Немного о молодости - часть седьмая

Валентина Кочубей
                НЕМНОГО  О  МОЛОДОСТИ
 В  молодости  я  очень  любила  сцену.  Мечтала  стать  актрисой  и  пользовалась    любым  случаем  выйти  на  сцену:  петь,  рассказывать,  что  угодно.  Читала  стихи,  отрывки  из  прозы  и  ради  престижа  выучила  произведение  Горького  « Мать  изменника»  из  «Сказок  об  Италии»,  а  это  худо – бедно  5  книжных  листов.  И  скажу  без  хвастовства,  зал  сидел,  как  заворожённый,  потому  что  это  Горький  и ,  наверное,  ещё  потому,  что  читала  я  неплохо.  Аплодисменты  были  долгие  и  горячие.  Пела  я  в  основном  популярные  песни,  и  зрителям   это  тоже  нравилось.   Выступала  я  очень  много  и  часто – это  доставляло  мне  массу  удовольствия.  Приехал  к  нам  как – то  на  гастроли  Сибирский  народный  хор.  Руководитель  послушал  меня  на  концерте  и  предложил  войти  в  состав  хора.  Я  маме  рассказала,  а  она  мне  и  говорит:  « Ну,  что  это  за  работа?  Ну  попоёшь   ты  ещё  3 –4  года,  пропадёт  голос,  и  всё  равно  придётся  получать  какую – то  серьёзную  специальность».  И  мама  оказалась  права.  Правда,  голос  у  меня  не  пропал,  но  всё  равно – это  явление  временное.
Однажды  на  районной  комсомольской  конференции  нам  пообещали  артистов  из  Новосибирской  филармонии.  Но  они  задержались:  не  могли  проехать – была  пурга.  Тогда  наш  секретарь  горкома  Валерий  Никифоров  ( мы  его  звали  просто  Валерка – так  было  принято  в  комсомоле)  подошёл  ко  мне  и  говорит: «Валя,  выручай.  У  тебя  есть  что – нибудь  готовое?»  «Боже  мой,  я  всегда  готова!»  И  вышла  на  сцену,  извинилась,  что  задерживаются  артисты  из  Филармонии,  и  начала  читать  стихи,  потом  пела,  благо,  баянист  знал  весь  мой  репертуар,  потом  снова  стихи,  песни,  итак  40  минут,  пока  артисты  приехали,  переодевались,  красились,  а  я  держала  зал.  Как  мне  аплодировали!  Боже  мой,  до  сих  пор  помню  эту  прелесть  аплодисментов  нашей  комсомольской  братии.  Конечно,  я  была  не  единственная  в  самодеятельности,  но  остальные  ребята  и  девочки  просто  не  попали  на  эту  конференцию.
В  составе  концертных  бригад,  мы  ездили  по  Искитимскому  району  под  руководством  Олега  Анатольевича  Яхонтова  и  Леонида  Чудова (он  у  нас  был  худруком).  В  концертной  бригаде  были  в  основном  девочки  из  детского  дома.  Они,  пока  жили  в  детдоме,  получили  музыкальное  образование – школа  была  напротив  детдома.  Я  очень  хорошо  помню  только  Катю  Лагутенко.  У  неё  родной  брат  пел  в  оперном  театре  в  Новосибирске,  тоже  бывший  детдомовец,  эвакуированный  с  Запада,  мама  у  них  погибла  под  бомбёжкой,  когда  в  41  ехали  в  Сибирь.       
А  когда  я  работала  в  Тираспольском  пединституте,  лет  15  преподавала  наряду  со  многими  предметами,  культуру  речи  и  выразительное чтение -  был  тогда   такой  предмет.  Но  вместо  зачёта  по  этой  дисциплине,  мы  готовили  спектакли.  «ГРОЗА»   А. Н. Островского,  «Маскарад»   М.Ю. Лермонтова,  «Молодую  гвардию»  Фадеева  и  др.  Пели  песни,  читали  стихи – всем  было  весело  и  интересно,  и  из  скучного  зачёта  были  весёлые  праздники.  Недаром,  перед  тем,  как  идти  на  пенсию,  был  последний  праздник,  и  студенты,  которых  я  учила,   купили      розы  и  с  песней  «Миллион,  миллион  алых  роз»,  положили  мне  на  колени  эти   цветы  – их  было  очень  много.  Со  мной  рядом  сидел  ректор,  он  сжал  мою  руку  и  сказал: «Ради   этого  стоит  жить».  Мне  это  запомнилось.  Несмотря  на  то,  что  он    был  из  села,  отличался    умом,  хорошим  характером  и  объективным  взглядом  на  мир – это  подкупало.   Когда – то  ,  у  нас  не  ладились  отношения  с  заведующим  кафедрой.  Он  пригласил  нас  в  свой  кабинет,  и  сказал  довольно  жёстко: « Если  встанет  вопрос  о  том,  кто  должен  уйти  из  института,  я  попрошу,  чтобы  заявление  подали  вы,  уважаемый  заведующий.  Студенты  её  очень  любят».    Таков  был  Андрей  Захарович  Харитон.  У  меня  о  нём  остались  самые  лучшие  воспоминания.
