Болотный невидимка - 4

Вадим Светашов
                Болотный невидимка – 4

Хочу рассказать вам ещё об одной удивительной птице-невидимке, с которой свели меня мои скитания по лесам и болотам. В наших краях это обычная, но очень малочисленная птица, хотя читается, что северная граница её ареала проходит южнее, по лесостепи. Называется она  малая выпь или волчок. Волчок населяет берега стоячих водоёмов, густо поросших осокой, тростником и рогозом. Кроме этого он охотно поселяется на кочковатых болотах и торфяниках с ивовыми зарослями и тростником, но при обязательном условии наличия зеркала стоячей воды.
Последний день весенней охоты на водоплавающую дичь. Я на берегу небольшого озера, в охотничьем скрадке, построенного из редких ивовых прутьев, неплотно накрытых стеблями тростника так, что сквозь стенки просматриваются окрестности. Справа и слева от скрадка сплошная стена сухого тростника, позади – некошеный заливной луг, впереди плёс открытой оды озера. На воде, на расстоянии 15-20 метров от скрадка плавают несколько утиных чучел. Охота сегодня не очень удачная. Удалось подманить манком только одного крякового селезня, который после двух кругов над озером грузно плюхнулся среди чучел и был добыт. Взял и случайно выплывшего со стороны широконоса. Правда, дважды подсаживались селезни свистунков, но я их стрелять не стал. Взошло солнце, Утки летать перестали, комаров было ещё мало и я просто досиживал время наслаждаясь чудесным весенним утром.
           Справа в тростнике почудилось какое-то движение. Медленно поворачиваю голову. Удивлению моему нет границ. В полуметре над водой по сухим стеблям  тростника враскорячку вышагивает странное существо. То, что это птица, сомнений не вызывало: две длинных ноги длинными пальцами, цепко хватающиеся за тростник выдавали это. Но выше ног перемещался какой-то комок из светло –бурых перьев с тёмными пестринами. Вот это чудище опустилось ниже, вытянулось параллельно поверхности воды и замерло. С трудом обозначилось веретенообразное тело с коричневой спиной и коротеньким хвостиком. Вытянутая шея, толщиной и длиной с туловище, заканчивалось маленькой головой с длинным острым клювом. Через несколько секунд птица стремительно опустила голову в воду и выхватила из неё малька. Несколько движений головой и маленькая рыбка проскользнула в горло, а птица опять замерла, вытянувшись над водой.
Пока я наблюдал за самкой волчка, из зарослей вышагнула ещё одна птица, примерно такой же величины – не больше галки. Она устроилась на притопленной ветке ивы, втянула шею в плечи, закрыла глаза и стала похожа на сгорбленного старичка, присевшего на завалинку. Я не сразу сообразил, что это тоже волчок, только самец, настолько они различались расцветкой. У него шапочка,  спина и хост чёрные с зеленоватым отливом, щёки и шея серые, крылья чёрные, зоб и грудь кремоые с продольными бурыми полосами. Самка оглянулась, тихо прокаркала «хохр… хохр..» и опять сосредоточенно уставилась в воду.  Видимо, разглядывая  оперение самца, я сделал какое-то неловкое движение, потому что самка вдруг резко вскинулась,  вытянулась вертикально вверх и… исчезла. Только что она была чётко заметна сидящей на стеблях тростника, и вот её нет! Никто не взлетал, никто не убегал, Лишь долго вглядываясь в то место, где она сидела, удалось различить её контур, так она сливалась с водной растительностью.  И всё-таки волчок сумела разглядеть меня за стенкой скрадка. Она издала быстрый и резкий крик «ке-ке-ке-ке-ке» и ловко цепляясь за стебли тростника скрылась из вида. Самец последовал за ней. Я встал в скрадке во весь рост, пытаясь определить путь их бегства, но ни одна метёлка тростника так и не шевельнулась.

                В.Светашов.