Валашская свадьба

Галина Горбунова
   По небу скользили  большие, белые, лохматые облака;  они закрывали солнце, бросая на землю тени немыслимых форм. Было тринадцатое  мая.  Огромное множество зеленых оттенков  расплылось по валашской равнине, как обычно и случается в этом годовом периоде.
   
   Свадьба состоялась в прекрасном месте  живописной деревни, расположенной в тишине бескидских холмов.  Банкет  проходил  среди садовых ароматов цветущих деревьев черешен и слив. На столах, накрытых белыми скатертями, украшенными ручной вышивкой, стояли  дымящиеся тарелки, наполненные гуляшевым  супом.   Манили запахи печеночного паштета и зельца,  пахучесть кроличьих, свиных и овечьих колбасок.   Корзинки, плетеные из вербных прутьев, были наполнены маковыми, творожными и фруктовыми пирожными.
   
   Заманчиво сверкали на солнце  бутыли сливовицы и домашнего вина из слив и яблок. Забава была в полном разгаре.  От первого  торжественного тоста   прошло  три часа.  Священник, получив хорошую мзду, попрощался: спешил к больному. 
   
   Наконец, приехали музыканты. Свадебные гости с интересом наблюдали за двумя улыбчивыми юношами в вышитых валашских, национальных одеждах, которые настраивали инструменты - цимбалы и скрипку. Распорядители пиршества не могли взять в толк, кто пригласил  музыкантов. С их приездом  праздничное настроение возросло в геометрической пропорции.  Как только музыка  заиграла и зазвенели первые аккорды, гости, жених и невеста пустились в пляс. Гулянка  продолжала набирать обороты, музыканты играли все быстрее и веселее,  будто инструменты ожили в их руках. Настроение гостей радовало хозяев торжества: все были веселые, музыканты выдавали самую востребованную,  танцевальную музыку.   Дрозды и синицы приветливо  летали низко над головами, издавая свои птичьи трели в такт музыкальным звукам.

    Жених  без удержу и со знанием дела колдовал  у  гриля.   В  воздухе смачно   запахло  горячими ароматами  жареных колбасок.    Тем временем   красавица-невеста переходила в танце от одного партнера к другому.  Оказавшись в паре с Рихардом, она покрепче прижалась к нему и молила Бога, чтобы он подольше не выпускал ее из своих рук. Однако вскоре музыка затихла, и партнер проводил Лею на место.
      
   От слишком быстрого танца,  а может, от беспокойных и взволнованных впечатлений  дня  Рихард   почувствовал внезапную усталость , расположился в кресле и стал наблюдать за безумным  кружением пар. Бокал с напитком, дрожащим в хрустальном свете майского солнца, постепенно опорожнялся. Через минуту Рихард закрыл глаза и размечтался.  Нежные отзвуки  меланхолии вновь всколыхнулись в нем. 

   Ноты, извлеченные музыкантами из инструментов, глубоко западали в душу.  Старые мелодии, до сих пор скрытые за всеми зеркалами, пробуждали призрачные чувства.  Давно минувшая музыка оживала в его сердце. Краски мира, выливаясь из бесконечности, становились одушевленными, то тревожа, то успокаивая душу.  Вся боль и все блаженство яркими огнями  рассыпались из-за далекой и чистой линии горизонта. Откуда-то из глубины памяти перед его внутренним  оком вынырнуло неясное, загадочное существо. С тихим шепотом пролетало мимо него, кружась, возвращалось и  в конце-концов исчезло вдали. Он проваливался в затуманенный мир и не мог оторваться от своих раздумий.

   - Рихард, слышишь меня?
В уши медленно проникал женский голос. Он же не был готов  вернуться к реалии. Картины мечтаний были так приятны.
- Послушай, Рихард!
- Что случилось? - протер глаза.
- Снова витаешь в облаках?  Одумайся, ты на моей свадьбе.
- Лео, прости, но здесь так красиво. Напомнило мне, когда...
Леа нежно взяла трясущуюся руку Рихарда:
- Но это было так давно. Я тоже о тебе думаю и вспоминаю... сам знаешь .
- Так давно, - вздохнул Рихард, свободной ладонью вытирая глаза.
- Сожалею о том, что тогда случилось, - сказала Леа, не спуская с Рихарда грустного взгляда.
- Ах, оставь! Не напоминай мне о прошлом именно сегодня, Лео!
- Я бы не вспоминала, если бы ты не объявился неизвестно откуда.
- Ты права. Но  сегодня все разрешено... Лучше  уходи, чтобы нас вдвоем не заметили.
   Некоторое  время  молчали. Вслушивались в приятные ритмы валашских песенок.
- Рихард, - прервала, наконец, молчаливую минуту Леа. - Так это ты их пригласил?
  Пригласил, потому что люблю удивлять.
- Спасибо!
- Серьезно?  Под такую музыку мы должны были с тобой пожениться.
- Не начинай, пожалуйста. Знаешь, сколько ночей я проплакала?
Рихард поднял глаза. Увидал приближающегося жениха:
- Быстро беги, не хочу видеть,  как плачешь. Исчезну... И забудем.. Обо всем...

