Прогулки по родному городу V

Зиновий Бекман
Прогулки по родному городу. V Окончание
   (Из цикла "Улицы и дома помнят")               

                7

        Недалеко от тетра им. М. Горького на пересечении улиц Пушкина и Гоголя  расположено  двухэтажное здание с балконами, построенное в 1911 году, почти одновременно с театром. В его архитектурном облике, как и в театре, узнаются черты позднего модерна. Во время первой мировой войны в этом здании размещался лазарет для раненных офицеров, аптека и офицерский клуб, в советское время – один из отделов Крымского Обкома КПСС и  Университет марксизма-ленинизма.
    Сегодня редкий прохожий пройдёт мимо и не повернет головы, прислушиваясь к, доносившимся из открытых окон, детского звонкоголосого пения, звуков рояля или скрипки. И нет ничего удивительного, потому, что теперь  в этом замечательном здании с нарядным фойе и парадной лестницей на второй этаж, просторными  классами  с высокими потолками и большими окнами; и   прекрасным концертным залом, царствует волшебный мир музыки.
   Теперь  это Симферопольская детская музыкальная школа №1 Совсем недавно, в ознаменование 100-летия её основания, ей было присвоено имя её основателя Сергея Рахманинова.
   А всего четверть века тому назад, на протяжении 40 лет школа ютилась, в довольно убогом помещении, с классами-клетушками и печным отоплением, построенном наспех, в послевоенные годы по улице Карла Маркса,34, рядом с музыкальным училищем. И  поразительно, что именно в то время в ней работала когорта замечательных  педагогов-музыкантов. Они были настоящими профессионалами и обладали незаурядным педагогическим мастерством, высоко подняв планку исполнительского мастерства и музыкально-теоретических знаний учащихся. К сожалению, время неумолимо, и говорить, и вспоминать их, уже приходится  в прошедшем времени, но они заслуживают того, чтобы их не забыли и помнили. Вот неполный список  их имён:
Болгарева Маргарита Васильевна( фортепиано), Никитина Лидия Александрова(фортепиано),  Брискина Ирина Аркадьевна(фортепиано), Айнбиндер Лариса Абрамовна( фортепиано)  Баренбаум Роза Мануиловна( фортепиано)  Справкин Зиновий Ильич(скрипка и школьный симфонический оркестр), Шольц Павел Яковлевич(скрипка), Налбандов Александр Семенович(виолончель), Кравченко Виктор Михайлович(баян), Розбаум Натан Юрьевич(домра, балалайка и народный оркестр), Юркина Вера Александровна(баян и сольфеджио)) Лебединский Давид Иосифович(труба, тромбон и школьный духовой оркестр), Мотрич Светлана Николаевна (фортепиано и музыкально-теоретические предметы), Никитина Ольга Ивановна( хор и сольфеджио). Благославенна их память.

