Олигархия - определение, критерий и причина

Тарас Скворцов
«Во время эпохи равновесия добра и зла человечество должно выявить четкое направление перед эпохой Сатиа Юга».
                (Агни-йога. Беспредельность. Часть1)

            

   1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ТЕРМИНА "ОЛИГАРХИЯ"

   Дословный перевод термина “олигархия” — правление немногих (oligos— немногий и arche— власть).
   Термин первоначально начали использовать в Древней Греции философы Платон и Аристотель. Аристотель употреблял термин «олигархия» в значении «власть богатых», противопоставляя её аристократии. Аристотель считал, что существуют три идеальных формы правления: монархия, аристократия и полития(просвещенная анархия типа описанной князем П.А.Кропоткиным), каждая из которых вырождается в неправильные формы — тиранию, олигархию, демократию соответственно (Платон. Государство; Аристотель. Политика).
   «В сущности тирания — та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного правителя. Олигархия блюдёт интересы зажиточных классов. Демократия — интересы неимущих классов. Общей же пользы ни одна из этих отклоняющихся форм государственного устроения в виду не имеет.»( Аристотель).

 2. СОВРЕМЕННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

   В настоящее время существует разное понимание и некоторая путаница (зачастую, специально вносимая) в политической терминологии. Исходя из дословного перевода термина к примерам олигархии могут относить и власть номенклатуры в коммунистических странах, и власть военной хунты и плутократию (дословно «власть богатых») и другие формы власти.
   Более того, стремясь устранить негативное отношение к термину «олигархия», создатели теории элит (Г. Мяска, В. Парето) сделали вывод о том, что вообще всякое правление является олигархическим, поскольку правит всегда меньшинство.  При этом для создания еще большей путаницы они ввели еще один термин «технодемократия» для современных государств западного типа.
   Кто только не пытался и не пытается извратить первоначальный смысл слова,  отличились и современные российские авторы.  Например, пытаясь доказать(видимо, для поддержки заявления Пескова) , что в настоящее время  в России "олигархия исчезла как класс"  (http://www.iarex.ru/articles/55382.html ) автор утверждает, что у этого слова есть как минимум две трактовки

          1. Олигархия – это слияние власти и собственности.

          2. Олигархия – это концентрация управления.

  Однако власть и собственность сливаются, например, и в руках царя, но это называется не олигархией,а монархией  или тиранией.
 Концентрация управления  тоже не показатель. У царя она больше, чем у олигархов , а в СССР была беспрецедентная концентрация управления, но олигархов там не было.
   Все извратители как будто «забыли» ключевое положение Аристотеля, определяющее олигархию: «олигархия блюдёт интересы зажиточных классов» (см. выше)
   Интересы зажиточных классов блюсти может и диктатор и парламент республики и военная хунта и партийная номенклатура и т.д. Они же могут блюсти интересы неимущих классов, но это будет уже демократия.
   Например, при «диктатуре пролетариата», а реально - диктатуре партийной номенклатуры, зажиточные классы были вообще уничтожены. И это считалось высшим проявлением демократии, вполне по Аристотелю.

   3. ОЛИГАРХИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

   Как видно, речь идет о власти,  то есть об организации управления обществом.
   В соответствии с теорией управления, организация управления начинается с главного - с того, что определяется цель управления.
И здесь Аристотель оказывается на голову выше современных социологов, поскольку его определение олигархии основывается на определении цели управления (олигархия блюдёт интересы зажиточных классов).
   Для достижения цели управления в зависимости от конкретных условий выбирают средства управления (устройство государства или управляющее устройство), а также конкретных людей для осуществления управления.
   Подчеркнем, что вид средств и методов управления, а тем более личностей, вторичен по отношению к цели.  Можно царя заменить парламентом, можно заменить одних олигархов на других, но если остается неизменной цель управления – блюсти интересы зажиточных классов, то остается и олигархия.
   Главный же интерес зажиточных классов в эпоху Кали-юга («эпоха Тьмы») – быть зажиточными, то есть сохранять и увеличивать свое материальное богатство.
 
 Таким образом, приходим к определению:
  ОЛИГАРХИЯ - ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ, ПРИ КОТОРОЙ ЦЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СОХРАНЕНИЕ И УВЕЛИЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО БОГАТСТВА ЗАЖИТОЧНЫХ КЛАССОВ.
 
