11. Волейбол студенческий

Болеслав Вольтер
Заложенная в школе любовь к спорту продолжилась в институте. Надо сказать, что в то далекое время - конец 40-х, начало 50-х почти все студенты были голодны, карточная система не обеспечивала наши аппетиты. Но это не мешало нам заниматься спортом. Более того, спорт, наверное, отвлекал нас от голодных дум. Мое увлечение волейболом было страстным. В Ленинграде тогда волейбол был очень популярен. Волейбольные площадки были повсюду. Белые ночи были волейбольными, мы играли до утра, потом отсыпались на лекциях. Наша институтская волейбольная команда вышла в первую лигу студенческого волейбола в городе. С этой командой я колесил по всему Ленинграду, участвуя в соревнованиях с разными вузами. Институт выделял на игры большой автобус и мы с болельщиками разъезжали по спортзалам города обязательно с песнями и шутками. Особенно любили петь на студенческий лад народную песню:
 Из-за острова на стрежень
 На простор речной волны
 Выплывают расписные
 Стеньки Разина челны.
Этот куплет пели утрированно медленно, как будто мы неспешно плывем по речному простору, а потом с улыбками и ужимками шпарили самодельный припев на совсем другой бойкий почти частушечный мотив с чеканным быстрым темпом:
 П р и п е в
 Выплывают расписные
 Стеньки Разина челны.
 Что ты, что ты, я солдат девятой роты
 Тридцать первого полка,
 Хопца – дритца, хо-ца-ца.
 Я чай пила да самоварничала,
 Всю посуду перебила, накухарничала.
 Чайничек с шишечкой, шишечка с дырочкой,
 С дырочки пар идет: Пу-у-у!
После этого Пу-у-у! все хохотали и принимались за второй куплет. Конечно, текстом без мелодии трудно передать это залихватское пение. Но, думаю, ясно, оно (такое пение) подымало нам боевой дух, и мы приезжали на игру заряженные бойцовскими эмоциями.
   Поразительно, но факт некоторые волейбольные эпизоды сохраняются в памяти с ювелирной точностью. Помню, как я любил смотреть в ЦПКиО игры лучших волейбольных команд Ленинграда – Горного института, Университета и ЛЭТИ (Электро-технического ин-та), смотрел и восхищался их игрой, мечтая дорасти в волейболе до их высокого уровня. И вот через пару лет состоялась наша игра с командой Горного института. В команде у меня была роль пасующего защитника, моего роста (172см.) не хватало, чтобы стать активным нападающим, но если мне давали хороший пас, я мог и вдарить. Вот такой пас я получил в начале той игры. Горняки поставили мне тройной блок, и я его пробил. Наши болельщики отреагировали активными аплодисментами. Это был принципиальный удар. Тогда я почувствовал свершение моей волейбольной мечты. Очень яркое ощущение.
----------* * *----------
 А вот другой эпизод, уж извините, не могу остановить воспоминания. Один древний философ как-то сказал, чтобы вы не писали, вы пишите о себе. Я в этом смысле не исключение. А этот эпизод только частично мой. У нас в команде был высокий крепкого сложения игрок Петя Голубев. У него был мощный удар, но на площадке он иногда был то сонным, то не очень внимательным и поэтому делал ошибки. На этот раз мне дали прекрасный первый пас на четвертый номер, прыгаю, мне ставят блок, а я не бью, а кистью левой руки посылаю мяч в другой конец сетки, и кричу «Петя-а!». Петя от моего крика проснулся, пока мяч летел к нему, успел собраться и вдарил с такой силой, что наши болельщики вскочили со своих мест с аплодисментами. Болельщики у нас были замечательные.
 На третьем курсе увлечение волейболом стало плохо сказываться на учебе. У меня появились хвосты по зачетам и лабораторкам, я часто сачковал многие лекции. Декан меня предупредил: «Если и дальше будешь волейболу уделять внимания  больше (он был осведомлен о наших волейбольных успехах), чем учебе, то допрыгаешься до отчисления из института». Я поджал свои хвосты и выправил положение. Но тут пришла другая беда... См."Сталиниада-48"
----------* * *----------