афоризмы часть 4 401-500

Сергей Станиловский
* * *
№ 401
Сделки с совестью неизбежно предъявляют человеку счет в конце жизни, своими уколами лишая его и на смертном одре покоя и сна.
* * *
№ 402
Кто больше других болтает о заслугах? Тот, у кого их нет. А кто громче всех плачет на похоронах? Тот, кто желает убедить всех, что более других любил покойного. Так и толкующий громче остальных о своей любви к Родине, предаст ее при первой же опасности.
* * *
№ 403
Любить других – значит, будучи свободным, испытывать радость, прощая чужую вину, любить себя – значит, оставаться всю жизнь рабом своих желаний.
* * *
№ 404
Люди поверхностные судят о людях по их внешней стороне, люди глубокомысленные заглядывают в их суть. И те, и другие чаще всего ошибаются.
* * *
№ 405
Слабохарактерные люди часто ищут только повод, чтобы оступиться.
* * *
№ 406
Удел бездельников – тратить слова впустую, удел тиранов – употреблять власть не по назначению.
* * *
№ 407
Нравственному человеку законы ни к чему, но, поскольку любое общество состоит не из одних только моральных людей, законы необходимы. Другими словами, общество, живущее не по закону, а по совести, живет по понятиям, т.е. и не по закону, и не по совести.
* * *
№ 408
Если робость боится утверждаться в собственных делах, то наглость не стесняется обосновываться и в чужих.
* * *
№ 409
Будучи людьми пустыми, мы проводим большинство времени за болтовней, сплетнями, строя козни ближним, считая для себя такой способ времяпрепровождения наилучшим.
* * *
№ 410
Простота не всегда хуже воровства иногда она является спутницей благородного сердца и чистых намерений.
* * *
№ 411
Человек, снедаемый какой-либо страстью, как правило, сам избирает свой путь на голгофу.
* * *
№ 412
Не видя чужих достоинств, мы редко можем похвастать и своими собственными.
* * *
№ 413
Черствые люди, столь суровые при виде чужих несчастий, весьма чувствительны к соблазнам собственной плоти, как правило, владеющей ими безраздельно.
* * *
№ 414
Бессмысленно рассуждать о добродетели, если наши рассуждения не приближают нас ни на шаг к конкретным делам во имя ее.
* * *
№ 415
Сладкая жизнь для молодежи сегодня оборачивается крушением надежд для всего поколения завтра.
* * *
№ 416
Смакуя подробности чужих беззаконий, лишь умножаем общее безумство.
* * *
№ 417
Немного стоит та добродетель, которая рассеивается при одном виде порока.
* * *
№ 418
Чрезмерное внимание к собственной внешности часто соседствует с небрежением души.
* * *
№ 419
Порицая других, сможешь ли ты быть уверенным в том, что сам избежал того, что осуждаешь в людях?..
* * *
№ 420
Нельзя, стремясь обрести  почет и славу, любить кого-то еще, кроме себя.
* * *
№ 421
Наплевав на свое достоинство, легко перешагнешь и через чужое.
* * *
№ 422
Честолюбие – всегда повод для беспокойства, ибо никто не воспринимает столь болезненно собственные промахи и чужие удачи, как честолюбцы.
* * *
№ 423
О справедливости общества можно судить по тому, что приносит честность ее владельцу – пользу или вред.
* * *
№ 424
Ничто так не способствует собственному возрождению, как крушение личного самомнения.
* * *
№ 425
 Страсти ведут себя с людьми, как неприятели, и человек, следующий страстям, всегда враждует с самим собой.
* * *
№ 426
Двоедушие – недостаток, исключающий любые достоинства, какими только человек может похвастать.
* * *
№ 427
Желания появляются и исчезают, лишь чувство меры остается неизменным.
* * *
№ 428
Достоинства человека никак нельзя считать его собственностью, ибо без упражнения их легко потерять, а при должном отношении – преумножить, т.е. добавить к уже имеющимся те, которых раньше и не было.
* * *
№ 429
Клятвы влюбленных недолговечны, т.к. продиктованы чувством, т.е. тем, что может противоречить себе в зависимости от обстоятельств.
* * *
№ 430
Единомышленники всегда объединяются во имя общих целей, но если цели оказываются ложными, они неизбежно становятся врагами, более непримиримыми, чем те, против кого они объединялись.
* * *
№ 431
Человек, всегда уверенный в собственной правоте, не способен на дружеское участие, ибо предубежден против каждого, кто не разделяет его взглядов.