 Понятно, что для осуществления управления нужно иметь возможность управления, то есть власть. Поэтому можно предложить и такое определение:

 ОЛИГАРХИЯ - ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ, ПРИ КОТОРОЙ ЦЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СОХРАНЕНИЕ И УВЕЛИЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО БОГАТСТВА И ВЛАСТИ ЗАЖИТОЧНЫХ КЛАССОВ.


   4. КРИТЕРИЙ ОЛИГАРХИИ

   Для того, чтобы в задачах управления судить о качестве управления, необходимо это качество оценить численно.  Численный параметр, который отражает качество управления, называют критерием качества.
  Из определения, данного выше, ясно, что критерий качества олигархии в данной стране должен отражать неравномерность распределения материального богатства среди населения.
 Очень кстати оказывается, что уже введены характеристики неравномерности распределения в обществе, но не материального богатства в целом, а доходов. Это кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент http://www.konspektov.net/question/4118626 .
Наиболее простым параметром является децильный коэффициент, который представляет собой соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. Например, в интернете можно найти такую таблицу
(http://bs-life.ru/makroekonomika/bogatie-bednie2013.html)

Страны мира Cоотношение доходов самых богатых и  самых бедных
Швеция 6:1
Германия 7:1
Италия 9:1
Испания 10:1
Чехия 11:1
Румыния 13:1
Чили 14:1
Иран 16:1
Литва 18:1
Казахстан 22:1
Беларусь 25:1
Украина 32:1
Гондурас 38:1
Нигерия 42:1
Россия 45:1
Зимбабве 80:1

  Насколько эти данные соответствуют реальности - отдельный вопрос, который здесь не обсуждается


5. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ В СВЕТЕ ЗНАНИЙ ДРЕВНИХ

   Как видно, Аристотель имел лучшее представление о природе людей и общества, чем современные ученые. Это и не удивительно. Внешние атрибуты жизни людей меняются, но суть неизменна.  Поэтому  знания древних мудрецов о людях и обществе не устаревают.
   Однако приведенная выше цитата из Аристотеля не объясняет вопроса о том, когда и почему «правильные» формы управления вырождаются в "неправильные" или наоборот. Поэтому обратимся к еще более древним знаниям. Сейчас, при переходе от эпохи Тьмы к эпохе Истины (Сатья-юга), они постепенно становятся достоянием широкой общественности, как путем публикации древних книг (например "Бхагаватгита"), так и через посредников (Блаватская, Николай и Елена Рерихи, Платонова, Наумкин,Новых, Марк и Элизабет Профет и другие),которых становится все больше.   
  Однако и то, что раскрыто не всегда легко принять и передать, и не только из-за большого объема и сложности материала (по мере понимания все упрощается), но и потому, что в разных "школах" разная методика его подачи и разная терминология.  Поэтому ниже лишь коротко и упрощенно намечены контуры затронутой темы об управлении в обществе и обществом. Цифрами со звездочками в тексте обозначены ссылки на приведенные ниже цитаты.
  Идея  первична,а материя вторична (1*), к чему приходит уже и физика (2*). Отсюда возникает понимание того, что всем управляет "Бог"(Единый Дух,"Огонь поядающий",Отец Всей Жизни), находящийся "на вершине пирамиды", которого физики называют "Наблюдатель".
Что Он из себя представляет и как управляет - отдельный разговор. Возможно, что и слово "управление" в обычном смысле здесь неприменимо. Замечу только, что людям Он предоставляет вполне достаточную для них свободу выбора ("свободную волю").      
  Человек же представляет собой частичку (искру) Духа Единого (3*), которая оформившись в виде почти бессмертной Божественной Души(4*) воплощается на время жизни на Земле в животное тело. Поэтому в каждом человеке  заложены колоссальные "божественные" возможности развития, которые пока еще лишь в малой степени реализованы в земных людях.
  Изначально и потенциально эти возможности у всех одинаковы, однако "жизненный опыт" (накопленный в информационных оболочках Души за много жизней) у разных людей разный. Поэтому разные люди в разной степени управляются Животным началом и Духовным началом, которые борются между собой. Кто-то "попирает льва и дракона" (Псалом 90 (13)), а кого-то они попирают. У одних связь с "Богом" ("Космическим Разумом") более сильная и осознанная, у других - менее.
   Этот вопрос подробно рассмотрен и в индийских Ведах, где сказано, что в человеке сочетаются три природы (гуны): невежества, страсти и благости, которые борются между собой(5*). При этом люди во всяком обществе по своим качествам делятся на четыре типа: шудры, вайшья, кшатрии и брахманы.
   Шудрами являются те, в ком преобладает невежество, а брахманами – в ком благость. Вайшья и кшатрии в значительной степени находятся в природе страсти. При этом в кшатрии больше благости, а в вайшья – невежества.
   Как следует из приведенных выше слов Аристотеля, во всех правильных формах общества целью управления является общее благо (6*). Поэтому такие общества строятся как дружная семья,по принципу "возлюби ближнего", где каждый участвует в управлении в меру своей мудрости, что по сути означает - в меру своей  близости к Богу.
  В "правильном" ведическом  обществе, т.е. во время "золотого века"  шудры являются  рабочими, вайшья -"бизнесменами", кшатрии - чиновниками и "силовиками", а брахманы - идеологами,волхвами,священниками.
  В таком обществе главное качество брахманов - святость,т.е. близость к Богу. Это наиболее развитые люди, задача которых в обществе - поддерживать духовный вектор развития в интересах эволюции человека.
  Поэтому в системе управления они имеют не исполнительную, а высшую законодательную функцию Эту функцию они могут выполнять, разрабатывая законы (заповеди) непосредственно, а также в качестве учителей или советников кшатриев (царей, визирей, военачальников).
   С позиций теории управления можно сказать,что брахманы формулируют главные цели, критерии качества и принципы построения системы управления, исходя из Божьего Плана.
  Главное качество кшатриев - верность долгу (в первую очередь перед Богом и, соответственно, перед брахманами). Их задача - воплощать идеи брахманов, управляя обществом на высшем уровне. Поэтому они составляют государственный аппарат, включая силовые структуры, выражаясь по-современному.
   На языке теории управления, именно кшатриев следует назвать устройством управления.
    Таким образом, эти две группы - брахманы и кшатрии являются основой системы управления обществом.
  Вайшья занимаются организацией того, что сегодня можно назвать  «бизнесом». Их главная забота - экономическое процветание своего "дела". Им они и управляют.
  Шудры управляют жизнью общества на уровне семьи.   
   Так образуется "правильная" ведическая социальная пирамида в которой каждый занимает свое место в соответствии со своими качествами.
   Это не кастовая система, поскольку место в системе управления определяется только качествами человека и не передается по наследству (7*). Например,изобретательный шудра, обладающий организаторскими способностями, может стать вайшья. Честный вайшья, осознающий свой долг перед обществом, может стать кшатрием,а духовно развитый кшатрий может стать брахманом. Если же качества сына брахмана не соответствуют требованиям, то он брахманом и не будет.
     Периодически, как смена дня и ночи, в Космосе, связанном с нашей Землей «день Сварога» сменяется «ночью Сварога», что полностью аналогично понятиям эпох Истины и Тьмы.
   «Вечером» связь людей с Космическим Источником Жизни (назову так) ослабляется и сознание затемняется.  В результате ослабляется  связь людей и с земной Жизнью и между собой.  Теряются понимание смысла человеческой жизни на Земле и наиболее ценные знания, падает мораль и все то, что отличает человека от животного. Нарастает индивидуальный и групповой эгоизм.
  «Пирамида» валится на бок и, как видно из геометрии, чем выше положение, тем быстрее падение. «Рыба гниет с головы», как мы говорим.
  Сначала у брахманов ослабляется связь с Единым Духом и они превращаются в жрецов (слово,однокоренное со словом "жрать"). Затем, в этих условиях, кшатрии и вайшьи теряют цель и смысл своей деятельности и превращаются в тиранов и олигархов.  Их интересует теперь власть ради власти и  деньги ради денег.
  Стремясь навечно закрепить власть и капиталы за своими семьями они стремятся построить структуру общества по кастовому принципу с непроходимыми границами между кастами.
  Кастовость еще больше усиливает нарушение принципа построения системы управления, по которому каждый должен занимать место в соответствии со своими качествами.  Как заметил Эклезиаст, «видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком».
Правящая верхушка "загнивает" и качество управления падает.
  В этих условиях неизбежно начинается "классовая борьба". Наконец эта борьба приводит к тому, что оставшиеся брошенными в темноте, бесправии  и нищете шудры, среди которых оказывается и немало "князей", создают свою идеологию,построенную на атеизме(8*) и реализуют демократию (по Аристотелю).
  При этом для управления они выдвигают из своей среды людей, которые должны исполнять роль брахманов и кшатриев (9*), а значит должны быть мудрыми и соответствовать критериям долга и чести. Эта героическая попытка приносит определенные плоды.
  Однако отвернувшиеся от  источника Истины новые "брахманы" не обладают мудростью, а потерявшие связь с Богом (со-весть) "кшатрии" со временем(10*)  теряют понятия долга и чести. При этом они (например,"партноменклатура") превращают себя в касту. Наконец, они  стремятся стать тиранами или олигархами и, в ряде случаев, ими и становятся.
   Этой «ночью» пирамида полностью перевернулась(11*).  Чем хуже качества человека, тем выше он оказался в лестнице управления (перевернутой).
    По мере приближения "рассвета" начался обратный процесс. Перевернутая пирамида начала разрушаться, причем разрушение идет от вершины к основанию, то есть сначала разрушается самая далекая от Света Божьего, самая гнилая часть.
   В частности, в 20-м веке мы видели падение последних тиранов, то есть императоров и пришедших им на смену  диктаторов, власть которых в основном опиралась  на грубую силу. Затем, после всех революций и контрреволюций, преобладающей стала олигархия, власть которой в основном опирается на капитал.
   В 21-м веке связь Земли и людей с Космическим Источником Жизни будет еще более усиливаться. Сознание людей и возможности его развития будут расти.
   Опора власти Животного Разума на грубую силу и капитал станет невозможным. Войны будут пресекаться, а финансовые потоки жестко контролироваться всем обществом.
   Использование возможностей новых информационных технологий ускоряет это движение (этот процесс уже начался, о чем можно узнать, например, набрав в интернете ключевые слова "прямая демократия", "электронная демократия", "электронный контроль доходов")
   Нынешняя олигархия будет превращаться в политию (12*). Системы управления "не имеющие в виду общее благо" будут трансформироваться в системы с целевой функцией Общего Блага.
  Каждый человек и каждая страна эти возможности может использовать, а может и не использовать (13*). Более того, многие будут мешать этому процессу.
Поэтому и сказано:   «Во время эпохи равновесия добра и зла человечество должно выявить четкое направление перед эпохой Сатиа Юга».