   Леа поднялась и пошла навстречу жениху. Рихард  остался один.  Осматривал благоухающий сад.  Звуки продирались к нему медленно, с трудом. День постепенно угасал.   Свет позднего дня придавал этой местности особенный шарм.  Краски сгущались.  Сквозь ажурные ветви фруктовых деревьев ласково проникали  солнечные лучи. Вновь начались непомерные воспоминания.  Грезил с открытыми глазами. Отзвуки прошлых лет   не отпускали. Казалось,  слышит давний голос, нашептывающий: "Теряю твое сияние, безвозвратно исчезает твой мир".   Отправился по тропинке  между деревьев  за этим мягким, дивным голосом. Шел неторопливо, чтобы различать  каждое нежное слово, каждый тон  и тихий смех...

     Длительное отсутствие Рихарда заметила только Леона.
-Куда пошел Рихард? - спросила у матери.
- Лео, снова? Прошу тебя. Могла бы хоть сегодня. На свадьбе.
- Он был здесь. Вот там сидел и мы говорили с ним.
- Ах, мой Боже, - вздохнула мать.
Леона обратилась к жениху:
- Пойдешь со мной?
- Зачем?
- Не знаю. Но меня охватывает такое удивительное чувство.
Обнял Леону за плечи:
 -Потанцуем?
Осторожно выскользнула из объятий:
 -Пойдем, пройдемся.
- Не хочу.
- Тогда пойду искать сама.
- Кого?
- Пойдем и увидишь.
 
   Жених повел плечами, мама опустила глаза.  В свадебном платье отправилась на поиск. Жениху стало стыдно за  свое поведение, решил догнать Леону. Гуляли по саду, дошли к забору, отделяющему усадьбу от соседа. Обнаружили недопитую бутылку сливовицы.
- Удивительно. Здесь заканчиваются следы. Как будто кто-то вознесся на небо. - подумала Леона. Дрожь прошла по всему телу. Схватилась за руку жениха, тихо прошептала:
- Вернемся.
- Чего это вдруг?
- Тебе не кажется это странным?
 Что ты имеешь в виду?
   Не ответила. Исследовала землю под ногами,  размышляла: "Следы Рихарда дальше отсутствуют. Только два последних особенно четко видны. Будто долго  стоял тут".
- Лео, ты вся трясешься, что с тобой?
- Вспомнила один рассказ Чапека.  Со мной все в порядке.Будем возвращаться.

    Жених глубоко вздохнул, обнял невесту. Медленно  отправились к свадебным гостям. Пришли вовремя: разрезали праздничный торт.
   - Где вы были? - спросил  у жениха тесть, и лукаво наморщил лицо. - Состоялась свадебная ночь?
  Все, кто находился рядом, рассмеялись.
- Ну, папа, прекрати!
   
    Рихард, вернее, его тень молча, спокойно плыла над кронами деревьев. Минутами, прощаясь, поднималась над садом, наблюдая  свадебный пир. Любовно  скользила глазами по фигурам молодых, красивых валашских девушек. Нравилось, как, кружась в танце, они изящно обнимали партнеров за сильные плечи, восторженно, без фальши, обращали на них  взоры с искренней любовью  в глубоких, светлых глазах.

   Наконец, тень развернулась, резко поднялась вверх к темнеющему небу. Леона выбрала другого мужчину, и на том свете уже не было для Рихарда места.  По мрачному небосводу плыли хмурые, лохматые тучи. Было тринадцатое мая. Со дня смерти Рихарда  именно сегодня, в день свадьбы Леоны, прошло бесконечных и тягостных  шестьдесят шесть месяцев.

Перевод с чешского языка. Автор -zerem . Источник: http://www.piste-povidky.cz/autorske-dilo/143787