света, великая битва добра и зла. Но в данном случае нет никаких помпезных и пафосных запилов, запредельных воплей и музыкального Армагеддона. Зато много прекрасной лирики на фоне обволакивающих звуков синтезаторов и сопровождающей гитары. Восемь дорожек альбома - один из вариантов европейского симфо-прога с сильным «кислотным» влиянием, дополненным идеями и мелодическими гармониями авторов. Итак, четверо музыкантов сформировали свой состав в Окленде (НЗ) в 1974 году. И хотя пели все участники, группу усилили Лией Маальфрид - солисткой, открывавшей концерты заезжих знаменитостей. Альбом начинается с композиции Fenris, здесь в нежные проходы клавишных врывается энергичный голос Маальфрид и после припева музыкальный массив рассыпается на тягучее монументальное соло-перекличку синтезаторов. Красиво, слов нет, особенно модуляции в финале и эхо-вокализы Лии (Fenris выпущенная синглом заняла 32 место в национальном хит-параде). На второй печальной теме Butterfly Sky появляется мужской вокал и запоминающийся прекрасный воспаряющий гитарный риф. Отмечу, что доминирующая роль клавиш Андра Джэйета остается на протяжении всего альбома: мощные волны минорных созвучий вкупе с гитарными эффектами Рамона Йорка и конечно же отменное многоголосье всех участников - визитная карточка коллектива. Лучшие традиции поздней психоделии, группа демонстрирует в великолепной мрачно-депрессивной композиции Rainbow Bridge. Причем большая часть семиминутного сочинения звучит в инструментальном ключе и лишь на последних минутах возникает отрешенный мужской голос, плывущий над этим миром, постепенно приобретая силу и некий позитив. Дальше призрачные миражи вновь возникают в полностью инструментальной Raga. Чувство меры не изменяет группе и вот уже Лиа Маальфрид зажигает в изобилующей синкопами песне Caviar Queen - вполне качественный переход, заканчивающийся шумом океана. А теперь можно вновь абстрагироваться и помечтать, слушая еще один инструментально-прогрессивный эпик Dream. Финальный многочастный и навороченный трек Dawning Horn, звучит вполне в тему, если вспомнить что такое Ragnarok (смотри выше). Беда в том, что послушать эту стоящую группу можно только на виниле, а единственный и очень редкий бутлег можно было проиграть с подачи Poor House. В 2008 появился, наконец, двойной релиз, состоящий из первого альбома и бутлега новозеландского концерта ( 24.11.1976). Запись живого выступления представляет три трека дебютного альбома и 18-минутное попурри Us And Them Пинк Флоид и уж совсем неожиданную, для проговой команды, версию цеппелиновской Whole Lotta Love. Две недели спустя вышел второй альбом Nooks.