Где взять толкового агрария?

Андрей Бухаров
Жил-был в стране Элиде, рассказывается в древнегреческой легенде, царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней ржали в его конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую кровлю заросли навозом.

По счастью, на службу к царю Авгию поступил сказочный силач Геракл, которому царь и поручил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому.

Геракл был столь же хитроумен, сколь и могуч. Он отвел в ворота конюшен русло реки Алфея, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь.

Греки причислили этот поступок к самым славным подвигам Геракла, а выражение «авгиевы конюшни» стали применять  для обозначения большого беспорядка.

Беларусь не древняя Греция, и порядка в сельском хозяйстве у нас все же больше чем в авгиевых конюшнях, но...

По словам главы белорусского правительства Михаила Мясниковича, наша сельскохозяйственная отрасль несет огромные потери, вызванные несовершенством кадровой работы. Непроизводительные потери сельскохозяйственной отрасли в прошлом году он оценил в 14 триллионов рублей - это более одного миллиарда евро.

«Мы занимались разработкой новых проектов ферм, совершенствовали обработку почвы и не уделяли должного внимания вопросам подготовки кадров», - с сожалением отметил  премьер.

"...если студент сельскохозяйственного вуза за два года в учебном заведении не проявил склонности к выбранной им специальности, ему следует сменить профессию". Об этом он заявил  во время встречи с кандидатами на руководящие посты в сельскохозяйственных организациях.

Следовательно, отечественным аграриям рекомендовано основательно почистить свои ряды, чтобы сократить непроизводительные потери...

А может быть стоит взглянуть на проблему с другой стороны? И не "прореживать" АПК, а влить в него новые, свежие силы ученых, изобретателей, писателей?...

Почему мы все время вынуждены "догонять"?

Почему "новейшее" технологическое оборудование закупаемое за иностранную валюту, как правило в кредит, нередко стареет едва успев выпустить первую продукцию?

Почему модернизация иного производственного предприятия, едва начавшись, больно бьет по кошельку рабочих и специалистов на нем работающих?

Почему наши интеллектоемкие товары, причем сельхозпродукция не исключение,  не достаточно востребованы на европейском и даже российском рынке?

Почему наши высококвалифицированные рабочие и инженеры, в том числе и аграрии, вынуждены искать работу за границей, вместо того, чтобы получая достойную зарплату  трудится  на отечественных предприятиях?

Почему жизненно необходимый технологический прорыв, о котором уже много лет вещают с высоких трибун, буксует, как "паркетная" иномарка на разбитом сельском проселке?

Думаю ответить на все эти вопросы могут  наши ученые, писатели и изобретатели, те, которых принято называть "солью земли" да только вот беда, нет у нас таких...

Мне возразят: как нет? А Академия наук? А целых два Союза писателей? Национальный центр интеллектуальной собственности при Государственном комитете по науке и технологиям наконец?...

Дело в том, что в этих уважаемых  организациях ни ученым, ни писателям, ни изобретателям нет места, так как почти все жизненное пространство в них занято безликими чиновниками, забаррикадировавшимися в своих кабинетах горами бумаг и бумажек, которых они, изображая "бурную деятельность" за народные деньги,  наплодили великое множество.

В результате такой "работы", и создается ситуация описанная выше - наш созданный огромным трудом системы образования, интеллект едва различим под толстым слоем "бюрократического навоза".

Предвижу вопрос: кто ты такой, чтобы учить "жизни" маститых "светил науки" и "коренных обитателей" служебных кабинетов?

Я, конечно, не Эдисон, с его тысячами патентов, но некоторое количество изобретений, в том числе и в аграрной сфере, медаль лауреата ВДНХ СССР и два диплома о высшем и специальном образовании, у меня за душой имеется, что дает мне право если не советовать, то хотя бы публично рассуждать о том, что мешает  идеям наших новаторов стать прорывными технологиями, приносящими доход стране, обеспечивая достойную жизнь всех ее граждан.

Что  касается моего личного участия в сельскохозяйственном производстве, то первый свой трудодень, я заработал еще в третьем классе, в колхозе Политотдел Янгиюльского района Ташкентской области на участке разведения тутового шелкопряда,  по окончании восьмого класса, в составе трудового отряда старшеклассников,  я в течение месяца добросовестно пропалывал капусту на полях совхоза Октябрьский Каскеленского района Алма-Атинской области,  во время службы в Вооруженных Силах, мне систематически приходилось участвовать в оказании помощи сельхозпредприятиям: будучи курсантом военного "горно-стрелкового" училища, убирать яблоки на крутых горных склонах под Алма-Атой, в сложных метеоусловиях "внезапной" зимы, по колено в снегу, организовывать "боевые действия" своего взвода по ручной уборке семенной кукурузы в колхозе Искра Кицманьского района Черновицкой области. Такими аграрными "подвигами" может гордиться практически каждый советский человек - битва за урожай у нас была не просто массовым, а общенародным  делом, поэтому каждый, участвуя в нем, чувствовал себя «у руля» своей судьбы.