  ЦИТАТЫ К ССЫЛКАМ И КОММЕНТАРИИ
( замечание: к сожалению не успел дать цитаты из книги "Община" из серии книг "Агни-Йоги", в которой обсуждаются эти же вопросы).

1* "Материя, которая представляется глазу столь твердой, на самом деле состоит из вращающихся с огромной скоростью энергий Духа". ("Курс алхимии" Сен-Жермен).
Замечание автора статьи:речь идет об элементарных частицах и такое представление  вполне соответствует современным физическим представлениям.

2*."...ясно, что если применять квантовую концепцию (её иногда называют копенгагенской), то присутствие наблюдателя необходимо и при рождении Вселенной".[Метагалактика как единый квантовый объект И.Ф.Малов]

3*« Я ЕСМЬ Бого-Пламя лучистой Любви из самого Сердца Бога в Великом Центральном Солнце, нисходящее от Владыки Жизни» [Выдержка из молитвенника]

"Все живое, что Я создал, получило две природы -
Матерьяльную, что ниже, и духовную – вверху
И душа живая может пользоваться матерьяльным
Или в высший мир уходит по желанью своему"
........................................
"Непроявленною формой пронизал Я все на свете
И содержит эта форма всю природу, всех живых
И присутствую душою Я во всех созданьях этих,
и они – мои частички. Все во Мне, но Я не в них"

[Бхагават гита. Перевод в стихах. https://www.stihi.ru/2019/03/15/9833 ]

