Немного о Колыме продолжение 1

Аркадий Старый
С  местным  населением  я  тогда  мало  общался.  Я  их  почти  не  помню  уже.  Запомнил  только  двух  и  оба  были  водителями.  Один  из  них  был  нашим  водителем,  который  возил  нас  на  работу.  Раньше  он  был  дальнобойщиком  на  Колымской  трассе*.  У  него  была  одна  особенность,  он  выше  30  километров  в  час  не  ездил.  Не  знаю,  почему  он  это  делал.  То  ли  обида  на  свое  начальство,  то  ли  что-то  другое.  Никакие  уговоры  не  помогали.  А  другой  запомнился  тем,  что  он  выступал  против  Советской  власти,  а  это  по  тем  временам  было  небезопасно.  Да,  ещё  у  него  были  рваные  губы,  не  спрашивали,  как  у  него  такое  получилось,  было  как-то  неудобно. 
  Ещё  запомнилось  то,  что  килограмм  картошки,  говорили,   стоит  три  рубля,  и  жареная  картошка  считалась  деликатесом. 
  Второй  раз  в  Магаданскую  область  попал  я  в  1980  году,  это  было  уже  после  4-го  курса.    Но  это  была  уже  Чукотка,  которая  входит  в  Магаданскую  область.  Как  известно  Магаданскую  область  можно  условно  разделить  на  две  части:   на  Колыму  и  Чукотку. 
   На  этот  раз  ехали  двумя  студенческими  стройотрядами.   Одним  стройотрядом  руководил  аспирант  нашего института,  а  командиром  другого  был  я,  студент  4-го  курса.  Написал,  ехали,  а  на  самом  деле  летели,  так  как  на  Чукотке  нет  железной  дороги.  И  на  Колыме  то  же  нет.  Нет  и  автотрассы  Москва – Магадан,  Москва – Анадырь.  Как  говорится,  только  самолетом  можно  долететь.   Летели  из  Москвы  до  Анадыря.  А  потом  надо  было  лететь  до  п.  Эгквекинот.  Но  пришлось  сидеть  в  аэропорту  трое  суток  из-за  непогоды. 
     В  Эгквекинот  прилетели  2-го  июля.  Встретили  нас  в  аэропорту  и  повезли  по  Чукотской  трассе  на  123-й  километр.  А  длина  всей  этой  трассы,  то  есть  до  Иультина,    207  километров.  Ехали  долго,  так  как  дорога  петляла  вокруг  сопок  и,  конечно  же,   асфальта  здесь  нет.
 Удивились  тому,  что  в  2  часа  ночи,  по  местному  времени,   светило  солнце  и,  не  доходя  до  горизонта  начало  снова  подниматься.  По  пути  рассказали  один  случай. Какой-то  начальник  пришел  на  работу  и  спрашивает  уборщицу:  «Почему  нет  работников,  ведь  уже  8  часов?». Уборщица объясняет,  что  сейчас  не  8  часов  утра,  а  вечера.  Оказывается,  начальник  с  бодуна  потерял  ориентир  во  времени.  Что  утром,  что  вечером,  солнце  светит  одинаково,  поэтому  не  сориентировался.
  А  приехали  мы  ремонтировать  воздушную  линию  связи,  построенную  зеками  в  пятидесятых  годах.  Надо  было  абсолютное  большинство  столбов  заменить  на  новые.  Для  этого  сначала  надо  было  вырыть  яму  под  столб.  С  рытьем  возникли  большие  проблемы,  та  как  грунт  здесь  тяжелее  колымского.  Никакая  лопата  и  лом  не  брали  такой  грунт,  лом  просто  застревал  в  нем.  Приходилось  рубить  топором  эту  вечную  мерзлоту. 
   В  конечном  итоге  воздушную  линию  связи  длиной  километров  15-17,   мы,  всё-таки  отремонтировали.  Заменили  много  столбов,  заменили  провода.  Заработали  по  тем  временам  хорошие  деньги,  до  2000  рублей…каждому  за  два  с  половиной  месяца. 
  Сильно  мешали  работать  комары.  На  мелкий  дождь  не   обращали  внимания,  надо  было  успеть  выполнить  намеченные  работы,  приходилось  работать   по  10  часов. 
   Как  известно  на  Чукотке  коэффициент  2.0,  то  есть  заработок  умножается  на  два,  а  на  Колыме  коэффициент  1.7.   Местные  дальнобойщики  зарабатывали  по  800 – 900  рублей  в  месяц,  средний  заработок  инженера  в  то  время  был  120-130  рублей. 
   Местное  население  здесь,  конечно  же,  были  чукчи.  Разговорился  с  одним  из  них,  парнем  моего  возраста.  Говорил,  что  на  материк  он  не  хочет,  так  как  там  ему  жарко.  А  здесь  даже  летом  нужна  куртка.  За  спиртным  они  ходили  на  96-й  километр,  а  это  27  километров  туда  и  обратно.  Говорил,  что  сунешь  нож  в  сапоги  и  вперед…А  нож нужен  от  волков  и  медведей.  96-й   километр  это  Амгуэма,  там  был  магазин  и  что-то  ещё,  своего  рода  цивилизация.  А  водку  они  называли  огненной  водой.  За  эту  огненную  воду  они  могли  отдать  или  продать  очень  многое. 
  Казалось,  откуда  здесь  могут  звери,  если  леса,  тайги  нет,  только  полуметровые  карликовые  березки  и  стланики.  Да  и  сопки  пологие,  даже  на  километров  20-30  видно  кругом.  А  зверей  здесь  было очень  много.  Волки,  медведи,  лисы,  зайцы,  а  куропаток  …море.  Медведь  однажды  зашел  в  один   из  бараков  159-го  километра.  Потом  рассказывали  местные  жители  о  его  похождениях.   Написал,  что  местные  жители,  а  на  самом  деле  коренных  жителей  было  мало.  Местными  жителями  считались  приезжие  с  Украины,  России  и  других  регионов  нашего  Союза.
Запомнилось,  что  двери  в  свои  дома местные  жители  не  закрывали,  в  этом  не  было  нужды.  Вот  такие  отношения были  на  Чукотке  в  те  советские  времена.
     Недалеко  от   159-го  километра  заметили  остатки  бывшего  лагеря  для  заключенных,  тех,  кто  строил  эту  воздушную  линию  связи  в  пятидесятых  годах. 
Улетели  мы с  Чукотки  в  середине  сентября. 





•   Колымскую  трассу  я  буду  писать  с  заглавной  буквы  по  понятным  причинам.


                Продолжение  следует...