О природе добра и зла и однозначном понимании их

Михаил Шамин 2
               
               

    «Пока  понимания  Д и З основаны на инстинктах и собственном мнении, общество будут раздирать личные вкусы и предпочтения, в то время когда надо, вооружившись однозначным пониманием Д и З, избежать самоуничтожения и определиться куда идти».  (Имеется  в виду направление развития человеческого сообщества).(«Проект Россия» кн. 4). 
    Действительно, человечество куда-то движется, раздираемое противоречиями и эгоизмом, и это «куда-то» , неопределённость эта, тревожит.   Поэтому попробуем добиться искомой однозначности в понимании Д и З, если, конечно, такое возможно.  Плясать начнём от порога.               
     Всё материальное, начиная с элементарных частиц, не может не взаимодействовать: притягиваться, отталкиваться, влиять друг на друга,  изменяя взаимно энергетическое состояние и структуру.  В процессе взаимодействий происходит относительное уравновешивание сил притяжения и отталкивания с образованием материальных структур (систем), фиксирующих данное «равновесие» при данных внешних условиях. Когда условия меняются,  происходит дисбаланс сил и пере структуризация материи, то есть, образование структур с другим вариантом  уравновешивания. В этих процессах кроется первопричина всего и созидающего, и разрушающего, и вообще всего происходящего в живой и неживой природе. То есть, то и другое результат взаимодействия одних и тех же сил, и нет среди них злых или добрых.
   Люди издревле начали подозревать, что мир повинуется некому всеобщему началу (закону божьему, якобы), и объясняли борьбой добрых и злых сил  всё происходящее. Но, как видим, всё намного сложнее, но если упрощённо, иносказательно, то оно так и есть.
     Нас пока интересует Живая Природа, венец эволюции материи.
        Живой организм одноклеточный или многоклеточный  это устойчивая, саморегулирующаяся открытая биологическая система, в которой  непрерывно протекают  химические реакции. Постоянство этих химических процессов  есть условие существования и функционирования организма. Эти постоянные процессы называются обменом веществ, и заключаются в переработке и усвоении энергии и вещества, а также информации,  поступающих или добываемых из вне. Этим поддерживается функционирования организма.  А функционирование организма заключается в обеспечении  удовлетворения всех своих многочисленных жизненных потребностей. Потребности закодированы в ДНК в виде инстинктов: это пропитание для поддержания обменных процессов, защита от врагов и стихий (холод, зной, ураган),  размножение,  захват и освоение жизненного  пространства, приспособление к изменяющимся внешним условиям.
     И вот, само удовлетворение потребностей  живого организма и то, что этому способствует прямо, или опосредованно, есть  организму Добро. А Зло — наоборот,  всё что прямо или косвенно не способствует жизнедеятельности, калечит и убивает организм. В этом и заключается единое понимание  Д и З для всех живых организмов, если о них судить вообще. А если разбираться конкретно, то это всего лишь единый подход  для выявления, что есть добро, а что зло для данного организма на данных момент.
   Постановка вопроса о необходимости однозначного понимания  Д и З, как бы для всех сразу и на все случаи жизни, не корректна.  Потому что в конкретной ситуации одно и то же явление не является и не воспринимается всеми одновременно добром, или злом, хотя такое и бывает. Ведь у всякой биосистемы (организма) свои характерные потребности, и зависят они от того, на каком этапе своего развития и в каких условиях организм находится и от того, чего ему мешает или не хватает на данный момент.  К тому же бывает, что то, что было кому-то добром, в другой ситуации может стать ему злом, и наоборот. От того в быту и нет единства в понимании  Д и З, и каждый судит о Д и З исходя из своих текущих личных проблем, да ещё, бывает, заблуждаются. Какое уж тут единое понимание, какая однозначность?
     Однозначность суждений необходима, если вопрос касается общих интересов, например, в семье, организации, фирме, государстве. Для любой общественной структуры, как таковой, есть свои Д и З (хорошо и плохо).  Если в структуре, например в государстве, нет единства интересов между гражданами, или корпорациями и т. д., то и война одним горе, другим нажива. Трудно добиться однозначности понимания добра и зла, касающихся общественных интересов, если в обществе нет общности, когда есть только название общество, а на деле каждый норовит за себя.
     Короче, сначала общность интересов, потом однозначность понимания.  Однозначное понимание Д и З возможно лишь в  обществе, подобном дружной семье.

     Если созидающие процессы в живой природе и благоприятствующие им условия называть добрыми, а разрушающие процессы и условия их создающие злыми, то действительно, в основе Жизни имеет место противоборство Д и З. Но ведь, при этом  разрушенное используется на построение чего-то нового, созидание одного происходит за счёт разрушение другого, или имеет место разрушение во имя созидания (особенно в живом мире). Таким образом, процессы, названные добрыми и злыми, являются неотъемлемыми элементами структуры  реальности. И названы  они так во многом условно, так как не всегда однозначно можно определить, разрушение или созидание имеет место в данном случае, так как то и другое происходит одновременно в одном процессе.

      Добрых и злых сил в природе нет, добра и зла тоже, но для отдельных систем-организмов доброе и злое имеет место.  Ничего не поделаешь. Что в каких случаях считать добрым и злым, тоже разобрались. Осталось разобраться в природе Д и З, хотя и так уже всё ясно.
     Живой организм  изначально устроен и настроен (инстинктами, зашифрованными  в ДНК)  на выживание, то есть, вынужден быть кузнецом своего счастья (добра себе).  А конкретно, добывать или создавать всё необходимое для удовлетворения своих потребностей, а так же условий, чтобы такое осуществлялось систематически.  Причём, только себе и своим близким.   Такого добра, как бескорыстная помощь чужим, в природе никто не делает. Помощь чужим, т.е., добро, если делается, то всегда ради какой-либо корысти себе, материальной или моральной.
     Зло (разрушение, угнетение, уничтожение) тоже из ниоткуда не берётся, и ни кто его  беспричинно  не творит. Зло живому от неживой природы (катаклизмы всякие) это не специально, там свои процессы.  Зло живым от самих живых имеет следующее объяснение (природу).   А именно, всё живое активно борется  за жизненное  пространство, в котором можно  питаться и размножаться, все борются с враждебными проявлениями со стороны окружающей среды (живой и неживой), борются и между собой из-за еды, самок, за   доминирование. То есть, своё созидающее (добро себе) у живых идёт за счёт поедания, уничтожения, угнетения или использования другого живого и неживого. И выясняется, что источником зла в живой природе является творение себе добра, так сказать, разрушение во имя созидания. 
    Из всего этого следует, что природа и добра, и зла в живой среде едина – воля к жизни, борьба за существование.

   Остаётся добавить, что не всегда это происходит однозначно, т. е. имеют место отклонения, некая необъяснимая на первый взгляд иррациональность в проявлениях т. н. добра и зла в человеческих поступках и взаимоотношениях людских, когда в дикой природе, в общем, всё однозначно.
  Дело в том, что человек сам по себе не однозначен: он одновременно и животное (в среднем на 75 %) и разумное существо, при этом это соотношение у каждого, зависимо от обстоятельств, постоянно  меняется, и существенно. На данную тему смотри работу "Человек как источник зла".