4*. «   Душа является истинной антиматерией, частицей извне — из духовного мира, мира Бога. ... Вследствие неоднократных реинкарнаций в материальном мире, Душа отягощена информационными оболочками.
.. человек состоит из Души вместе с её информационными оболочками, Личности и структуры… состоящей из различных полей других мерностей (в том числе физического тела, находящегося в трёхмерном измерении).»
   «Что такое разумная Личность? В новой конструкции, в новом теле, формируется и новая Личность — это кем ощущает себя при жизни любой человек, тот, кто совершает выбор между Духовным и Животным началами, анализирует, делает выводы, накапливает личный багаж чувственно-эмоциональных доминант.
   Если в течение жизни человек духовно развивается настолько, что происходит слияние его Личности с Душой, то образуется качественно новое, зрелое Существо, отличное от человеческого, которое уходит в духовный мир. Это и есть по факту то, что называется «освобождение Души из плена материального мира», «уход в Нирвану», «достижение святости» и так далее.
    Если же в течение жизни человеческой такого слияния не произошло, то после смерти физического тела и разрушения энергетической конструкции эта разумная Личность уходит вместе с Душой на перерождение (реинкарнацию).»["АллатРа"]

5*.  «Материальная природа состоит из трех гун: добродетели (благости), страсти и невежества. Когда вечное живое существо приходит в соприкосновение с природой, о сильнорукий Арджуна, оно обуславливается этими гунами».
- «О безгрешный, гуна добродетели, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от последствий всех грехов. Находящиеся под влиянием этой гуны обретают счастье и знание».
- «Гуна страсти рождается из неограниченных желаний и вожделений, о сын Кунти, и вследствие этого воплощенное в теле живое существо привязано к материальной кармической деятельности».
- «О сын Бхараты, знай, что темнота, рожденная от невежества, есть причина заблуждениявсех живых существ, воплощенных в материальном теле. Следствия этой гуны – безумие, леность и сон, связывающие обусловленную душу».
«Иногда гуна добродетели преобладает, побеждая гуны страсти и невежества, о сын Бхараты. Иногда гуна страсти побеждает добродетель и невежество. А иногда невежество побеждает добродетель и страсть. Так и идет эта постоянная борьба за превосходство».["Бхагаватгита"]

6*
Это не означает, что Общее Благо является главной целью Жизни. В Агни-йоге об этом сказано так:
«Общее Благо не цель, но лишь условие, при котором главная цель – совершенствование человечества – достижима наиболее быстро".
  «Ход мировых событий не считается с личными интересами личности, но имеет в виду конечную цель – Общее Благо. Общее Благо не есть личное, но имеющее общеполезное пространственное значение. Во имя его лучшие представители человечества жертвовали не только личными интересами, но даже жизнью. Только сферы безличного приводят к бессмертию. Личность же обречена кратким циклом своего существования и смертью всех временных оболочек, облекающих дух. И лишь Бессмертная перевоплощающаяся Индивидуальность переживает личность, продолжая свой путь в Беспредельность»
«работа на Общее Благо на Земле в физическом теле есть не что иное, как наивыгоднейшее помещение капитала в предприятие устойчивое, прочное и солидное, не подлежащее крушению вследствие смерти тела».
http://teros.org.ru/showthread.php?t=2147 .

7* Сута Госвами не был рожден в семье брахмана. Он был выходцем из смешанной касты, то есть родился в нецивилизованной, низкой семье. Но благодаря общению с возвышенными личностями - Шри Шукадевой Госвами и великими риши Наимишаранйи - недостатки низкого происхождения были, безусловно, устранены. Следуя ведической традиции, Господь Шри Чаитанйа Махапрабху тоже придерживался этого принципа. Своим трансцендентным обществом Он возвысил многих низкорожденных, то есть тех, кто не обладал необходимыми качествами из-за своего происхождения или деятельности, до уровня преданного служения, дав им статус ачарьев, то есть авторитетов. Он недвусмысленно заявил, что ачарьей, или гуру, духовным учителем, можно считать любого человека, сведущего в науке о Кришне, кем бы он при этом ни был - брахманом или шудрой по рождению, домохозяином или нищим по положению в обществе. (Наставления Шрилы Прабхупады о брахманах)