      В сороковые и пятидесятые годы прошлого века музыкальная школа была единственной в Симферополе. Для  поступающих, особенно, в классы фортепиано и баяна были большие конкурсы, из-за чего многие способные дети оказывались за бортом. Недостаток учебных помещений не позволял увеличить контингент учащихся и штат педагогов, а желающих поступить в музыкальную школу  с каждым годом становилось всё больше и больше.
   В конце пятидесятых, на месте  бывшего Центрального городского рынка, заложили сквер им. Тренёва. Оставшееся   двухэтажное административное здание рынка, передали музыкальной школе. Это позволило почти вдвое увеличить контингент школы, значительно расширить набор новых учащихся и штат педагогов. Однако к этому времени первое здание школы по улице Карла Маркса, 34 сильно обветшало: обваливались потолки, проваливались полы и протекала крыша. В отопительный период в коридорах от обилия топок сохранялся устойчивый запах угольного перегара. Техническое состояние здания не только не отвечало санитарно-гигиеническим нормам, но представляло угрозу здоровью и жизни учащихся и преподавателей.
    Администрация и профком школы  тщетно стучались в двери компетентных советских и партийных городских и областных органов. Но, как говорится "воз был и ныне там".
Будучи на протяжении  17 лет председателем профкома, я все эти годы находился в эпицентре тех событий.
  В 80-е годы на экраны страны вышел замечательный фильм "Последний побег"  с Михаилом Ульяновым и Алешей Серебряковым в главных ролях. Но мало кому из кинозрителей известно, что многие  эпизоды фильма снимались  в нашей  музыкальной школе, в её неприглядном  зале, с прохудившимися на сцене полами, которые оказались идеальными для натурных съёмок фильма. Когда завхоз школы узнал, что в зале будет сниматься кино, то накануне съёмок, всю ночь старался, хотя бы как-то  "залатать" полы. Помню, как утром сокрушались оператор и художник фильма за  то, что  "испортили" натуру", которую пришлось теперь  "подправлять" художнику фильма. В съемках фильма  участвовал духовой оркестр школы. Преподаватель школы Давид Иосифович Лебединский консультировал Михаила Ульянова и Алешу Серебрякова, как играть на  трубе.
   За те несколько дней, в течение которых проходили съемки, мы перезнакомились и подружились со съёмочной  группой. Михаил Александрович оказался простым, общительным человеком. В перерывах между съемками, несмотря на усталость, охотно с нами  общался и фотографировался. Узнав о том, что наша музыкальная школа является одной из самых старейших в стране, основанной ещё в начале века самим Сергеем Рахманиновым, возглавлявшим тогда Всероссийское Музыкальное Общество, был обескуражен плачевным состоянием её здания.  Он посоветовал нам написать коллективное письмо на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР и, как Депутат Верховного Совета, обещал свое содействие. Сдержал ли свое слово Депутат и Народный артист Ульянов? Думаю -  сдержал.  Пройдет какое-то время, и администрация школы получила уведомление из Москвы о том, что  наше   письмо переслали для исполнения в Крымский Обком  КПСС. Это  был серьезный посыл.
    Прошло ещё несколько лет, в течении которых городские власти, теперь уже по заданию Обкома партии неоднократно предлагали нам, освобождающиеся ведомственные административные здания, но ни одно из них по разным причинам не подходило для размещения  музыкальной школы и, что не менее важно, поблизости с ними  отсутствовали маршруты городского транспорта. 
   В истории старейшей в Крыму музыкальной школы наступил самый драматический момент. Здание по улице Карла Маркса, 34 было признано непригодным для дальнейшего использования. В связи с реконструкцией, прилегающего квартала города оно подлежало сносу. Не имея возможности предоставить школе другое подходящее помещение, появилась идея о переводе части учащихся вместе с педагогами в другие музыкальные школы.
     Это бы отрицательно  сказалось на престиже школы, её творческой и профессиональной значимости. И в этой, казалось бы, безнадежной ситуации появляется реальная возможность, которую нельзя было  упустить, тем более, что исходила она от самого Обкома партии. Весной 1988 года Крымский Обком КПСС переселялся в новое, построенное для себя административное здание, тут же названное горожанами "Белым Домом".
Уместно напомнить, что для того чтобы его воздвигнуть, строителям пришлось снести целый квартал исторической застройки города, включая любимый многими поколениями  юных симферопольцев, детский кинотеатр "Алые паруса".
    Вопрос о том, кому предоставить освобождаемые Обкомом помещения, решался непосредственно в самом Обкоме на самом высоком уровне.И, если основное здание Обкома по ул. Гоголя было безоговорочно передано Областному краеведческому музею, то на двухэтажное  здание по ул. Пушкина оказалось много претендентов, включая и  нашу школу.
