Культура и иерархия

Алексей Чурбанов
Что такое культура? Культуру можно рассматривать как общественный институт, и тогда иерархия неизбежна и необходима как принцип формирования любого института. Культуру можно рассматривать и как среду, и тогда многочисленные культурные явления, составляющие культурную среду, существуют параллельно и носят «клубный» характер, хотя в каждом «клубе» как в маленьком общественном институтике возникает своя иерархия.

Эти две стороны культуры взаимосвязаны. Низовая культурная среда рождает всё новое, а институт культуры захватывает избранное и «отливает в бронзе», говоря словами бывшего президента. Сайт «Проза.ру» – элемент низовой культурной среды, слабо структурированный, а потому живой и тем интересный. Проблема заключается в отсутствии «лифтов» для выхода из низовой среды в высший культурный слой, в крайне ограниченных возможностях легитимизации частного творчества, а также в ослаблении самого института культуры, в превращении его в набор «клубов» высшего порядка. Многочисленные союзы писателей в лучшем случае являются типичными клубами, а в худшем – бизнес-проектами. «Толстые» журналы – тоже клубы. Проще создать свой «толстый» журнал, чем «с улицы» напечататься в существующем.

Клубная культура процветала и ранее. Во времена, ныне именуемые "Серебряным веком" формировались творческие группы, "клубы", объединявшие талантливых авторов, которые теперь мы помним как "акмеистов", "футуристов", "обэриутов" и так далее. Они возникли и застолбили своё место в литературе собственной энергией и харизмой, воспользовавшись неожиданной свободой 20-х годов прошлого века, и исчезли с формированием иерархической системы управления литературным процессом, уступив место литературным "тяжеловесам" тридцатых-пятьдесятых годов. Налицо разные модели организации литературного процесса.
 
Думается, что иерархическая структура организации культурного (и, в частности, литературного) процесса работать уже не будет. Даже лауреаты Нобелевской премии по литературе (а это, что ни говорите, наивысшая ступень литературной иерархии) не вызывают серьезного интереса у публики, разве только страноведческое любопытство.
 
Искусство окончательно приобрело "клубный" характер «по интересам», выталкивая на всеобщее обозрение только феномены, оказавшиеся "в нужное время в нужном месте", как Стивен Кинг, Джоан Роллинг, Пелевин и иже с ними. «Маяки», так сказать, которых не должно быть много. Полдесятка в каждом жанре – максимум.