* * *
№ 432
Слова – лишь мелкая разменная монета для того, кто главной жизненной целью избрал деньги и власть.
* * *
№ 433
Сколько великих планов не осуществилось из-за нежелания заниматься мелочами!
* * *
№ 434
Грубые слова рано или поздно приводят к грубым действиям, грубые действия – к общей грубости нравов, нравы же, в свою очередь, определяют счастливую или несчастную судьбу поколения в целом.
* * *
№ 435
Поскольку справедливость не может быть отчасти, а только в целом, не может быть и честного правителя, окруженного ворами-слугами, творящими беззаконие и произвол.
* * *
№ 436
Лицо открыто всем, душа же – только самым близким, но все же муть, поднятая с ее дна, оседает прежде всего в глазах, недаром ведь сказано, что глаза – зеркало души.
* * *
№ 437
Люди, лишенные достоинства, как правило, заносчивы перед теми, кто ниже их, и раболепны перед вышестоящими.
* * *
№ 438
Забивая себе мозги всем, кроме мыслей, приближаемся тем самым к столь милому всем идиотам состоянию всеобщей невменяемости и необучаемости.
* * *
№ 439
Кого интересует услуга, оказанная когда-то! Кого волнуют друзья, которые предали!
* * *
№ 440
Лучше не знать вовсе ничего, чем знать лишь наполовину.
* * *
№ 441
Человек способный к лести, не способен к любви.


* * *
№ 442
Быть выше страданий в жизни можно лишь наплевав на чужие страдания, быть выше оскорблений можно лишь растоптав собственную честь.
* * *
№ 443
  В преклонении перед начальством карьерист черпает свое презрение к подчиненным.
* * *
№ 444
Человеку от природы не дано быть ни добрым, ни злым. Теми или другими делает нас то нравственное начало, которое мы либо получаем, либо оказываемся лишены в детстве.
* * *
№ 445
Чем более нетерпим человек к чужому мнению, тем быстрей переменяет свое на противоположное,  в отсутствие аргументов собственного разума.
* * *
№ 446
Комплексы рождают новые комплексы, и «петушиное» поведение сменяется глубокой депрессией, рожденной, в свою очередь, сознанием собственной неполноценности.
* * *
№ 447
Почему деспот никогда не расстается с властью? Потому что и добровольный уход, и низложение одинаково чревато для него виселицей.
* * *
№ 448
Праздники просто необходимы человеку, именно во время них мы вспоминаем, что жизнь, помимо средства, есть еще и цель.
* * *
№ 449
Не желая исполнять обязанностей, влечемся по жизни волею обстоятельств.
* * *
№ 450
Жить долго почтенно, но еще лучше, будучи в почтенных летах, прожить ее достойно.
* * *
№ 451
Собственное величие – настолько относительная величина, что только дурак согласится обсуждать ее всерьез.
* * *
№ 452
Леность духа, как ничто другое, приводит к однообразию бытия, благодаря чему будущее становится ничем не отличимым от прошлого.
* * *
№ 453
Злословие свойственно людям завистливым и недалеким, не отдающим себе отчета о последствиях сказанного, могущих обернуться против них же самих.
* * *
№ 454
Непоседливость – признак незрелости ума, заставляющего человека искать внешних впечатлений, в отсутствие их источников внутри себя.
* * *
№ 455
    Что толку врачевать тело, когда душа изъедена червями!
* * *
№ 456
Прекрасное вселяет оптимизм, что еще не все потеряно, и нам еще только предстоит, проявив мужество, сказать свое слово потомкам.
* * *
№ 457
Мы, конечно, мало знаем о жизни за гранью земного, но, все же, не стоит вести себя так, будто ее вовсе не существует!
* * *
№ 458
Жизнь есть всегда движение вперед, топчась же на месте, мы не живем, но, двигаясь назад, медленно умираем.
* * *
№ 459
Глуп не тот, кто видит мало, а тот, кто настаивает на том, что увиденное им и есть главное, что есть на свете.
* * *
№ 460
Никакие цели не оправдывают средства, цель – ничто, если при ее достижении использовались негодные средства. Другими словами, великие жертвы, принесенные во имя великой цели, чаще всего делают цель бессмысленной и ничтожной.
* * *
№ 461
Что толку скорбеть об упущенных возможностях, сделай все, чтоб не пройти мимо них в будущем!


