Встреча с писателями

Малахитовая Шкатулка
Сростки. 26 июля 2014. 13 часов. Библиотека имени Василия Шукшина.
 
Рубцовские писатели :  Евгений Заикин, Александра Кострубина, Лидия Скрипкина, Яна Никишина, Сергей Медведев, Анна Андриященко, Людмила Кузнецова-Ридных присутствовали на встрече с писателями, приехавшими на благодатную алтайскую землю в Сростки из разных концов России.

 
 Встреча проходила под дождём, стульев не хватало для желающих послушать современных писателей, которые представляли свои книги и журналы, читали стихи, рассказывали о себе. Вела встречу Юлия Нифонтова, директор Алтайского дома литераторов. Вашему вниманию я представляю стенограмму встречи:
Марина Савиных представляла свой журнал «День и ночь»:
 

- Главным редактором журнала был замечательный сибирский поэт, прозаик, драматург, общественный деятель, педагог Роман Солнцев. Многие материалы представляемого номера посвящены  Роману Солнцеву. Журнал носит подзаголовок «для семейного чтения», предназначен старым и малым, людям разных взглядов, эстетических предпочтений Мы стараемся, чтобы уровень произведений, которые здесь опубликованы, был доступен, позволял прикасаться к этим  вещам  и двенадцатилетнему подростку, и человеку в возрасте. Выходит 6 раз в год. Этот номер оставляю в дар библиотеке. У истоков журнала стоял Виктор Петрович Астафьев, он помогал становлению этого журнала.  В 1993г вышел первый номер.
Юлия Нифонтова:
- Мы привезли наш известный литературный журнал «Алтай»  и «Культура Алтайского края»  в дар самым стойким нашим слушателям, которые останутся после встречи. Следующий наш гость- Валентина Юрьевна Ерофеева-Тверская – наш большой друг, большой поэт и литературный деятель. На её плечах лежит бремя заботы об Омском отделении Союза писателей России.
Ерофеева-Тверская:

 
-Кланяюсь вам, дорогие земляки. Всякий раз, когда мне судьба позволяет попасть на эту благодатную землю, я душой приникаю к тем родникам человеческих душ, характеров, судеб. Я пытаюсь наполниться тем живым огнём, который в ваших глазах, в ваших сердцах. Я приезжаю на праздник встреч с моими коллегами-друзьями, потому что литературная дружба – это особая дружба, которая длится вечность. Даже когда уходят такие большие классики как наш дорогой Шукшин. И, наверно, всё то, что происходит сегодня в Сростках, то , что мы видим, а более то, что мы чувствуем, хочется надеяться, останется нашим детям, внукам, правнукам.
Юлия Нифонтова:
-Я вам сейчас расскажу про двух дорогих мне мужчин, которые спрятались за моей широкой спиной и желали бы помолчать.
Не рассказать о них было бы просто преступлением. За эти дни они выступали на сценах всех рангов, уже силы иссякли. Но тем не менее:
-Алексей Николаевич Варламов, журналист, известный в России и даже за её пределами, он к нам приехал из города Москвы. Алексею Николаевичу выпала честь получать медаль из рук губернатора в городе Барнауле, и выступать бесконечно, и в библиотеке представлять свой юбилейный номер «Литературной учёбы», который полностью посвящён Шукшину, где очень интересные исследования. Александр Николаевич Варламов – главный редактор «Литературной учёбы», член Совета по культуре при президенте, профессор МГУ, доктор филологических наук.
А за ним ещё один столичный гость – Владимир Павлович Смирнов. Это литературовед, профессор, член Союза писателей России, член Совета секретарей Союза писателей России, лауреат многих литературных премий, преподаватель литературного института им Горького. Я благодарна судьбе, что с такими людьми меня сталкивают мои служебные обязанности! Слушая и Владимира Павловича, и Алексея Николаевича, я ловила себя на мысли, что идёт расширение сознания, их одно удовольствие слушать. У меня родилась такая фраза: «Одухотворённая вселенная Смирнова – это не пустой холодный космос с  холодными звёздами. Когда он начинает говорить, всё начинает оживать вокруг, и воздух сам начинает дышать культурой, литературой»
Я,  пользуясь тем, что мне доверили вести эту встречу, представлю своего родного, любимого писателя.  Недавно мы были удивлены, ошарашены  прекрасной новостью. Это замечательный сюрприз для всех алтайских писателей, для всех читателей, людей, которые знают, любят публицистику и прозу Анатолия Кирилина.
Впервые в эти юбилейные Шукшинские дни будет вручена Шукшинская премия нашему Алтайскому писателю, руководителю Алтайской писательской организации Анатолию Владимировичу Кирилину, которому я слово и передам.
 
