Размышления о речке Незнайке

Ира Антонова
   Я знаю речку Незнайку: она из самых неприметных в Подмосковье, тихих и далеко не полноводных. Бывают такие моменты, когда речушка по-своему красива. Деревья дарят ей акварельной свежести листья, и она несёт их не спеша, как разноцветные детские кораблики. Тоненькая, а ещё живая, течение местами быстрое. Никаких она эмоций во мне не вызывала, я ни разу даже не подумала о ней. Скользнёшь взглядом, будто по непрозрачному стеклу, и дальше своей дорогой. Так бы и не пересёкся по-настоящему мой путь с её неглубоким руслом, да вот поди ж ты...
   Попалось мне на глаза в толстом московском журнале необычное стихотворение, принадлежащее перу известного поэта Дмитрия Гавриленко:

                Зеленая речка Незнайка,
                Незнайки зеленого речь.
                Зеленая речка Незнайка
                Не может себя уберечь.
                Зеленая речка Незнайка
                Не может играть синевой,
                Зеленая речка Незнайка
                Случайно осталась живой.
                Зеленую речку Незнайку
                Устали деревья стеречь,
                Зеленую речку Незнайку
                Не бросишь, как дерево, в печь.
                Зеленая речка Незнайка
                Не знает – увы – ничего,
                Зеленая речка Незнайка
                Не видит конца своего.
                Зеленая речка Незнайка
                Размыла исток голубой,
                Зеленая речка Незнайка
                Не плачет уже над собой.
                (Альманах "Юность плюс", №2, 2005 г., стр. 14)

    Я обратила на него внимание по той обыкновенной причине, что попалось в нём одно хорошо знакомое слово: Незнайка. Не из увлекательной детской книжки, а из дорожного указателя с печатными белыми буквами. Первый раз пробежала строки глазами, второй раз вчиталась по-настоящему. Я живо ощутила магию повтора строки: "Зелёная речка Незнайка..." Ну и задумалась сразу о том, почему появился эпитет "зелёная".
    Я стала присматриваться к ней, стоило увидеть мою знакомую. Да, вода в ней зеленоватая даже там, где ей удавалось вырваться из древесных объятий. По берегам кое-где валялись сухие ветки да трухлявая древесина. По частям в печи исчезает не только полено, но и дерево. Речку по капельке не удастся использовать: она либо вся служит человеку, либо погибает от его невнимательности ("...Не бросишь, как дерево, в печь").
    Дмитрий Гавриленко создал поэтический образ Незнайки. Этот образ отличается изощрённой точностью, если учесть его эстетическую сторону. Речка мельчает, высыхает, обрастая старицами. Тем не менее, её нельзя не любить, нельзя не надеяться, что её спокойное течение, её упрямство в противостоянии с судьбой не прекратятся никогда.
                ИРИНА АНТОНОВА
г. Москва