    В аппарате Обкома партии по этому зданию не было единого мнения. Некоторые ответственные работники, когда речь заходила о предоставлении его школе, откровенно пожимали плечами: "Как  можно такое престижное здание отдавать "какой-то музыкальной школе"? Но нас активно поддерживала Заведующая Отделом Культуры Обкома Лариса Александровна Ермоленко, на контроле которой, и находилось пересланное из Москвы наше письмо. С Ларисой Александровной я был знаком более 30 лет, ещё с комсомольских времен, когда она была Первым Секретарем Горкома комсомола, а я членом горкома и секретарем комитета комсомола музыкального училища. С тех пор мы поддерживали добрые отношения.
    - Необходимо действовать быстро и решительно,- подчеркнула она при встрече,-  сейчас многое зависит от мнения Первого Секретаря Обкома Николая Васильевича Багрова. В ближайшие дни я запишу вас к нему на прием и пойду вместе с вами. Он пока еще колеблется в принятии окончательного решения, и пока он его не принял, постараемся его убедить. Неожиданно  заболел директор, и на прием к Багрову Н.В. пришлось идти мне вместе с завучем школы Радеевой Людмилой Максимовной.               
   Прежде нам еще не доводилось бывать в кабинетах столь высокого ранга, и потому, мы испытывали некоторое волнение и оторопь. Хозяин кабинета встретил нас с улыбкой и весьма дружелюбно. Поднявшись со стула, поздоровался с нами за руки, и предложил садиться. Лариса Александровна представила нас. Николай Васильевич поинтересовался, почему нет директора. Я помню каждое сказанное мною слово:
     -  Мы пришли к Вам, Николай Васильевич, потому, что впервые за многие годы появилась реальная возможность, которая может оказаться и последней, предоставить школе достойное помещение. Симферопольскую детскую музыкальную школу №1 нельзя рассматривать как "какую-то музыкальную школу". Это  школа –раритет, колыбель детского музыкального образования Крыма. Она родилась в последней четверти  ХIХ века, как детские музыкальные курсы при Симферопольском отделении Всероссийского Музыкального Общества, а официально была открыта вначале ХХ века самим Сергеем Рахманиновым, возглавлявшим тогда это Общество. На базе нашей школы  впоследствии было открыто музыкальное училище. Неоценим вклад школы в эстетическое воспитание детей. Их тысячи. Сотни из них стали известными музыкантами, исполнителями и педагогами. Педагогические коллективы многих музыкальных школ, музыкального училища и в первую очередь нашей школы, укомплектованы её выпускниками. Школа стала одним из основных музыкально-методических центров Крыма.
   Пройдет не так уж много лет, и Симферопольская детская музыкальная школа №1 сможет отметить свой 100-летний юбилей. Нельзя допустить, чтобы накануне такого знаменательного  события, старейшую и ведущая музыкальную школу не только Симферополя, но и Крыма начали дробить на части. В сложившейся для школы критической ситуации, мы ждем от Вас, Николай Васильевич, понимания и поддержки.
  Несмотря на волнение, я старался быть собранным, говорить четко и логично. Николай Васильевич слушал меня внимательно и, как мне показалось, с участием. Когда я замолчал он, как будто, оправдываясь, всё также улыбаясь, сказал: " Поверьте, товарищи, мы с Ларисой Александровной не считаем вашу школу  какой-то заштатной музыкальной школой. Мы с уважением относимся к вашим творческим достижениям, значимости школы в эстетическом воспитании наших детей. Иначе  бы мы с Вами здесь не встречались. Нас так же волнует  крайне тяжелое положение, в котором  оказался коллектив школы, и надеюсь, сможем вам помочь". Он полистал какие-то бумаги на столе, пробежал их глазами и спросил завуча школы Радееву Людмилу Васильевну:
      -  Если мы вам передадим  здание по улице Пушкина, вы сможете в нем поместить всю школу и освободить здание в парке Тренева"? Людмила Максимовна  ответила, что такой вариант они с директором  предварительно рассматривали и пришли к выводу, что это будет невозможно.
    - В таком случае подытожил Багров Н.В, здание по улице Пушкина 11/19 мы передадим Вам и частично обществу "Знание" .
   Это была ПОБЕДА. Когда мы вышли из кабинета, Людмила Васильевна была вся в слезах, а у меня готово было выскочить сердце. Окрыленные и взволнованные, мы возвращались в школу и мне тогда, даже в голову не приходила мысль о том, какой сюрприз ждет меня в новом здании.               
    Через несколько дней  на Пушкинской я зашел в кафе "Лакомка", единственном  тогда в городе, где можно было выпить кофе, и столкнулся там с Ларисой Ермоленко. Мы поздоровались. Она ещё раз подчеркнула, что очень рада за школу и, похлопав меня по плечу, сказала, что я произвел хорошее впечатление на Николая Васильевича. Потом, как бы невзначай спросила:
    - Золя, а почему ты до сих пор  не в партии?  От неожиданности я поперхнулся:
    - Лариса, а ты забыла, что когда 25 лет тому назад я был на последнем курсе музыкального училища и у меня заканчивался комсомольский возраст, бюро горкома комсомола утвердила группе комсомольских активистов рекомендации для вступления в партию. Но горком партии не счел возможным выдать мне  анкету. Лариса потупила глаза, пожала мне руку и произнесла:"Жаль, ты мог бы быть хорошим директором школы, если бы…?  Я подумал ей вдогонку:
   - Много в моей жизни было "ЕСЛИ БЫ" и главное из них ПЯТАЯ ГРАФА, о которую я не раз спотыкался…            