Анатолий Кирилин:
-Впервые в эти юбилейные Шукшинские дни прошло несколько встреч с читателями в Барнауле. В нашей команде Новосибирцы, Москва, Омск, Иркутск. Всей этой командой мы приближались к главной цели, замечательному месту, к которому стремились – Сростки. Для меня это дорога на юг. Когда едешь сюда из Новосибирска в Барнаул, Бийск и дальше – это дорога строго на юг. А в нашем сознании привычном русском дорога на юг – это всегда дорога к какому-то счастью, благу, к радости. И для меня эта дорога в Сростки всегда такой была.
Недавно я узнал из учёных выступлений, что лунные кратеры, моря, которые видны при детальном рассмотрении обладают очень большой памятью. А Земля по отношению к луне беспамятливая, на ней быстро зарастают какие-то следы. Я подумал, что память памяти тоже рознь и Земля быстро затягивает раны, которые достаются на её долю больше, чем на долю других планет. Эти раны наносят в том числе и лучшие сыны её, то есть мы с вами. А другая память у Земли существует. Я думаю, что у той безжизненной Луны хоть и есть память, но она такая окаменевшая, ни о чём. А наша память как раз о том, ради чего сегодня здесь мы с вами собрались. Отвечая многим литературоведам, критически  настроенным, которые утверждают, что наша литература находится в загоне, что интерес к книге уже не там, что писатель пошел не тот и так далее, и тому подобное. Я приведу пример своего близкого друга, своего сверстника, который ушел из жизни молодым – это Николай Шипилов. Это замечательный писатель, который своим творчеством  доказал , что нет, литература не кончилась Астафьевым, Беловым, той классикой советской литературы, которую мы все знаем. Литература продолжается. Есть и у Николая Шипилова продолжатели. Я, заканчивая эту небольшую приветственную речь, хочу вспомнить слова Николая Шипилова, которые говорит отец Глеб, один из героев романа «Псаломщик»:
«Богом всё дозволено. Все, что с любовью, с тоской – по благодати, запрещается – ненавидеть». Спасибо.
Юлия Нифонтова:
- Если вы думаете, что все скифы давно вымерли, то вы ошибаетесь, один остался. Живёт он в городе Иркутске. Наш гость Владимир Петрович Скиф, русский поэт, секретарь правления Союза писателей России, заведующий отделом поэзии журнала «Сибирь», председатель иркутского отделения союза писателей России, автор более 20-ти книг, просто обаятельный мужчина и прекрасный поэт.
Владимир Скиф :
 
Дорогие друзья, я хочу вам передать привет от Валентина Григорьевича Распутина. Я его провожал в Москву как раз накануне поездки сюда. Он просил передать огромный привет и поклон всем сибирякам, всем землякам Василия Макаровича Шукшина. И передаю ещё привет от нашего озера Байкал, великого, самого глубокого озера на планете. Я дарю библиотеке две свои книги: «Все боли века». «Скифотворение».
Юлия Нифонтова:
А сейчас я представлю нашего гостя из Уфы. Когда я увидела впервые этого человека, я была просто потрясена. Мы прошлой осенью с Анатолием Владимировичем Кирилиным были делегатами съезда союза писателей России, который проходил в Москве и Калуге.
На этом съезде моё внимание привлёк человек, который был похож то ли на святого. То ли на восточного джина из сказки. Это замечательный писатель, который пишет о природе, о животных очень трогательно, это путешественник с мировым именем, который был в двух кругосветных путешествиях, заглянул  в жерло вулканов всего мира, это член Союза писателей России Камиль Зигамшин.
 