 Когда  я  ушла  на  пенсию,  не  сидела  дома – началась  война  в  Приднестровье,   и  я  ушла  работать  на  радио ( По  рекомендации  Анатолия  Гурьевича  Холодюка)  Человек  он  был  не  очень  хороший,  но  то,  что  он  открыл  мне  дорогу  на  радио -  за  это  я  ему  очень  благодарна.  О  войне  в  Приднестровье  я  постараюсь  написать   отдельно,  но  то,  что  радио  стало  великим -  это  было  точно.   Оно  вещало  на  русском,  молдавском  и  украинском  языках,  оно  всегда  было  актуальным,  его  слушали  все.  Я  получала   очень  много  писем,  к  сожалению,  они  не  все  до  меня  доходили,  оставались  в  столе  главного  редактора.  Но  даже  то,  что  я  получала,  радовало  душу.  У  нас  с  Володей  были  псевдонимы – свои  имена  временно  рекомендовали  забыть.    Володя  был  Владимир  Печёрский,  а  я  Мария  Третьякова.  Володя  работал  тогда  заместителем  главного  редактора,  а  я  диктором  и  ведущей.    Меня  называли  приднестровским  Левитаном.  Да  какой  я  Левитан?  Но  дошедшие  до  меня  письма,  я  сохранила  в  альбоме.  После  войны  вела  литературные  передачи.  Трудно  сейчас  перечислить,  о  ком  я  рассказывала,  но  их  было  около  300.  Володя  работал  тогда  начальником  пресс – службы  президента   И. Н. Смирнова.
Знакомые  часто  говорили  мне: «Ну,  теперь  тебе  место  в  истории  Приднестровья  обеспечено».    Я  не  стремилась  к  этому,  но  когда  прочитала  « Историю  Приднестровья»,  оказалось,  что  там  заняли  2  трети  кишинёвские  политики,  которые  никакого  отношения  не  имели  ни  к  радио,  ни  к  Приднестровью.  Они  больше  вредили  нашей  республике.  Но  самое  обидное  было  то,  что  не  упоминули  имени   Галины  Степановны  Андреевой,  которая  очень  много  сделала    для  Приднестровья,  которая  была  и  идейным  руководителем   и  защитником  в  полном  смысле  этого  слова,  защитником  с  автоматом  Калашникова.    
В  ноябре  2004  года  устроилась  на  работу  в  Москве,  на  знаменитой  Пятницкой,  дом №  25,  Дом  Радио.  С  самого  раннего  детства  я  мечтала  там  работать,  а  познакомилась  только  тогда,  когда  пошла  на  пенсию.  Там  начинали  и  работали  великие  дикторы:  Левитан,  Веселовская.   Готовила  и  вела  передачи  по  русскому,  старославянскому  и  по  литературе.  Литературу  мне  пришлось  отдать  какой – то  девочке –актрисе.  Их  очень  много  в  Москве  безработных,  а  я  всё – таки  уже  пенсионерка.    В  общем  и  целом  я  там  сделала  более  160  авторских  программ.  Очень  трудно  ездить  из  Старой  Рузы  в  Москву.  Володя  последнее  время  преподавал  рисунок  и  живопись  в  Дороховском  училище.  Как  его  там  любили!    Устроил  несколько  выставок  в  Москве,  написал  более 100  работ.  Получал  очень  хорошие  отзывы.  Кое – что  раздал,  а  в  основном  все  работы  у   Олега  в  мастерской.  Перед  смертью  он  сказал: « Дети  разберутся».