3. Протест прокурора Бабакова. 1963 г

Владимир Пузиков
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ПРОКУРОР ЕФИМ БАБАКОВ

Город Ставрополь. Январь 1963 года. Как обычно, с утра, прокурор Ставропольского края Е. Ф. Бабаков просматривал краевые газеты, а затем расписывал на исполнение поступившую корреспонденцию. А так как документов из вышестоящих партийных, советских и ведомственных правоохранительных органов поступало достаточно много, то времени на чтение писем и жалоб граждан у прокурора края не оставалось. Многие из писем, не вдаваясь в суть жалобы и заявления, он визировал к исполнению своим сотрудникам. Но, сегодня его заинтересовало обращение в прокуратуру жителя села Благодарного, крестьянина Подкопаева Матвея Кузьмича.

Бабаков Ефим Федотович, родившийся 25 декабря 1914 года в небольшой деревеньке с красивым названием Виноградово, что в Ордынском районе Новосибирской области, и выросший в многодетной крестьянской семье, считал своим служебным долгом внимательно относиться к гражданам, имеющим крестьянские корни.

При внешней суровости и строгости, к которой обязывала прокурорская должность, при удобном случае, Ефим Федотович рассказывал молодым сотрудникам о своем детстве, юности, успешной карьере:
- У меня было восемь братишек и две сестренки. Родителям с нами пришлось тяжеловато. Всех надо одеть, обуть, накормить. Сразу четверо пошли в школу, а валенки одни. Так в школу в них ходили по очереди. Морозы за тридцать, без валенок из избы не выйдешь. С малых лет я помогал родителям по хозяйству, приглядывал за младшими братьями. Отец пристроил меня-подростка учеником токаря на завод, когда я до суппорта мог дотянуться только с ящика, который подставлял под ноги.

- А как же Вы прокуратуру попали? - задавал вопрос любопытный собеседник.
- Это, как часто бывает в жизни, дело случая. На заводе меня приняли в комсомол, был в активе, подал заявление в партию ВКП(б). В тридцать седьмом году по рекомендации партийной организации направлен в правоохранительные органы. Служил народным следователем прокуратуры города Бийска, прокурором следственного отдела прокуратуры Алтайского края, помощником прокурора и заместителем прокурора Алтайского края по спецделам.

- На Ставрополье из Алтайского края прибыли?
- Да нет, пришлось помотаться по городам и весям. В 1948 году направили в Рязань на должность зампрокурора по спецделам, в сентябре 1951 года перевели заместителем прокурора в Курскую область. Работал, заочно обучался в юридическом институте. 19 февраля 1953 году доверили самостоятельный участок работы, назначив прокурором Иркутской области. Скажу Вам, работы у работников прокуратуры после смерти Сталина прибавилось значительно, особенно в связи с пересмотром уголовных дел необоснованно репрессивных граждан в 20-30-е годы. В январе 1962 года я получил назначение на должность прокурора Ставропольского края…

***

И вот, в руках у прокурора Бабакова письмо Матвея Подкопаева, который жаловался на действия сотрудников отдела НКВД Благодарненского района, которые летом-осенью 1937 года арестовали большую группу жителей села, обвинив их в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности.

Причем, без суда, по приговору Тройки УНКВД были расстреляны крестьяне: Щегольков Тарас Денисович, Васильев Матвей Карпович, Лежепеков Афанасий Федорович, Зебницкий Федор Григорьевич, а рабочий сельхозснаба Побединский Григорий Яковлевич осужден на 8 лет заключения в исправительно-трудовом лагере.

Подкопаев возмущался тем, что арестовывали людей с 55 по 75 лет, тех, которые уже не способны к активным действиям против существующей власти.
По поручению Е. Ф. Бабакова сотрудниками прокуратуры была проведена серьезная проверочная работа, в результате которой напрашивался однозначный вывод: Дело сфабриковано и подлежало отмене.

5 февраля 1963 года Прокурор Ставропольского края, Государственный советник юстиции 3 класса Е. Ф. Бабаков направил в Президиум Ставропольского краевого суда протест (в порядке надзора) по делу Щеголькова Т. Д. и других.

Прокурор констатировал, что по постановлению бывшей Тройки по Орджоникидзевскому краю от 8 декабря 1937 года были осуждены:

- Щегольков Тарас Денисович – 1870 года рождения, уроженец и житель села Благодарного Ставропольского края, из крестьян середняков, по специальности жестянщик;

- Васильев Матвей Карпович – 1866 года рождения, уроженец и житель села Благодарного Ставропольского края, из крестьян середняков, беспартийный, не судим, одинок;

- Зебницкий Федор Григорьевич – 1874 года рождения, уроженец и житель села Благодарного Ставропольского края, из купцов, беспартийный, не судим, перед арестом сторож сенопункта;

- Лежепеков Афанасий Федорович – 1872 года рождения, уроженец и житель села Благодарного Ставропольского края, из крестьян, беспартийный, не судим, женат;

- Побединский Григорий Яковлевич – 1883 года рождения, уроженец и житель села Благодарного Ставропольского края, из семьи рабочего, плотник, малограмотный, беспартийный, не судим, женат, перед арестом рабочий сельхозснаба.