- Я радиоинженер. Писателем стал совершенно случайно. Есть такое выражение: поэтом надо родиться это дар от бога, а писателей делает биография. У меня так оно и получилось. После окончания института я работал уже по распределению на заводе инженером, и вдруг меня потянуло на Дальний Восток. Мне было 24 года. Я списался с директором  адыгейского госпромхоза. Адыгейцы – это такая малая народность. Слышали, наверное. И пожил там четыре года. Занимался промыслом пушнины . У меня на участке жило много диких зверей, в том числе два амурских тигра. Их поведение меня потрясло. Первый год я сразу же их не боялся. Они ходили за мной, я их не видел, только после начал понимать, что они ходят, к палатке подходили , проявляли интерес. Уникальный Уссурийский край. А главное я полюбил этих людей, которые жили родовым строем ещё, захватил стариков с сознанием чистым, как родниковая вода, они абсолютно бескорыстные, наивные такие люди были. Я с шаманом дружил, он мне подарил свой шаманский бубен. Прошло лет 15-20,  я поехал к своим друзьям, то что , я увидел в начале 70-х годов ещё, этого уже нет.. И тайга не та, и японцы её рубят, и корейцы рубят, и адыгейцы уж не те. Я с адыгейцами здороваюсь, с молодёжью, они не понимают свой язык. Я решил, Господь меня своевременно направил, я никогда дневники не писал, а вот эти четыре года всё время записи делал, наблюдения свои фиксировал. В итоге родилась первая книга. После первой книги меня сильно хвалили. Прошло два года, перестали хвалить.
Очень хорошо Чехов об этом написал. Сюжет примерно такой: если у тебя ребёнок начал писать, поругай его. Поставь в угол.
Если он продолжает писать, то плюнь, значит уже неисправимо. Значит, родился ещё один писатель. Не буду занимать много времени. У меня есть повесть о жизни животных. Я библиотеке оставлю. Если кому интересно, можете почитать. Насчёт путешествий. Я член географического общества. Я участвовал в нескольких экспедициях самостоятельно и с командами. Вот что интересно. Как правило, команды у нас молодёжные. Последняя кругосветка была 6 человек. Из них четверо по 23-25 лет. Руководителю тогда было 43 года, мне тогда было 61-62. И вот в процессе поездки, начали маршрут с Аляски с высоты принца Уэльского.
Интересная такая деталь. На мысе принца Уэльского у американцев стоит вот такой засиженный птицами, извините крестик. А у нас на мысе Дежнева - огромный барельеф пятиметровый, лиственничный, хотя там леса нет, маяк, всё очень хорошо устроено. С американской территории видно его, мы весь Берингов пролив просматривали, нам посчастливилось, видимо, увидеть великолепное. У американцев в этом плане нет никакого уважения к такой географической замечательной точке. Мы с ребятами по Америке, когда ехали, молодежь  говорит: «Ну надо присматриваться, потом эмигрировать, проехали мы Аляску, Канаду, нижний штат Америки, приезжаем в Мексику, вечером ужинаем, я спрашиваю: «Вы, как решили, мужики, как насчёт эмиграции, и, знаете, у всех неприятие полное возникло. Когда внутри посмотришь. Много примеров приводить не буду.
На самом деле не так хорошо, как всё это кажется. Интересная очень страна – континент Южная Америка. Про неё можно бесконечно интересно рассказывать. Если кто туда поедет, сразу предупреждаю, что криминальная обстановка там ужасная. Если говорить о нас, мы недовольны работой нашей милиции. Так наша милиция святая против того, что творится в Южной Америке. Нас постоянно грабили, нападали, были перестрелки, мы одного даже полицейского спасли раненого от смерти, спускались в жерло вулкана. Такая там обстановка. Хотя там много интересного. Вдвоём туда не стоит ездить, только группой из пяти-шести человек..У вас замечательный есть директор библиотеки. Зовут её Татьяна. Из моих наблюдений. Молодым ребятам советую, выбирая жён, берите девушку с  именем Татьяна , это самые лучшие женщины.
Юлия Нифонтова:
-Это был человек-легенда Камиль Зигамшин. Из Уфы. Гражданин мира. Мои  коллеги всё-таки настаивают, чтобы я прочитала стихотворение, я не готовилась , честно говоря. Но вот раз в журнале в Омске что-то напечатали. То, что тут есть то и
прочитаю. Первое: 
-Родина моя, моя родинка,
Ты навек со мной, ты навек со мной
От крови дворян благородинка…
Юлия Нифонтова читает стихотворение.
-Я вам говорила, что добрая половина наших гостей, это главные редактора литературных журналов, самых знаменитых, самых великолепных. Вы мне, наверное, не верите. Но вот сейчас ещё один будет здесь выступать. И не какой-нибудь, а главный редактор журнала с названием: «Москва», член правления «Союза писателей России» Владислав Владимирович Артёмов:
-Я долго журнал не буду представлять, скажу только, что мы первыми напечатали «Мастера и Маргариту». Я тоже хочу свой роман подарить библиотеке. И книжку стихов.