Но одно дело выручать аграриев в качестве неквалифицированной  рабсилы, там где агрономы и "профессора аграрных наук" допустили брак,  и совсем другое дело прийти к ним же с предложением по сокращению трудозатрат и повышению качества продукции. Здесь новатору гарантирован "от ворот поворот" как минимум, и хороший пинок в качестве "бонуса" при проявлении "упрямства"...

Основная причина  бед нашего АПК, как  и  экономики в целом - недооценка результатов личного интеллектуального труда, что можно сравнить с попыткой незадачливого пекаря испечь хлеб без соли, а потому вынужденному есть его "без посторонней помощи".

Если человек работает в академическом или отраслевом научном учреждении, то он получает зарплату, размеры которой определяются штатным расписанием и никоим образом не привязаны не только к прорывным, но и к обычным технологиям, приносящим доход.

Если специалист на предприятии начинает что то "изобретать", то это редко остается безнаказанным.

Новатор же "с улицы" воспринимается как "технологический террорист", вооруженный "вредоносным" изобретением,  которого пускать на территорию предприятия ни в коем случае нельзя, так как он один может поставить под сомнение "многолетний труд" большого коллектива "государственных людей".

А не этими ли людьми было инициировано  принятие нового законодательства, по которому патентная пошлина была многократно увеличена, а положение об оценке труда изобретателей, так и не было принято?

Что же касается писателя, то это "неизвестный науке зверь", материальные и моральные права которого, о чем бы он не писал, защищает Конституция, Гражданский кодекс и он сам,  так как в Национальном центре интеллектуальной собственности регистрируют только песни и музыку, исполняемые публично.

Если  писатель, в результате многолетних "творческих мучений", "родит"  "Войну и Мир", "Тихий Дон" или "Поднятую целину", то ему будет предоставлено "почетное право" издать книгу за свой счет, а затем прогореть на ее реализации, так как читатель сегодня больше трех страниц подряд не читает, в школах этому не учат, а жизнь "не заставляет".

В общем, все как в известной поговорке: "Грицько, почему ты бедный? - Потому что дурный.  А почему дурный? - Потому что бедный"...

Думаю не надо осыпать новаторов привилегиями или создавать им тепличные условия, это их портит.

Но, ценные предложения, если они приносят доход, способствуют развитию страны, должны использоваться, вне зависимости от того, кто является их автором: штатный научный сотрудник, член союза писателей, рядовой агроном или "человек с улицы".

Автор изобретения не должен быть "лишним" при его внедрении и использовании, продукция выпущенная без отечественного изобретателя, как хлеб без соли...

Писатель не должен быть "изгоем", которому центральная республиканская газета за опубликованную в ней "прорывную" статью на важнейшую  тему выплачивает микроскопический гонорар, зато "американские дядюшки", за любой бред, наносящий ущерб нашему государству, готовы платить много, причем в "твердой" иностранной валюте...

В общем, в "экономике знаний", о которой постоянно говорит наш Президент, система использования продуктов интеллектуального труда, должна работать не хуже чем хлебоприемный пункт в уборочную страду...

Должна то она должно, да вот только, где взять денег на материальную поддержку отечественных "гениев"?

Нет ничего проще.  Нашу торговую сеть буквально заполонили импортные товары, от простых бананов, до "навороченных" автомобилей, в стоимость которых уже заложена инновационная составляющая, будь то простейшая наклейка на каждом банане - апельсине или множество технических новинок, скрытых под капотом очередного "суперкара".

Таможня у нас всегда работала хорошо, а может быть стоит часть таможенных сборов направить на поддержку отечественных "Кулибиных" - авторов изобретений, полезных моделей, произведений науки и искусства?

Тогда всего через пару лет и у нас даже "бананы заколосятся", а наша техника и сельхозпродукция станет многократно "конкурентоспособнее", что поднимет нашу экономику как свежие дрожжи хлеб...
 
Лауреат ВДНХ СССР, капитан запаса

Андрей Владимирович Бухаров

Минск 3 ноября 2014 г.