Из них первые четверо – Щегольков, Васильев, Зебницкий и Лежепеков приговорены к расстрелу, а Побединский – к заключению в ИТЛ на восемь лет.

По этому же делу постановлением Тройки УНКВД от 31 декабря 1937 года заключен в ИТЛ на десять лет – Подкопаев Матвей Кузьмич – 1889 года рождения, уроженец села Донская Балка, житель села Благодарного Ставропольского края, женат, беспартийный, не судим, перед арестом работал фотографом артели Красных партизан села Благодарного.

Все вышеперечисленные лица осуждены Тройкой за то, что они являлись членами антисоветской группы села Благодарного Ставропольского края и проводили антисоветскую агитацию. Постановление Тройки подлежит отмене, а дело в отношении всех осужденных прекращению по нижеследующим основаниям. Обвинение осужденных было основано на их собственных показаниях.

Щегольков Т. Д., Зебницкий Ф. Г., Лежепеков А. Ф. признали себя виновными в том, что они являлись участниками антисоветской группы и занимались контрреволюционной агитацией. Кроме того, в числе участников организации они назвали осужденных вместе с ними Васильева, Побединского и Подкопаева, которые себя виновными в принадлежности к контрреволюционной группе и проведении антисоветской агитации не признали.

В 1937 году по этому делу в качестве свидетелей были допрошены М. И. Зубков и Е. Г. Ковязин, которые подтвердили, что Щегольков Т. Д. и другие граждане собирались в доме последнего и проводили антисоветскую агитацию. Однако, их показания не могут быть положены в основу обвинения по следующим мотивам: Свидетели Зубков и Ковязин, будучи передопрошены в 1940 году, от своих показаний за 1937 год отказались, как от неправдоподобных, сфабрикованных работниками Благодарненского РО НКВД. Эти свидетели пояснили, что об антисоветской деятельности осужденных им ничего неизвестно.

По данному делу в 1937 году, на основании показаний Щеголькова, Лежепекова и Зебницкого, были осуждены, как участники контрреволюционной группы, Вишняков Иван Филиппович на 10 лет и Алимов Василий Макарович – на 8 лет. Однако в 1939 году Вишняков и Алимов, в процессе доследования, признаны невиновными и из под стражи освобождены. В 1940 году они были повторно допрошены в ходе проверки и показали, что лично никогда участниками антисоветской группы не были, ничего о существовании контрреволюционной группы под руководством Щеголькова Т. Д. не знали.

В 1937 году Щегольков и Лежепеков в числе участников контрреволюционной группы назвали: Ротенко Прокофия Егоровича, Бакулина Сергея Кирилловича, Теплищева Алексея и Стельмащук Ивана Иосифовича.

Бакулин С. К. в 1937 году был арестован, привлечен к уголовной ответственности, но через два месяца освобожден. При допросе в 1940 году Бакулин, Ротенко, Теплищев и Стельмащук сообщили, что о контрреволюционной группе Щеголькова им ничего неизвестно и участниками этой группы они не являлись.

В 1940 году в селе Благодарном по делу Щеголькова Т. Д. и других было допрошено 16 человек, но никто из них об антисоветской деятельности осужденных показаний не дал.

Е. Ф. Бабаков сообщал Президиуму Ставропольского краевого суда: «…В 1937 году расследование по делу проводилось при непосредственном участии бывшего начальника Благодарненского РО НКВД Емельянова (последний сам допрашивал обвиняемых), который впоследствии за грубое нарушение социалистической законности осужден военным трибуналом к ВМН.

При наличии таких данных считаю, что Щегольков и другие осуждены неосновательно – на материалах, сфальсифицированных бывшими работниками Благодарненского РО НКВД.

В силу изложенного и руководствуясь ст. 25 «Положения о прокурорском надзоре в СССР», прошу: Постановление бывшей Тройки УНКВД по Орджоникидзевскому краю от 8 декабря 1937 года в отношении Щеголькова Тараса Денисовича, Васильева Матвея Карповича, Зебницкого Федора Григорьевича, Лежепекова Афанасия Федоровича, Побединского Григория Яковлевича, и постановление той же Тройки от 31 декабря 1937 года в отношении Подкопаева Матвея Кузьмича отменить и дело о них прекратить за отсутствием состава преступления».

ИСТОЧНИКИ:
1. Рязанов А. Ф. Благодарненцы в XVIII-XIX веках. Часть 2. Благодарненские и окрестные села. Сервисшкола. Ставрополь, 2014.
2. Памятная книга Ставропольской губернии на 1898 год. Ставропольский губернский статистический комитет под редакцией члена-секретаря Л.Н. Кулисича. Ставрополь, типография В.В. Берка.
3. Соколов В. В. Сборник сведений о г. Благодарном. Ставрополь, 2013.
4. Забелин В.М. Благодарненская сторона: исторические очерки. Вольная пожарная дружина в Благодарном. Ставрополь: АГРУС, 2012.
5. Забелин В. М. Лента истории Благодарненского района. Ставрополь: АГРУС, 2012.
6. Забелин В. М. Благодарный – сопричастность к мировой истории. Ставрополь. АГРУС, 2013.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
1 ноября 2014 г.