* * *
№ 462
Вовремя сказанные слова поддержки в трудную минуту  дороже хора восхвалений в часы триумфа.
* * *
№ 463
Чем больше мы болтаем о своих планах на будущее, тем меньше оставляем себе шансов на успех.
* * *
№ 464
Чувства, ощущения -  слишком ненадежный источник, чтобы строить на них суждения; поэтому человек, живущий эмоциями, никогда не будет по-настоящему счастлив, т.к. все время совершает поступки, противоречащие самим себе.
* * *
№ 465
Наш век, наверное, был значительно короче, если бы все наши желания и мечты могли осуществиться.
* * *
№ 466
Удача – прекрасная вещь, но нельзя, полагаясь лишь на нее, вечно выходить сухим из воды.
* * *
№ 467
Любовь часто напоминает игру, но поскольку в ней таится заветный плод – дети, в ней сокрыт Вселенский смысл.
* * *
№ 468
Счастье дураков иллюзорно, ибо зависит от случая, т.е. еще более глупого явления, чем они сами.
* * *
№ 469
Стремление сделаться лучше прямо противоположно стремлению сделать лучше других.
* * *
№ 470
Исполняй свою роль, а чужие оставь примерять на себя другим!
* * *
№ 471
Есть много способов выпутаться из беды, но ждать, пока тебя вытащат из нее другие, - наихудший.
* * *
№ 472
В любви самый богатый тот, кто ничего не оставляет для себя.
* * *
№ 473
Без радостей нет и полноценной жизни. Недаром стресс – одна из главных причин заболеваний, ведь он есть следствие уныния – одного из семи смертных грехов, т.е. тех, что ведут через болезни души к смерти физической.
* * *
№ 474
Отвлечение на второстепенные дела, которые кажутся нам важнее первоочередных, является глупостью, обкрадывающей нас сегодня, а в продолжение этого заблуждения, навсегда.
* * *
№ 475
Человек, не терпящий порицания, - в одном шаге от того, чтобы объявить себя богом, ибо своим поведением отрицает саму возможность наличия ошибок, встречающихся на пути каждого смертного.
* * *
№ 476
В семейных спорах последнее решение должно оставаться за главой семейства, но, как правило, почему-то оказывается за прекрасной половиной, во всем соглашающейся с ним.
* * *
№ 477
Когда кто-то один оказывается, по-своему, прав, все вокруг почему-то становятся, по-своему, неправы.
* * *
№ 478
Желание переделать мужа со стороны жены приводит к тому, что тот, в конце концов, начинает искать общество, где его готовы принимать таким, каков он есть, а не таким, каким желают видеть.
* * *
№ 479
Добрые дела следует совершать с охотой, в противном случае, сделанные через силу, они лишь обременяют дополнительными обязательствами окружающих.
* * *
№ 480
Жаловаться на жизнь может только дурак, т.к. жаловаться, как правило, ему приходиться только на себя.
* * *
№ 481
Хранить нейтралитет в чужих ссорах – лучший способ избежать вражды с обоими ссорящимися в дальнейшем.

* * *
№ 482
Мы стремимся к наслаждениям не из потребности, а из зависти к тем, кто уже испытал их, а значит, обладает в наших глазах некой сокровенной тайной, еще недоступной нам.
* * *
№ 483
Любая собственность есть рабство, и чем больше могущество, тем большему количеству запретов властитель вынужден следовать. Другое дело, что мало найдется тех, кто сам не желал бы подставить свою шею под золотой ошейник.
* * *
№ 484
Несовпадение общих настроений часто бывает связанно со скрытой неприязнью друг к другу, а вовсе не в различии темпераментов и характеров.
* * *
№ 485
Плохо то корыто, которое вечно требует починки, плохо то хозяйство, в котором у хозяина всегда забот полон рот.
* * *
№ 486
Повелевать, как диктатор, или как голова – членами тела, в этом для главы семейства отличие брака согласного от того, где супруги лишь терпят друг друга.
* * *
№ 487
Упрямцы всегда на задних ролях, ибо, будучи слепы сами, никогда не последуют за зрячим, тем, который знает дорогу.
* * *
№ 488
Неуживчивые супруги, плохо переносящие друг друга, никак не договориться: кто же из них кого больше облагодетельствовал?..
* * *
№ 489
Любовь пленяет, но не всегда, подчас она заставляет горько мучиться человека, полюбившего предмет, недостойный его любви.
* * *
№ 490
Любовь выходит из беспутного сердца, как вода из сита.
* * *
№ 491
Самая прочная любовь бывает к тому, что неизменно; и хорошо, если это не пороки, а достоинства, возвышающие и прилепившиеся к ним души своим постоянством.
* * *
  № 492
С женщинами надобно поступать, как со страстями – укрощать их прежде, чем они успели вселиться в нас. Лучше первым внушить женщине чувства, нежели ждать, пока чувства к ней начнут повелевать нами.
* * *
№ 493
Любовь либо есть, либо нет. Нельзя называть любовью отношения с домашним деспотом, мучимым к тому же пароксизмами тщеславия.
* * *
№ 494
Любовь - это то, что делает нас лучше. То же, что делает злее, раздражительнее - уже не любовь, а страсть, поклоняющаяся темным богам и всему темным богам и всему, что с ними связано: ревностью, обманом и предательством.
* * *
№ 495
Любовь – наше главное достояние и только в любви мы обретаем самих себя.
* * *
№ 496
Есть, конечно, на свете люди бессердечные, но они, скорее, - патология, лишь подтверждающая правило.
* * *
№ 497
Так же, как в засушливых землях можно насадить новую природу, преобразив ее системой орошения, так и в человеке, путем должного воспитания, можно вырастить вторую натуру, в дополнение к уже существующей.
* * *
№ 498
Без упражнения любое достоинство превращается в атавизм.
* * *
№ 499
Наказывая детей за непреднамеренный проступок, провоцируем их совершать проступки преднамеренно.
* * *
№ 500
Отсутствие воспитания делает человека подчас смешным, а подчас  - отвратительным.