 

Я прочту одно стихотворение на злобу дня.
Про Украину. Граница есть, а всё равно связи кровные остались . У меня там отец  и брат похоронен. Сёстры живут там. И я на злобу дня написал стихотворение. Что там происходит? Стравили нас, дураков. Теперь там погибают люди. Я посмотрел «Итоги» в интернете. Меня потрясло, как погиб израненный боец, в две минуты умер.
Смерть дурака.
-Ты развейся морок да туман…
…………………..
Читает стихотворение.
Юлия Нифонтова.
-Дорогие друзья, нас торопят. У нас есть буквально две минуты. Но не дать этому поэту слово было бы просто преступлением перед всей читательской и литературной общественностью. Это поэт, которого я открыла для себя на этих литературных чтениях. Человек какой-то ангельской природы, который слышит небеса. Я не буду перечислять его регалии, их очень много. Член правления «Союза писателей России», лауреат многих литературных всероссийских премий, и так далее…
Это поэт с большой буквы. Он есть и в интернете.
Виктор Кирюшин. Город Москва.
-Спасибо. Я вообще заметил, что на таких встречах первым слово всегда дают брюнеткам, потом блондинкам, а лысым в последнюю очередь. А если серьёзно, всегда мучаешься, что прочитать. А вот сегодня таких сомнений нет
 
- Я вообще заметил, что на таких встречах первым слово всегда дают брюнеткам, потом блондинкам, а лысым в последнюю очередь. А если серьёзно. Всегда мучаешься, что прочитать. А вот сегодня таких сомнений нет. Потому что перед встречей мы были в музее имени Василия Шукшина. Нам зачитали письма Василия Макаровича к матери, мамы Шукшина к нему. Этот документ такой душевности. Такой нежности, что просто…
Мне вот хочется прочитать два стихотворения, которые, как мне кажется немножко в тему
Старухи.
По хлябям невообразимым,
Полдня промаявшись в лесу,
Грибов бездонные корзины
Старухи вечные несут…
Читает стихотворение.
Юлия Нифонтова
-Время поджимает ,  к сожалению. И заканчивает наше выступление замечательная женщина, которую любят очень сильно все писатели, потому что она сама не только писатель, она ещё и издатель, журналист, доктор экономических наук. Но самое интересное. Что должно заинтересовать всех пишущих людей, это генеральный директор издательского дома «Тончу»(город Москва) и фамилия её как ни странно тоже Тончу.
Елена Александровна Тончу!
 