                9

      Во время летнего отпуска, просочился слух о том, что директора нашей школы В.Е.Ишина переводят на работу в Областное Управление культуры на должность инспектора учебных заведений. Какая чехарда, подумал я. За  23 года моей работы в школе   ШЕСТОЙ директор. Большинство из них  были пришлыми, со стороны, в буквальном смысле временщиками. Должность директора в ведущей музыкальной школе Крыма им нужна была только для карьерного роста. Вот и последний директор, проработал всего 2 года. Как правило, они слабо вникали в учебный процесс и почти не занимались укреплением материальной базы школы. Частая смена директоров не способствовала сплочению коллектива и отрицательно сказывалась на его микроклимате.  На протяжении многих лет возникали всевозможные личностные и трудовые конфликты. Обычным делом были "анонимки" в вышестоящие организации. Мне, как председателю профкома,  приходилось постоянно лавировать между коллективом и администрацией, чтобы, хотя бы как-то сохранять деловые отношения. Тем не менее, из года в год, в работе с учениками школа традиционно добивалась высоких профессиональных результатов. Кто же будет следующим "варягом" на посту директора  нашей школы? С такими мыслями я уехал вместе с женой Еленой, педагогом фортепианного отделения, на отдых и лечение в Прикарпатье, в г. Трускавец.    
   Когда через 3 недели, в конце  двадцатых чисел августа, мы вернулись в Симферополь, то узнали, что директора в школу назначать не будут, а в порядке эксперимента, впервые в Крыму, как потом оказалось, и на Украине, на альтернативной основе проведут  выборы директора тайным голосованием на общем собрании коллектива школы.  Уже были известны имена двух претендентов: Георгий Гвоздарев, директор музыкальной школы №4, бывший педагог нашей школы и Владимир Климашевский, заведующий учебной частью училища культуры. Оба заручились поддержкой городского отдела и областного управления культуры. До даты выборов оставалось несколько дней и всего  два дня до срока принятия заявлений от претендентов.
     В тот же день, когда после отпуска я пришел в школу, ко мне обратилась группа педагогов-ветеранов школы с просьбой выставить свою кандидатуру для участия в выборах. Это предложение явилось для меня неожиданным и застало меня врасплох. Видя мою растерянность, они начали наперебой приводить различные доводы: как педагог и человек я пользуюсь большим  авторитетом в коллективе, как бывший завуч глубоко разбираюсь в учебном процессе, а главное, благодаря своим  человеческим и деловым качествам, давно уже считаюсь в школе лидером. Свидетельство этому то, что коллектив школы столько лет подряд выбирает меня  председателем профкома. И ещё, подытожили они, директором школы должен, наконец, стать тот человек, который бы всей душой болел за дела школы, а не занимал эту должность, как очередное место работы.
    Я до глубины души был тронут словами моих коллег и благодарен им за доверие. Но я не был готов принять решение и потому просил дать мне время подумать. Моя жена Елена присутствовала при этом разговоре. Зная её характер, я был уверен, что она  будет  возражать, но она, как я была растеряна, и мы,  молча, шли домой, каждый думая о своем, а может быть об одном и том же. Эту ночь я почти не сомкнул глаз, представляя меру ответственности, взвалив на себя эту ношу, тем более хорошо зная свой характер – если за что-то берусь или обещаю, то, как говорят, разобьюсь в доску, но выполню.
Как никто другой, я представлял, какой  большой объем  хозяйственных работ
предстояло выполнить: перепланировку и ремонт нового здания. В корпусе, расположенном в парке  Тренёва, уже давно назрела необходимость капитального ремонта буквально всех коммунальных объектов, включая водопровод, канализацию, систему отопления и силовых электрических кабелей. Все предшествующие директора отбрасывали  от себя эту проблему, невзирая на то, что буквально каждый день что-то выходило из строя.
Другая не менее важная проблема - назревшая необходимость  обновления на всех отделах школьного инструментария, мебели и оборудования.
     И, конечно, я думал о том, что, став директором, я какое-то время не додам собственной семье и прежде всего своим детям.
На ум пришли слова Ларисы Ермоленко: "…ты мог бы быть хорошим директором". Где-то подспудно мне хотелось это доказать.
    Перед утром Лена сказала: "Ну что ты так вздыхаешь, я же чувствую, что тебе  хочется стать директором. Попробуй. Может быть, тебя еще не выберут.
Я слышала , что завуч Радеева Людмила Максимовна организовали группу поддержки Гвоздарева и уже неделю обрабатывает коллектив, собирая подписи в его поддержку и, что в их списке уже более половины коллектива. Как позже выяснилось, многие записались в этот список, ещё не зная, что я тоже баллотируюсь  Утром я оставил свое заявление с просьбой допустить меня к выборам в качестве кандидата на должность директора школы.
    Выборы состоялись 28 августа 1988 года за несколько дней до начала нового учебного года. Комиссия подготовила бюллетени для тайного голосования. За ходом выборов и процедурой их проведения следили  представители Центрального райкома партии, горкома профсоюза работников культуры, представители Областного Управления и городского отдела культуры. Каждый из кандидатов выступил с программной речью. Мои предшественники в основном говорили общими фразами: о сохранении в школе её профессиональных традиций, о том, что постараются  установить хороший  контакт в работе с коллективом, будут оперативно решать все проблемы, возникающие в процессе работы.
   Мне повезло, я выступал последним. Избегая общих фраз, отметил по пунктам конкретные проблемы, которые стоят перед коллективом школы и передо мной, как будущим директором. При этом я отметил, что нам будет все по плечу, если мы кардинально  сумеем оздоровить микроклимат в коллективе. В школе не место личной неприязни, распрям, оговорам и анонимкам. В школе должна быть, подчеркнул я, такая обстановка, чтобы в ней было легко жить и работать.
