Полиграф Тесаков любил учить.Учиться ещё со школьной скамьи ему
было лень,а вот учить - да это же совершенно другое дело!Главное - изобразить
глубокую отстранённо-отрешённую задумчивость,намекающую потенциальным студен-
там на то,о чём они никогда не догадаются.
С годами приходит опыт,и тяга к преподавательству наряду с мараз-
мом удивительно быстро растёт,и непонятно в какой прогрессии - арифметической
ли,геометрической,но вот прямо с утра Тесакова так и тянет учить всех и каждо
го - как жить,как любить,как дышать,как и о чём писать.Как эффективней биться
головой о стену,акробатичней прыгнуть с моста или с Эйфелевой башни,как выби-
рать место на паперти и послезливей просить подаяние.
Все мы люди,все мы человеки.Сказано не мной и не Тесаковым.Но не
секрет,что у каждого свои большие и маленькие прихоти,слабости,привычки,хобби
-одним словом,увлечения.Полиграф Тесаков в пику собственному учительству кол-
лекционировал рассказы о классиках с уже готовыми цитатами из,безусловно,та-
лантливых и гениальных произведений.Интеллектуальный уровень Полиграфа был не
выше,чем у фонвизинского Митрофанушки,но и не ниже,чем у щедринского унтера
Пришибеева.Однако ноу-хау загадочного ментора позволяло выглядеть гораздо ум-
нее,чем упомянутые литературные персонажи.
Если грамотно расставить цитаты и между ними вклинить нес-
колько предложений,вначале получится реферат.Если реферат расширить,он пре
-вратится в научную статью или эссе.А там уже рукой подать до трактата,дис
-сертации,монографии.В незабвенные советские времена многие авантюристы
подобным образом получали учёные степени и делали блестящую карьеру.И
никакая критика с заоблачных высот уже не казалась страшной,потому что на
все обвинения звучал один аргументированный ответ:"Я - доктор наук!Я -
академик!"
В академики Полиграф Тесаков не стремился.Он мечтал стать
писателем.Авторитетные приятели помогли ему вне конкурса поступить в Мос
ковский литературный институт.Да и зачем нужны какие-нибудь конкурсы по-
добному самородку?
Получив диплом,сызмальства умевший сеять разумное,доброе,
вечное Тесаков взял творческий отпуск.Сроком на два года.Оплачиваемый,
разумеется.И пустился в долгие странствия по некрасовским местам.
Без зазрения совести пользуясь справочниками и путеводите-
лями,Полиграф выдал на гора цикл художественно-документальных повестей
/по принципу упомянутых выше рефератов/и,опять использовав старые связи,
умудрился получить за свои опусы премию "Золотое перо".
Следующая поездка и очередной творческий отпуск - по лермон-
товским местам.Традиционно - цикл повестей о выдающемся классике.В ход
шли сплетни,анекдоты,слухи,байки,сказки и отрывки из школьных сочинений
о "Герое нашего и "Княгине Лиговской"
Скромный,но самоотверженный труд удостоился премии "Бриллиантовый фоли-
ант".О Тесакове наперебой заговорили критики,называя новоиспечённого ла-
уреата наследником немеркнущей славы мастеров русской прозы.
Поездки стали нормой.Книги о Толстом,Бунине,Куприне,Чехове,
Достоевском...Увеличивалось количество премий,как на дрожжах росла сла-
ва.Но до Нобелевской - вот незадача - Полиграф не дотянул:распался Со-
ветский Союз.И вся бездарная писанина,на поверку гроша ломаного не сто-
ившая,отправилась коту под хвост.Слава Богу,хоть не забыл великий писа-
тель,без пяти минут классик,какого он роду-племени,что по батюшке он -
Эфраимович,а из этого следовало,что репатриация,как дембель,неизбежна.
На неизвестно чьей исторической родине новорожденный граж-
данин весьма кстати вспомнил,что может учить - не хуже,чем поднаторев-
шие лекторы из подзабытого общества "Знание".А благо любое,тем более
болезненно-объективное демократическое чиновничество,верит исключитель-
но бумажкам - справкам,удостоверениям,свидетельствам,дипломам,а уж тем
паче премиям,то в местном Союзе русскоязычных писателей Полиграф Теса-
ков занял достойное место и стал бессменным наставником пишущей молодё-
жи.
В мастер-классах слегка поседевшего мэтра,как в добрую
пору собственного ученичества,извлекались древние цитаты и читались
/обязательно вслух/рассказы признанных док этого жанра.Так,каждую не
-делю слушая голоса студентов,Полиграф Эфраимович хотя бы эпизодичес
-ки знакомился с шедеврами русского литературного наследия."Вот как
писать надо!" - выносил вердикт гуру после всякого понравившегося
лично ему места.А почему надо писать именно так,а не иначе,без спра-
вочников,буклетов,путеводителей,энциклопедий и словарей Тесаков объ-
яснить не мог.А без информационных источников даже одна весомая
мысль никак не формулировалась,а элементарные читательские впечатле-
ния никак не хотели облекаться в любые,пускай корявые,слова.
Эмоции имелись,чувства присутствовали,но если бы не завет
ная общая тетрадь с огромным выбором цитат на все случаи жизни,репу-
тация великого писателя в глазах молодых да ранних оказалась бы
сильно подмоченной.Но имелся ещё один весомый аспект.Аудитория у По-
лиграфа была разношерстной и разнородной - студенты при обсуждении
написанных ими произведений часто вступали в затяжные дискуссии,что
позволяло их бесконечно мудрому преподавателю перевести дух и в оче-
редной раз избежать даже намёка на сомнение в личной компетенции.
Мэтром вроде Полиграфа Тесакова может стать практически
любой.Это же так просто:дилетанту или продвинутому невежде при сте-
чении публики напыщенно повторять:"Ученье - свет!","Ищите - и обря-
щете!","Познайте - и поймёте,как вы познаны!","Творите,потому что вы
созданы Всевышним для новых свершений!"Но аналогичные фразы часто
прикрывают донельзя откровенную глупость и духовную пустоту напыщен-
ных лиц,мистически-отстранённо делящихся с другими якобы им самим ни-
спосланными откровениями.И кажется удивительным и странным,что совер
-шенно недавно было больше объективности и здравомыслия и вещи назы-
вались своими именами.