8*. Атеисты-демократы стремились найти опору своей идеологии не только в экономической науке и социологии, но и в духовных ценностях.
  В частности,нарком просвещения А.В. Луначарский, писал:
«существует система идеализма, имевшая огромное значение, и общественное и философское, — именно христианская религия со всеми ее сектами и философскими отростками, которая по своим корням демократична....
  Христианство ...представляет собою первоначально действительно религию рабов, религию низов, бедняков, развертывающуюся постепенно в виде сознательного протеста против религии богатых.
  В основе такого рода демократических религий, народных религий, лежат, конечно, и демократические идеи, и революционные идеи, и даже иногда, в значительной мере, социалистические.
  Демократические идеи потому, что классы, изобретая свою идеологию, свое утешительное миросозерцание, такое миросозерцание, которое подняло бы их самочувствие, помогло бы им жить, конечно, не могут не придать этому миросозерцанию характера, который оправдал бы демократию. И действительно, все такие религии, как, скажем, учение еврейских пророков, отдельные известные нам и сравнительно недостаточно изученные демократические религиозные течения индусов, некоторые такого же рода проявления в китайской религии, — всегда утверждают, что божество вовсе не есть покровитель и отец богатых, что, наоборот, земная власть, основанная на неправде, есть уклон от этого небесного пути, и что настоящий небесный путь заключается в человеческом равенстве. И с этой точки зрения богатый, попирающий главу ближнего, является гордецом, ненавистным богам, а, стало быть, попираемый — тем самым божьему сердцу, сердцу этой правды, близок и мил…»
  Стоит, также, отметить, что в 1961 году  был разработан "Моральный кодекс строителя коммунизма" (нечто вроде заменителя христианских Заповедей) включающий следующие пункты:
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12.Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

9* В соответствии с Марксом  в системе, которая сложилась после октябрьской революции 1917 г., вайшья были уничтожены "как класс".
Однако как тип людей вайшья, конечно же, никуда не делись и проявляли себя в разных видах, например, как "цеховикхи", "спекулянты" и т.п. Именно люди такого типа, которые  в большом количестве пришли к власти после смерти Сталина, и организовали контрреволюцию 1991 года.
У Ленина нет законченной теории социализма, а есть изумительно богатый спектр идей, который условно можно поместить между двумя полюсами. Первый — вывод 1917 года: «Социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа». Второй — высказанный в конце жизни: «Мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм».
 Говоря о перемене всей точки зрения, он ставил вопрос о демонтаже созданной в годы гражданской войны государственно-капиталистической монополии, что практически проявилось в новой экономической политике (так называемый НЭП), а по сути - в возрождении класса вайшья. Сталин же отказался от этой политики.
  См.  https://leninism.su/lie/4062-o-lenine-pravdu.html?start=3
 

10*  В.И. Ленин в последний год жизни предвидел возможность такого перерождения партийной номенклатуры. Этот процесс, также, спрогнозировал Оруэлл в своем произведении "Ферма животных" ("Скотный двор").
Один из видных хозяйственных руководителей  СССР об этом сказал так (привожу цитату по памяти): в мое время руководители поступали как в песне поется "раньше думай о Родине, а потом о себе",  позже стали думать сначала о себе, а потом о Родине, а в последние годы думали только о себе.
  Русский философ Н.А. Бердяев писал:Если допустить,что антирелигиозная пропаганда окончательно истребит следы христианства в душах русских людей, если она уничтожит всякое религиозное чувство, то осуществление коммунизма сделается невозможным, ибо никто не пожелает нести жертвы, никто не будет уже понимать жизни, как служение сверхличной цели, и окончательно победит тип шкурника, думающего только о своих интересах.  Этот последний тип и сейчас уже играет немалую роль и от него идет процесс обуржуазивания.("Истоки и смысл русского коммунизма" 1937 г.)