     Я был избран с небольшим перевесом.
После оглашения результатов выборов, присутствующий инструктор Райкома партии спросил меня: "Как Вы собираетесь работать директором в коллективе, в котором у Вас столько врагов?" От такого вопроса я опешил, но быстро нашелся:" Если я их буду считать врагами, то, безусловно,  работать будет  трудно. Однако, я их врагами не считаю, просто сегодня они предпочли на посту директора другого человека. Но пройдет время и я уверен мы станем единомышленниками"
    Утром следующего дня ко мне в кабинет пришла, завуч школы Людмила Максимовна Радеева и, смущаясь, спросила, кому ей следует передать дела завуча школы.
      - Почему, Людмила Максимовна, Вы решили, что Вам надо кому-то передать дела?
      - Ну, как же, Зиновий Петрович, я же открыто до собрания и на собрании
призывала голосовать за Гвоздарева.
      - Но это, же не значит, что Вы были против меня, как человека. Вам казалось, что молодой директор сумеет  внести новую струю в работу школы. Разве не так, Людмила Максимовна? Если я сегодня  назначу нового завуча, то мне на первых порах придется, пока он войдет в курс дела работать и за директора и за завуча.
"Коней на переправе не меняют". Вы опытный завуч. У меня к Вам нет никаких претензий, тем более неприязни. Уверен, мы сможем работать в одной упряжке.
    Мы проработали вместе  восемь лет, Когда я, уезжая, из страны, прощался с коллективом школы, Людмила Максимовна прослезилась и много лет до самой своей кончины писала мне очень теплые дружеские письма. В должности завуча она проработала более  30 лет с пятью  директорами. После моего отъезда директором школы назначили Гвоздарева Г.И. за которого Людмила Максимовна во время выборов так активно агитировала. Вступив в должность  директора школы, он вскоре назначил другого завуча.
    Спустя всего лишь год после  избрания меня директором, я был на приеме у Начальника Областного Управления культуры  Пересунько Вячеслава Петровича и он прямо меня спросил:
     - Признайся, Зиновий Петрович, как тебе удалось создать в школе такую обстановку, что впервые за многие годы к нам не поступило от членов вашего коллектива ни одной жалобы и ни одной анонимки. У тебя там, что вседозволенность или  может быть они все сидят у тебя на шее и понукают тобою? Они же тебя избрали.
    - Нет, Вячеслав Петрович. У нас все строится на взаимном доверии и уважении  друг к другу. Я отношусь ко всем членам коллектива в одинаковой степени ровно, соблюдая требовательность с уважением личности каждого. Работа  в новом здании с замечательными условиями работы, вдохнула в коллектив новую жизнь. Когда идешь на работу в просторный класс, в котором много солнца и воздуха, то идешь, как на праздник.
    Став директором школы, мне пришлось, особенно первые годы, работать, что называется от зари до зари. В Советском Союзе  и после его развала в независимой Украине большинство вопросов  можно было решать только на уровне первых лиц.
     В 1990 году на волне демократии на альтернативной основе я был избран депутатом Симферопольского горсовета. Депутатство открыло мне прямую дорогу к руководству горисполкома, что помогло мне решить самые сложные хозяйственные вопросы и среди них присоединение к школе, примыкающего к ней большого концертного зала с великолепной акустикой. Удалось получить разрешение на  составление проектно-сметной документации для капитального ремонта в здании школы в парке Тренева. Старожилы города наверняка помнят, как влетом 1991 года по территории парка  пролегли  в разных направлениях  3 глубокие траншеи, по которым были проложены новая водопроводная ветка, новый канализационный отвод  и присоединение  школы к центральной отопительной системе с последующей ликвидацией автономной котельной и монтажом внутри помещения новых батарей. В этом же годы в здании  были полностью заменены все силовые электрические кабели.
   Параллельно с хозяйственными вопросами мне удалось значительно обновить инструментарий, учебное оборудование и мебель на всех отделах школы, преодолевая при этом сложности с источниками финансирования.
   По опыту я знал, что авторитет директора  в педагогическом коллективе зависит не только от того , как он решает хозяйственные вопросы, а во многом, от того, что он собою представляет как педагог и методист, каково его участие и влияние на учебный процесс. Я присутствовал на многих академических концертах, возглавлял большинство жюри школьных конкурсов и выпускных экзаменов.  Ежегодно во время моего директорства ученики моего класса и, возглавляемый мною оркестр народных инструментов на республиканских конкурсах, занимали призовые места. За 8 лет, в течении которых я возглавлял школу, 6 моих выпускников поступили в музыкальное училище.
   В начале 90-х годов из среднеазиатских республик после депортации лавиной хлынули в Крым тысячи крымских татар. Среди них оказалось много  высококвалифицированных с консерваторским образованием музыкантов и педагогов, имеющих большой стаж работы в учебных заведениях, в том числе в консерваториях, музыкальных училищах и детских музыкальных школах  Уверен, что было какое-то негласное распоряжение не принимать их на работу, особенно, в крупных городах. Я первый в Симферополе нарушил этот, на мой взгляд, несправедливый навет, и принял больше десяти отличных специалистов.
Примечательно, что ровно через год, некоторых из них пригласили на работу в музыкальное училище.  В это же время мы зачислили в школу более 150 детей крымских татар, среди которых оказалось много способных и музыкально одаренных учеников. В связи с этим нам пришлось увеличить контингент учащихся и соответственно расширить  штат педагогов школы.
  Когда распался Советский Союз, и мы на какое-то время остались без источников финансирования, я обратился в крымско-татарский МЕНДЖЕЛИС(параллельный орган власти) и он оплатил нам приобретение крайне необходимых в тот момент  нескольких пианино.

