Путевые заметки

Исаев Вадим Геннадьевич
1.В поезде Ленинград – Львов (Вильнюс –Барановичи).
В тамбуре собрались покурить: мужчина 45-50 лет ( в пижаме), молодой морячок, солдат и я ( в то время лейтенант). Разговор затевает мужчина в  пижаме. Сначала заводит речь о том, где я служу: «Не в сотках ли?»
---Нет.
---А я прошёл финскую и Отечественную войну на «сотках». Артиллерия – бог войны. Ну бог с тобой, где ты там служишь. Я уже своё отвоевал. Всё хорошо, но с одним я не согласен—40 лет существуем, но не было такого, что б у Америки хлеб покупали. Царь-дурак и тот сам продавал, но не покупал.
 
Морячок:
-- Надо уметь его разумно использовать.
Я:
-- Не надо свиней кормить хлебом.
Мужчина 45-50 лет:
--А где те свиньи? Ведь их нет. Видно мало я армии отдал – всего 25 лет. Дослужился до больших чинов, но может быть мало видел. Свинину не видел. Где она? В Москве, Ленинграде, Киеве, Минске?
Я:
-- Ничего подобного. Я живу в П. и у нас свинины сколько угодно
-- Ну хорошо, сходим на ближайшей станции в ресторан и закажем свинину.
Я так скажу: зачем было Сталина ворошить? Не надо так делать. А кто скажет, что потом будет? Придёт новый и скажет то же о Хрущёве. По-моему не стоило говорить правду о том, что у них там творится. Я, например, с именем Сталина шёл в бой, в атаку. А что он многих людей погубил, так кто его  знает сколько погубил Хрущёв? А где он был раньше, когда Сталин действовал?
Я:
-- Такой вопрос задавали Хрущёву. Он попросил встать того, кто об этом спросил. Но «смельчак» притих. Тогда Хрущёв сказал: «Вот такие и мы были».
А потом:  многие жаловались, протестовали. Но это ни к чему хорошему не привело. Многих недовольных убрали, другим просто закрыли рот. Шолохов же писал о беззакониях в селе. Так его чуть было не убрали, если б его не предупредили…

2.В поезде Брест – Москва (Барановичи – Минск ).
Только что я доставил совершенно секретный пакет с результатами инспекторской проверки нашего полка в штаб соединения. Еду в плацкартном вагоне и главное, что меня беспокоит, наличие у меня пистолета с двумя обоймами патронов  к нему. В таких поездках полагается отдельное купе, чтобы в нём не было никого постороннего. Но мне достался билет не в купейном вагоне, а только в плацкартном.
    Когда я кое-как расположился на своём верхнем месте, спрятав кобуру с пистолетом под подушку, вдруг с третей полки, предназначенной для багажа, свешивается ко мне голова мужчины еврейской наружности. Явный безбилетник. Но как он попал в вагон, если при посадке у каждого вагона стоит проводник и проверяет билеты?
   На вид ему лет 30-35. Мне – 22. Мужик давно не брит и вид у него уголовника. На полку шагнул из детективного фильма.  В поезд он забирался где-то до Барановичей, а ехал в Москву. Это стало ясно в ходе разговора с ним. Между тем он женат, есть дети, но с семьёй не живёт и предпочитает платить алименты. В прошлом – танкист (командир танка, старший сержант).
     Хорошо, что мне ехать не до Москвы, а лишь до Минска. Спать мне, конечно, не пришлось, так как такое соседство держало в напряжении всю дорогу.
    Из-за такого искателя приключений  с  третей полки мне эта поездка и запомнилась.
В итоге я благополучно добрался домой.

3.Автобус Поставы – Минск. 7.03.1964. Молодой «гений» -- пижон 1937 года рождения, «окончил три института». Картинно маячил перед глазами, не желая сидеть на своём месте. На каждой остановке выбегал «проветриться». Сзади меня сидел мужчина лет 50. Не брит и под хмельком. На одной из остановок у озера Нарочь подошёл ко мне и ни к кому не обращаясь попросил закурить. Рядом со мною был лётчик – старший лейтенант. Предложили закурить и я, и старший лейтенант. Но «дед» хотел пообщаться именно со мной и потому взял папироску именно у меня. Я уже привык, что «на меня клюют бывшие артиллеристы», т.к. у меня на петлицах были пушки. Так оно вышло и в этот раз. Общий язык мы нашли быстро.
     Попутчик мой оказывается воевал в Финскую войну, «с поляками» и прошёл всю Отечественную войну под началом  Рокоссовского. Как сам он говорил, «ему везло». За всю войну – ни одной царапины, не говоря уже о ранениях. Служил в штабе, ныне – офицер запаса. Деталь: у Рокоссовского были «смертельники». О их наступлении гитлеровское командование каким-то образом ставили в известность заранее ( устраивли «утечку информации»). В итоге немцы драпали за сотни километров, т.к. «смертельники» - народ отчаянный.
     В дороге рассказал 2 анекдота по ходатайству молодого повесы и дипломанта трёх институтов.
    Первый. Выпускник «офицерской школы» (имелось в виду царское время ) с гордым видом прогуливался по городу, щеголяя саблей и новенькой формой. К нему подходит мальчишка и говорит: «Господин офицер, разрешите обратиться?»  «Да». «Сколько сейчас времени?». «Одиннадцать»,-- отвечает офицер. « Так вот: в 12.00 поцелуйте меня в …у на следующем перекрёстке»,- говорит пацан и умчался. Оскорблённый офицер помчался за обидчиком и чуть не сбил с ног, идущего навстречу, генерала.
    Тот остановил офицера и поинтересовался, куда это он так торопится. Последовало объяснение. Генерал посмотрел на часы и говорит: «Так чего же ты так торопишься, ведь до 12 часов ещё целый час, а тут ходьбы 5 минут. Дурак ты».
    Старик несколько раз повторил слово «Дурак», явно его смакуя и наслаждаясь эффектом, какой вызвал анекдот на пассажиров автобуса.

Второй. Муж провожал жену на курорт. Просил друга последить за женой. В случае, если жена загуляет, просил написать телеграмму, условно назвав это явление смертью.
     Такая телеграмма пришла. Но попала она в руки директора совхоза, в котором работал «счастливый» муж. Директор , получив известие о смерти супруги своего сотрудника, просил в ответной телеграмме отложить похороны. На что последовал ответ: «Похороны отложили, но доступ к телу продолжается».
       1964. г.Минск.