11*.Кто сегодня задаёт вектор развития мирового общества? Архонты, которые манипулируют мировой политикой, как собственным инструментом власти над народами. Архонты подчинены системе Животного разума, и они воплощают «свои» идеи через политиков.
Большинство служителей всевозможных культов руководствуются сугубо меркантильными интересами и формируют в людях потребительское мышление.
Политики — это люди из «элиты», которые  в основном в большинстве своём пришли во власть с целью обезопасить свой бизнес и потешить манию величия. Ведь таких людей, попавших в зависимость и власть системы Животного разума, деньги уже перестают удовлетворять. Им хочется уже чего-то большего, например, возможности управлять большим числом людей и тайно наслаждаться их раболепием перед собой.
Многие из них даже не понимают, что являются всего лишь проводниками Воли Животного разума. Осознаёт это человек или нет, но его Душа однозначно страдает от такого выбора Личности и неразумной растраты жизненных сил, всё более разлучающей её с Духовным миром. Ведь жизнь пролетает очень быстро, а власть даётся на короткое время, но цена за неё несоразмерно велика. Жизненное мгновение человеческой слабости оборачивается длительной агонией субличности и продлением мук Души в плену материи. Слишком дорого придётся заплатить за выбор тех иллюзий, которые, как пар, появляются на короткое время и тут же исчезают во мраке бытия.
Те же умные политики, которым удаётся разгадать этот глобальный блеф и понять нынешнее разрушительное направление движения мирового общества по «обратной свастике», осознать, откуда растёт корень зла формирования негативных мировых событий, в свою очередь, тоже не знают, как быть. Они ищут ответ на вопрос как реально избавиться от этого «старого, больного дерева» системы власти мировых жрецов, заражённые корни которого, как спрут, оплели весь мир. На самом деле ничего сложного здесь нет, если понимаешь сам инструментарий, используемый Архонтами, в руках которых сосредоточена большая часть земного капитала. Задача Архонтов — навязать очередную иллюзию, идеологию Животного разума как можно большему количеству людей, чтобы массы в неё поверили.["АллатРа"]

12* Когда самими людьми, мировым обществом будут упразднены такие институты, которые подразумевают под собой само понятие власти, то исчезнут многие искусственно созданные проблемы. Управление обществом должно принадлежать самому обществу, а не Архонтам и их представителям. В едином обществе не должно быть никаких границ вообще. Все люди в мире должны жить в абсолютно свободном для перемещения пространстве, то есть иметь все возможности для абсолютно свободного передвижения по планете, без ограничений. Не должно быть условий для возникновения распрей между людьми, в том числе межнациональных. Есть национальные культуры народов мира, в которых собраны разные традиции и знания человечества. Но есть и высшее понятие — духовное, объединяющее людей всех национальностей, которое, например, в русском языке известно под словом Человек. Так вот, все вопросы должны решаться сообща самими людьми, начиная от местных сельсоветов и заканчивая мировым уровнем. И этот процесс должен быть абсолютно открытым для всех участников общества. Современные технологии позволяют реализовать это условие на практике. Причём все эти вопросы жизнедеятельности общества должны обсуждаться и приниматься в свободное от основной работы время. Такая система самоуправляемого общества будет работать тогда, когда сами люди будут брать на себя ответственность за улучшение жизни всего общества и выразят готовность на регулярной основе тратить личное время на своё посильное участие в общественных делах, в том числе и коллективном созидании. Это равносильно контролю человека над своими мыслями и желаниями от Животного начала, когда он берёт на себя ответственность не просто сам себя контролировать в этих вопросах, но и работать над созиданием добрых мыслей, поступков и дел от Духовного начала. Также в обществе не должно быть даже понятия «режим секретности» в делах самоуправления общества. В первую очередь это касается финансирования, то есть распределения и порядка расходования средств. ["АллатРа"]

13*  В конечном счёте все зависит от сознания народа.  Однако очень многое зависит и от сознания правящей элиты. 
   О роли правящей элиты хорошо сказал Лев Толстой в письме Николаю второму:
 "Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им. Единственное средство в наше время, чтобы действительно управлять народом, только в том, чтобы, став во главе движения народа от зла к добру, от мрака к свету, вести его к достижению ближайших к этому движению целей."
....................
 "Мне не хотелось умереть, не сказав Вам того, что я думаю о Вашей теперешней деятельности и о том, какою она могла бы быть, какое большое благо она могла бы принести миллионам людей и Вам и какое большое зло она может принести людям и Вам, если будет продолжаться в том же направлении, в котором идет теперь."
........................................
  "Любезный брат, у Вас только одна жизнь в этом мире, и Вы можете мучительно потратить ее на тщетные попытки остановки установленного богом движения человечества от зла к добру, мрака к свету и можете, вникнув в нужды и желания народа и посвятив свою жизнь исполнению их, спокойно и радостно провести ее в служении богу и людям."

Источник:    ( Ссылка может пропасть, но весьма интересное это письмо нетрудно найти по словам "письмо Толстого царю Николаю"