                *  *  *

    Я счастлив от того, что причастен к тому незабываемому времени, когда, вселившись в новое здание, в школе наступило второе дыхание. Не скрываю, мною двигали азарт и долг , но не было тщеславия, а потому мои откровения, не воспринимайте за бахвальство. Всё что удалось мне сделать, я делал не для себя, а для школы, моих коллег, моих друзей и моих единомышленников.
    Обстоятельства так сложились, что нам пришлось расстаться.
Прошли годы, двенадцать лет. Движимый ностальгическими чувствами, я приехал в Крым навестить дорогие мне могилы, встретиться с родственниками и друзьями. Прогуливаюсь по  Пушкинской  вместе с прохожими не могу пройти мимо открытых окон и не повернуть головы, прислушиваясь к, доносившимся звукам музыки. Нет, я не был учеником этой музыкальной школы, но это моя школа. В далеком 1964 году  молодым, начинающим педагогом, я с трепетом переступил её порог. И в тот день наши судьбы переплелись. За плечами 32 года работы и 32 года жизни. Школа была моим вторым домом, часто первым.
   ЗАВУЧ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРОФКОМА, ДИРЕКТОР… Но главное, состоявшийся в ней, (именно, в ней!), как ПЕДАГОГ, воспитал не один десяток талантливых юных музыкантов.

    Сегодня я прилетел по приглашению администрации школы на празднование 100-летия её основания. Когда я собрался лететь, жена мне сказала: "Прошло 13 лет. Кто тебя там ещё помнит"?
   Торжественное собрание проходит в театре им. Горького. Аншлаг. Праздничное настроение. С приветствиями выступают мэр города, представитель Президента Украины, Зам председателя Верховного Совета Автономной Республики Крым и другие официальные лица. Ведущий вечера  объявляет: "На сцену приглашается, прилетевший к нам из далекого Израиля, бывший директор нашей школы, Зиновий Петрович Бекман. Я выхожу на сцену, и у меня перехватывает дыхание, в горле соленый ком, а в глазах предательские слезы - зал приветствует меня стоя, продолжительными аплодисментами.


                На фото автора Симферопольская ДМШ№1 им. С.В.Рахманинова.
.

.