-Большое спасибо. Я сегодня рада здесь всех видеть. Я вас приветствую на этой славной земле. Я вас поздравляю с этим днём светлым. Дождь ведь прошёл на горе Пикет. Всем нам будет комфортно и хорошо. Пять лет назад мы с вами встречались и в библиотеке имени В.М.Шукшина и в музее Сростки. Мы презентовали книгу «Дорогая моя , бесценная о Марье Сергеевне Куксиной,  маме В.М. Шукшина, и эта книга очень дорога для меня. Я волнуюсь, говоря эти слова. Когда мы работали над этой книгой, мы много познали.  Я как мать двоих детей, уже дважды бабушка, её боль я понимаю.  Когда изучила обстоятельства её жизни, прониклась её болью. Поняла, осознала её жизнь. Довелось ей одной воспитывать подымать двоих детей. У кого этой книги нет, так почитали бы здесь пришли. Все вы помните и знаете, что собирали мы всё это по крупицам. Клич был такой: у кого какие свидетельства и воспоминания земляков есть, собрать во единое целое. Воспоминания, которые дочь Наталья оставила. Мои коллеги, друзья в музее просмотрели фильм, прослушали беседу, такие волнительные слова из писем! Василий Макарович пишет Марье Сергеевне, Мария Сергеевна Василию Макаровичу, даже после того, как его не  стало. И, вы знаете, все мои друзья, все, кто брал эту книгу, потом мне звонили или при встрече говорили: открываешь книгу, начинаешь читать и слёзы на глазах, потому что такие проникновенные, такие глубинные слова. Почему такое название. Так во первых строках Василий Макарович обращается к своей любимой маме. На обложке – фото. Эту фотографию сделал Юрий Валентинович Григорьев она из семейного архива Григорьевых . она маленького, плохонького качества, но мы её вытянули, сделали и она так удачно легла. И сразу чувствуешь, и сразу видишь взаимоотношения сына и матери, матери и сына. Здесь у нас Оксана присутствует. Встаньте, пожалуйста,  на секундочку, в «Празднике детства она играла, ещё играла в фильме Григорьевой «Говорит Москва» Татьяну. Я когда первый раз этот фильм увидела, так переволновалась, у меня левая рука  онемела, отнялась . После этого, когда я сильно волнуюсь, у меня левая рука немеет. Спасибо вам и низкий поклон. Я не обладаю большим временем, поэтому хочу передать вам большой привет от Григорьевых, которые не смогли по состоянию здоровья быть сегодня с нами, но я думаю, ещё не один раз приедут.
Пять лет назад говорили о том, чтобы создать памятник Матери России в Москве. Памятник неизвестному солдату стоит на Красной площади и все мы приходим, можем поклониться, отца, брата вспомнить. У меня оба деда ушли в войну на фронт и не возвратились, как у многих в семье, у большинства. Даже голос дрожит. Напоминаю. Вы все были инициаторами этого события, и вот мы пишем письма и думаем, что мы всё-таки раскачаем этот вопрос, и всё-таки памятник Матери-России будет у нас в Москве. Спасибо за внимание. Ещё раз с праздником.

 

-Дорогие друзья! В 1984 году на территории нашей библиотеки была заложена аллея памяти Шукшина. В закладке аллеи принимали участие родственники В.М. Шукшина Наталья Макаровна, дочь Екатерина, писатели Алтая и России, среди них был Валентин Распутин, Евгений Гущин, Владимир Свинцов, среди актёров Любовь Соколова, Сергей Никоненко, режиссеры Григорьевы. Сегодня мы продолжаем эту традицию и в честь 85-летнего юбилея Шукшина продолжаем аллею. Такая честь предоставляется присутствующим здесь писателям . Пожалуйста пройдите, оставьте память на нашей земле о себе.